Воронина Людмила Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Инновационная модель математического образования дошкольников

Аннотация

Раскрываются основные положения концепции математического образования в период дошкольного детства. Описываются закономерности математического образования дошкольников. На основе концепции предлагается инновационная модель математического образования в период дошкольного детства.

Ключевые слова

математическое образование, дошкольник, модель, инновация

Модернизация российской системы образования является одним из главных направлений развития российского общества и одним из главных условий формирования инновационной экономики России. Данный процесс придал современным системам образования такие инновационные черты, как динамичность, вариативность, разнообразие его организационных форм и содержания. Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Образование периода дошкольного детства является начальным звеном непрерывного образования и направлено на обеспечение условий для самореализации ребенка и его социализации.

Современное содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое [1]. В рамках познавательно-речевого развития закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, таким образом можно сказать, что осуществляется математическое образование дошкольников.

Под математическим образованием в период дошкольного детства мы понимаем целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры, направленный на подготовку детей к применению необходимых математических знаний и умений в процессе жизнедеятельности и осуществляемый в ходе изучения математики на ступени дошкольного образования с целью формирования у детей математических знаний и умений, соответствующих потребностям общества и возможностям интеллектуального развития детей, а также способов рациональной умственной деятельности, способствующих развитию мышления детей и их математической речи. Основными функциями математического образования являются: адаптационная, культурологическая, развивающая и прогностическая. Данные функции взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Однако в реальном образовательном процессе можно наблюдать, что математическое образование дошкольников не реализуется целостно, так как раскрываются только отдельные стороны образования – формирование элементарных математических представлений (обучение математике) и математическое развитие. Почти не обращается внимания на математическое воспитание. Мы считаем, что в процессе математического образования у детей могут формироваться социальные, экзистенциальные и интеллектуальные личностные свойства и качества: мировоззрение, нравственность, эстетические вкусы, трудовые качества, осознанность; тренируется память, внимание, мышление, речь, волевые качества; формируются умения строить математические модели реальных явлений или процессов, воспитывается математический подхода к анализу явлений, умение исследовать некоторые виды математических моделей, выстраивать простейшие алгоритмы деятельности и др.

С нашей точки зрения, главной целью современного математического образования дошкольников является формирование у детей основ математической культуры и готовности личности к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний. Математическая культура ребенка дошкольного возрастаэто личностное интегративное качество. представляющее собой соответствующий особенностям детского возраста результат взаимодействия ценностно-оценочного, когнитивного, действенно-практического и рефлексивно-оценочного компонентов, которые характеризуются соответствующим возрасту уровнем сформированности ценностного отношения к получаемым математическим знаниям (ценностно-оценочный компонент), задаваемым обществом объемом математических знаний и умений, необходимых для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации (когнитивный компонент) и уровнем развития способности к рефлексии процесса (рефлексивно-оценочный компонент) и к практическому применению в самостоятельной деятельности математических знаний и умений (действенно-практический компонент).

В настоящее время в связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, математическому образованию отводится особая роль, так как математика относится к весьма значимым областям знаний. Согласно закону РФ «Об образовании» [2] содержание образования должно быть направлено на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, т.е. содержание образования должно обеспечивать формирование человека для полноценной интеграции в современное общество. Посредством математического образования уже в дошкольном возрасте следует закладывать предпосылки успешной адаптации растущего человека к ускоряющимся процессам информатизации и технологизации общества, закладывать основы необходимой современному человеку математической культуры. Однако в реальном образовательном процессе этого не происходит.

Ребенок – социальная личность, поэтому он полноценно развивается, только находясь в тесном взаимодействии со своей семьей и в гармонии с окружающим миром. Интенсивное развитие информационных технологий накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий, распространение игровых приставок, электронных игрушек, компьютеров, сотовых телефонов, пультов управления домашними приборами оказывает большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. В связи с этим возникает необходимость в «приобщении» детей к современному высокотехнологичному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребенка привычным и естественным, чтобы ребенок уже с дошкольного возраста был адаптирован к данным условиям. Конечно, современный ребенок сможет самостоятельно разобраться, как играть в компьютерные игры, пользоваться пультом управления телевизора, позвонить по сотовому телефону и т.п. (дети в дошкольном возрасте очень любознательны и пытливы), однако успешнее этот процесс будет проходить, если у дошкольников целенаправленно формировать алгоритмические умения и навыки, так как применение компьютеров, игровых приставок и других высокотехнологичных приспособлений требует от человека строгого соблюдения определенной последовательности действий при их использовании, что, в свою очередь, невозможно без предварительного составления алгоритмов или умения пользоваться уже готовыми алгоритмами.

Умение формулировать, записывать, проверять алгоритмы. а также точно их исполнять составляет важнейший компонент математической культуры личности. Поэтому в содержание математического образования дошкольников мы включили изучение алгоритмов и формирование у дошкольников алгоритмических умений, так как данная содержательная линия почти не рассматривается в современных образовательных программах ДОУ (кроме программы «Детство» [3]).

На основе анализа исследований, посвященных различным аспектам дошкольного образования [4-6 и др.], определены специфические закономерности математического образования периода дошкольного детства. учет которых необходим для установления соответствия разрабатываемой концепции современному требованию усиления взаимодействия культурообразующей и рационально-когнитивной составляющих образования:

а) результативность математического образования зависит от степени соответствия структуры и содержания обучения основным тенденциям развития общества в настоящий период, в первую очередь процессам информатизации и технологизации, а результаты обучения зависят от степени включенности математических знаний и умений в процесс адаптации ребенка к современным условиям, связанным с технологизацией и информатизацией;
  • б) качество математического образования определяется структурированием содержания в соответствии с учетом возрастных возможностей детей, характерных для периода дошкольного детства, а образовательные результаты зависят не от объема информации, полученной ребенком в процессе изучения математики, а от степени ее доступности и практической значимости;
  • в) результативность математического образования в период дошкольного детства зависит от его осуществления на основе субъектной познавательной активности всех участников образовательного процесса;
  • г) успешность формирования у детей основ математической культуры зависит от того, насколько применяемые способы организации учебно-игровой деятельности обеспечивают развитие структурных компонентов математической культуры ребенка дошкольного возраста (ценностно-оценочного, когнитивного, действенно-практического и рефлексивно-оценочного), которые способствуют целостности становления всех сторон математической образованности личности и реализации адаптационной функции математического образования периода дошкольного детства к процессам информатизации и технологизации общества.

  • Математическое образование дошкольников необходимо организовать таким образом, чтобы обеспечить интеграцию математической деятельности ребенка в его самостоятельную деятельность на основе включения в цели, содержание и формы математического образования адаптационного компонента, связанного с необходимостью адаптации ребенка к процессам технологизации и информатизации общества. Данный компонент в структуре содержания выражается через выделение алгоритмической линии, а в рамках организационных форм – через различные виды игр, режимные моменты, связывающие алгоритмическую и практическую деятельность. У ребенка необходимо формировать представление о взаимосвязанных и последовательных операциях. следует показать ему необходимость использования в самостоятельной деятельности различных видов алгоритмов.

    В образовательном процессе ДОУ целесообразно использовать различные организационные формы совместной деятельности педагога и детей, такие как игры-занятия, экскурсии и наблюдения, чтение литературных произведений, а также формы организации самостоятельной деятельности детей - игровые упражнения с сенсорными эталонами, творческие игровые задания, алгоритмические, логические игровые упражнения, конструктивные игры и др. на математическом материале.

    В структуре математического образования метод понимается как система последовательных взаимосвязанных действий педагога и детей, обеспечивающих усвоение содержания математического образования с целью формирования математической культуры. В процессе математического образования дошкольников при выборе методов следует опираться на три классификации. по источнику приобретения знаний (словесный, наглядный, практический), по способу приобретения знаний (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, проблемного изложения знаний, исследовательский), по характеру движения мысли от незнания к знанию (дедуктивный, индуктивный).

    В качестве средств математического образования дошкольников целесообразно использовать средства, обеспечивающие включение ребенка в самостоятельную деятельность (задания (включающие использование исторического материала), дидактический материал, ТСО, в том числе персональные компьютеры и др.).

    Необходимым условием функционирования системы математического образования является реализация непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования посредством организации их специальной теоретической и методической подготовки с целью создания условий для реализации математического образования, соответствующего современным тенденциям усиления взаимодействия культурообразующей и рационально-когнитивной составляющих образования.

    Таким образом, суть концепции математического образования периода дошкольного детства заключена в идее организации и обеспечения взаимопроникновения разных видов деятельности. которые помогают ребенку овладевать средствами и способами освоения необходимого для данного возраста уровня математической культуры, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать позицию субъекта в процессе математической деятельности.

    Сочетание перечисленных теоретических положений концепции представляет собой инновационную модель математического образования в период дошкольного детства. Проведенное нами исследование, направленное на поиск новой, соответствующей современной стадии развития общества модели математического образования в период дошкольного детства, позволило обосновать новое направление его проектирования в соответствии с парадигмой взаимодействия рационально-когнитивной и культурообразующей составляющих образования. При этом одной из главных её характеристик является адаптивность математического образования периода дошкольного детства к развивающимся в обществе процессам информатизации и технологизации.

    Литература

    Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). – М. Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 32 с.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании». – 3-е изд. (Серия «Федеральный закон») – М. ИНФРА-М, 2001. – 52 с.
  • Детство. Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб. Акцидент, 1997. – 224 с.
  • Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М. 2009. – 42 с.
  • Зебзеева В.А. Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 53 с.
  • Коломийченко Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Челябинск, 2008. – 44 с.

  • Рекомендовано к публикации:

    А.А.Ахаян. доктор п едагогических наук, член Р едакционной Коллегии

    Ludmila V. Voronina

    С andidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chair of Mathematics and its teaching methodology in Primary School, Urals State Pedagogical University, Yekaterinburg,

    The innovative model of mathematical education of preschool children

    This article opens up conception of mathematical education in the period of preschool childhood. The conformity to law of mathematical education of children under school age is described. The innovative model of mathematical education in the period of preschool childhood is proposed is created on the base of the conception.