Горшкова. Развитие двигательной сферы ребенка и проявление в ней эмоциональных состояний

Горшкова Е. В. Развитие двигательной сферы ребенка и проявление в ней эмоциональных состояний // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко. Т. В. Лаврентьевой. — М. Гном-Пресс, 1999. — С. 45—55. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=89836.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ В НЕЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Степень развития движений — важный показатель состояния здоровья ребенка, как физического, так и психического. При рассмотрении двигательной сферы целесообразно учитывать разные ее аспекты, такие, как развитие моторики, проявление в движениях эмоциональных состояний ребенка.

Развитие моторики

Моторика, или техника выполнения движений, характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т. д. Здесь внимание обращается на работу крупных мышц ног, корпуса, плечевого пояса (крупная моторика) и работу мелкой, тонкой мускулатуры кистей рук, пальцев (мелкая моторика). Если моторика развита хорошо, то это дает основание предполагать, что ребенок физически и психически развит нормально.

Проверка развития моторики может проводиться с разными целями, например для того, чтобы выявить достижения детей, их двигательные умения и навыки, приобретенные за год. Такая проверка требует довольно длительного времени, и воспитателю целесообразно проводить ее в течение года в форме наблюдения за каждым ребенком группы, руководствуясь при этом требованиями программы по соответствующему разделу. Возможен и другой подход, построенный по принципу индивидуального тестового обследования, позволяющий охарактеризовать развитие моторики ребенка по глобальным показателям и на этой основе установить его соответствие (или несоответствие) возрастным нормам.

Тесты (задания) для детей дошкольного возраста (начиная с 3 лет), предложенные здесь, направлены на выявление развития моторной координации, одного из основных компонентов движения. Большинство заданий представляют собой упражнения с предметами (в том числе физкультурными снарядами, атрибутами).

Для их выполнения ребенку нужно приноровить движения своего тела к особенностям того или иного предмета. Если у ребенка есть нарушения координации, то неточности в выполнении движений проявляются в том, что он задевает, роняет предмет или, наоборот, промахивается мимо него и т. п. Эти упражнения дают воспитателю возможность быстро и легко определить результат выполнения задания.

В конце года каждому ребенку той или иной возрастной группы предлагается по 3 задания. Два из них отражают развитие крупной моторики (упражнение со статично расположенными предметами и упражнение с подвижным предметом — мячом), третье выявляет работу мелкой моторики. Физические нагрузки в упражнениях соответствуют минимальной возрастной норме. Поэтому, когда ребенок не справляется с заданием, воспитателю следует дополнительно позаниматься с ним. Если же дошкольник не в состоянии выполнить аналогичное задание для более младшего возраста, то это тревожный сигнал, требующий не только усиленной дополнительной работы воспитателя с ребенком, но и, возможно, консультации у специалиста.

Тесты составлены с учетом требований типовой программы детского сада по разделу «Физическое воспитание»; выборочно используются тесты из методики Н. Озерецкого. Предлагаемые задания просты в организации и определении результатов, не требуют много времени и могут проводиться воспитателем на физкультурных занятиях, прогулке или в групповой комнате. Тестирование осуществляется индивидуально с каждым ребенком (так легче фиксировать результат).

ДЕТИ 3—4 ЛЕТ (вторая младшая группа)

1. Пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны (в удобном для ребенка темпе, но без остановок).

Невыполнение теста: ребенок останавливается во время продвижения по скамейке, сходит с нее (не дойдя до конца). При неудаче тест можно повторить, но не более 2 раз.

2. Ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3—4 раза подряд, в удобном для ребенка темпе, но без больших пауз).

Невыполнение теста: ребенок теряет мяч, не выполняя минимальной нормы.

При неудаче ребенку можно предложить 1—2 повторные попытки.

3. Перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, фишки, горошины и т. п. — всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую картонную коробку (10х10 см; высота стенок — 2,5 см); следить, чтобы ребенок взятый им предмет не бросал, а укладывал в коробку. Правши выполняют задание правой рукой, левши — левой, в удобном темпе, но без остановок.

Невыполнение теста: ребенок неточно захватывает предмет пальцами (промахивается, упускает, роняет); бросает предмет в коробку или, задевая ее, опрокидывает.

При неудаче ребенку можно предложить 1—2 повторные попытки.

ДЕТИ 4—5 ЛЕТ (средняя группа)

1. Перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе.

Невыполнение теста: ребенок задевает ногами рейки лестницы при перешагивании; пытается удержать равновесие, хватаясь руками за лестницу; останавливается, долго переступает с ноги на ногу перед перешагиванием.

При неудаче можно предложить ребенку одну повторную попытку.

2. Подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками (не менее 3—4 раз подряд в удобном для ребенка темпе).

Невыполнение теста: ребенок теряет мяч, не выполняя минимальной нормы.

При неудаче можно предложить ребенку 1—2 повторные попытки.

3. Нанизывать бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Для удобства выполнения задания бусины (20 шт.) находятся в небольшой коробке на столе, откуда ребенок берет их по одной.

Невыполнение теста: ребенок не может продеть леску в бусину, роняет предметы; не завершает задание, оставив часть бусин ненанизанными.

При неудаче ребенку можно предложить повторную попытку (спустя какое-то время).

ДЕТИ 5—6 ЛЕТ (старшая группа)

1. Пройти по скамейке, перешагивая один за другим 3 набивных мяча (или предметы, их заменяющие), руки на поясе.

Невыполнение теста: ребенок задевает мячи; останавливается; долго переступает с ноги на ногу перед перешагиванием.

При неудаче можно предложить ребенку повторную попытку.

2. Отбивать мяч о землю (не менее 4—5 раз подряд в удобном для ребенка темпе). Выполняется сначала правой, потом левой рукой.

Невыполнение теста: ребенок теряет мяч, не выполняя минимальной нормы.

При неудаче можно предложить ребенку 1—2 повторные попытки.

3. Вдеть шнурок в ботинок (зашнуровать «крест-накрест») и завязать бантиком. Вместо ботинка можно использовать специально подготовленный плоский шаблон из твердого картона или тонкой фанеры, на котором отверстия (диаметр — 3—4 мм) расположены в 2 ряда (не менее 5 в каждом ряду, с интервалом 1,5 см; расстояние между рядами — 3 см).

Невыполнение теста: ребенок нарушает порядок шнурования, пропуская дырочки и т. п.; не может завязать бантик.

При неудаче можно предложить ребенку 1—2 повторные попытки.

ДЕТИ 6—7 ЛЕТ (подготовительная группа)

1. Бегать с преодолением препятствий: обежать «змейкой» кегли, стоящие на одной линии (5 штук с интервалом 60—70 см), преодолеть (перескоком с ноги на ногу) 5 «барьеров» один за другим (гимнастические палки на опорах в 15—20 см от пола), пролезть в большой обруч, поднятый над полом на 25—30 см.

Невыполнение теста: ребенок задевает (сбивает) предметы, переходит с бега на шаг или на бег с медленным продвижением вперед («бег на месте»).

При неудаче можно предложить ребенку еще одну попытку.

2. Подбросить мяч вверх двумя руками, хлопнуть в ладоши и поймать его двумя руками 5—7 раз подряд.

Невыполнение теста: ребенок теряет мяч; заметно затягивает паузу между ловлей и подбрасыванием мяча; пропускает хлопки.

При неудаче можно предложить ребенку еще 1—2 попытки.

3. Прикасаться по очереди концом большого пальца к кончикам пальцев той же руки (5, 4, 3, 2) и потом — в обратном направлении (2, 3, 4, 5); выполнять в подвижном темпе, сначала для правой руки, потом для левой.

Невыполнение теста: ребенок касается двух пальцев сразу; пропускает один из пальцев, касается несколько раз подряд одного и того же пальца (касание указательного пальца 2 раза подряд при смене направления ошибкой не считается).

При неудаче можно предложить ребенку еще по 1—2 попытки для каждой руки.

Показатели развития моторики

3—4 года:

— ребенок может пройти по гимнастической скамейке;

— ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками (3—4 раза);

— перекладывает мелкие предметы (со стола в коробку).

4—5 лет:

— ребенок перешагивает через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на высоте 20 см от пола;

— подбрасывает и ловит мяч двумя руками 3—4 раза подряд;

— нанизывает бусины на леску.

5—6 лет:

— ребенок способен пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи;

— отбивает мяч о землю одной рукой 4—5 раз подряд;

— может продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

6—7 лет:

— ребенок бегает, преодолевая препятствия: обегает кегли, пролезает в обруч и т. д.;

— подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5—7 раз подряд);

— может большим пальцем поочередно прикасаться к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно).

Проявление эмоциональных состояний

в движениях

То или иное эмоциональное состояние проявляется в индивидуальной манере воспроизведения движения, называемой выразительной моторикой. Она зависит от присущих ребенку особенностей пластики, его общего настроения в данный конкретный момент, его отношения к движению (выполняется оно увлеченно или принужденно) и т. п. Выразительная моторика включает мимику (движения мимической мускулатуры, определяющие различные выражения лица), пантомимику (осанка, поза, жестикуляция и др.) и «вокальную мимику» (высота и тембр голоса, интонации, динамика, темп речи, артикуляция и т. д.). По выразительной моторике судят об эмоциональном состоянии ребенка, которое может быть присуще ему постоянно (как черта характера) или вызывается конкретными обстоятельствами.

Опытный, внимательный воспитатель, ориентируясь по выразительной моторике того или иного ребенка, не затруднится ответить на вопрос об индивидуальных особенностях его эмоциональной сферы: склонен он радоваться или печалиться, насколько бурно проявляются его эмоции, изменчиво его настроение или он, напротив, «застревает» на каком-нибудь одном переживании и т. п. Большая часть тех внешних проявлений эмоциональной сферы, которые мы можем наблюдать непосредственно по движениям дошкольника, характеризует так называемый эмоциональный фон ребенка (его эмоциональное отношение к миру вообще, будь то мир людей или предметов), его чувствительность (одно и то же событие у кого-то вызывает переживания, а кого-то оставляет равнодушным), глубину эмоциональных переживаний, подвижность эмоции. Очевидно, что эти характеристики эмоциональной сферы в большой степени обусловлены как врожденными особенностями ребенка, так и его семейной ситуацией развития, и в них у разных детей может наблюдаться широкая вариативность индивидуальных проявлений. Казалось бы, индивидуальные особенности эмоциональных проявлений весьма устойчивы и неизменны, однако это не совсем так. Существуют две «линии», по которым могут проходить изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Одна «линия» — это закономерные общевозрастные изменения. Они наблюдаются у любого ребенка, не имеющего задержек в развитии.

Какими бы ни были индивидуальные особенности, на протяжении

всего дошкольного детства у детей формируется способность контролировать свои эмоции, чему способствует освоение ими языка эмоций, т. е. гаммы переживаний, настроений, которые выражаются во внешних движениях, в социально приемлемых формах поведения. В результате проявления эмоциональных переживаний становятся более социализированными. Поэтому, например, в ситуации, когда младший дошкольник начал бы громко плакать, старший дошкольник лишь печально вздохнет и сделает обиженное лицо.

В дошкольном детстве происходит «переориентация» зависимости эмоциональных состояний, которая связана с расширением «ближайшего окружения» ребенка и его общей успешности. Так, если в раннем детстве эмоциональные переживания ребенка были обусловлены исключительно взаимоотношениями с родителями, то в дошкольном возрасте ребенок становится чутким, эмоционально-ориентированным и на взаимоотношения сначала с воспитателями, а затем и со сверстниками (причем к старшему дошкольному возрасту отношения со сверстниками становятся для ребенка более значимыми).

По мере взросления ребенка, с увеличением видов деятельности, в которые вовлекается дошкольник, происходит расширение спектра эмоций (чувств) и их углубление. В зависимости от того, с какой сферой жизнедеятельности ребенка соотносятся эмоции, различают интеллектуальные (например, любопытство), социальные (например, сочувствие, любовь, ненависть), эстетические (например, чувство прекрасного, чувство юмора), моральные (чувство долга, чувство вины). Понятно, что с расширением спектра эмоций и их углублением происходит обогащение «репертуара» выразительных движений, по которым эти эмоции распознаются. И если у старшего дошкольника набор выразительных движений такой же, как у младшего, то это может быть серьезным сигналом отставания ребенка в развитии.

Другая «линия» изменений — это коррекция эмоционально-двигательной сферы ребенка, которая становится возможной благодаря теснейшей взаимосвязи движения и эмоции. Известно, что физические упражнения способствуют появлению и укреплению положительного эмоционального фона, который, в свою очередь, повышает обучаемость детей, в том числе делает более эффективным освоение двигательных умений и навыков, позитивно сказывается на общем физическом тонусе и т. п. Кроме того, с помощью различных движений и упражнений, которые предлагаются детям

для выполнения, можно влиять на их личностные черты, уменьшая проявления нежелательных и активизируя, укрепляя положительные.

Все названные изменения в эмоциональной сфере ребенка, а также его постоянные индивидуальные черты можно отследить, используя диагностику выразительной моторики. Для этого не требуется создания специальных условий или проведения особых занятий, достаточно лишь наблюдения за ребенком в его повседневной жизни и заполнения схемы описания особенностей проявления эмоциональной сферы ребенка в движении (в конце года, в каждой возрастной группе). Приводим упрощенный вариант такой схемы. Она заполняется на каждого ребенка по результатам наблюдения за его двигательными проявлениями — путем подчеркивания1 тех или иных присущих ему особенностей. (В каждом пункте могут быть выделены один или несколько признаков; недостающие в схеме, но наблюдаемые у ребенка признаки необходимо дописать в соответствующем пункте.)

Описание особенностей проявления

эмоциональной сферы ребенка в движении

1. Осанка:

а) общий вид: распрямленный, сутулый, сгорбленный, напряженный, расслабленный, подобранный, скованный, естественный, свободный, непринужденный, величественный, приниженный, подавленный. Осанка без резких особенностей;

б) голова поставлена прямо, склонена набок, откинута назад, опущена, втянута в плечи;

в) плечи распрямлены, сдвинуты вперед, назад, приподняты, опущены, одно плечо выше другого, ребенок передергивает плечами;

г) корпус (туловище) прямой; искривление позвоночника (лордоз, кифоз, сколиоз)2. Живот втянутый, вздутый, отвислый. Ребенок ходит корпусом вперед, откинув корпус назад, склонив корпус в сторону, качает при ходьбе бедрами, корпусом из стороны в сторону; стоит (сидит) и двигается бочком;

д) руки прижаты к корпусу; локти не прижаты к корпусу; локти торчат в стороны; ребенок размахивает руками сильно, средне, слабо; скрещивает руки, переплетает пальцы; ладони повернуты внутрь, наружу вперед, назад; пальцы сжаты в кулаки, растопырены, выпрямлены, скрючены (полусогнуты), чрезмерно разогнуты;

е) ноги выпрямлены, подогнуты в коленях; в положениях стоя или сидя: перекрещиваются, плотно сжаты, расставлены широко, узко. Ребенок ходит, не сгибая ног, подогнув ноги в коленях, естественно сгибая-разгибая колени; на цыпочках, с пятки, стучит пятками при ходьбе, ставит стопы носками наружу, внутрь, параллельно одна другой.

2. Походка. Ребенок спотыкается, падает, задевает нога за ногу, волочит ноги, шаркает, топает, разбрасывает ноги в стороны, семенит, подпрыгивает на ходу, ходит, как на пружинках. Походка быстрая, медленная, ровная, порывистая, плавная, угловатая, неуверенная, неуклюжая, грациозная, скользящая, эластичная, скованная, размеренная; походка манекена.

3. Поза. Однообразие, разнообразие поз. Естественность, искусственность, напряженность, скованность позы; вычурные позы. Резкость, быстрота, постепенность, медленность, порывистость, плавность в перемене позы. «Излюбленные» позы (какие?).

4. Мимика. Живая, вялая, бедная, богатая, маловыразительная, выразительная, естественная, наигранная, свободная, рассчитанная, напряженная, спокойная. Плавность, порывистость, резкость, постепенность, быстрота, медленность перехода от одного выражения лица к другому; внезапное, постепенное, длительное, короткое застывание на одном выражении. Гримасничанье. Анемичное (неподвижное) лицо. Разобщение отдельных участков мимики. Дифференцированная мимика.

5. Выражение лица. Взгляд прямой, открытый, потупленный, хмурый, исподлобья, лукавый, заинтересованный, невыразительный, отсутствующий, затуманенный, застывший, блуждающий. Выражение лица осмысленное, тупое, грустное, несчастное, веселое, напряженное, спокойное, лукавое, хитрое, угрюмое, брезгливое, надменное, самодовольное.

6. Жестикуляция. Живая, вялая, бедная, богатая, маловыразительная, выразительная, естественная, наигранная, рассчитанная,

напряженная, спокойная, связанная, порывистая, резкая, закругленная.

Преобладающие жесты (какие?).

7. Речь. Голос тихий, громкий, глухой, резкий, пронзительный, визгливый, дрожащий, срывающийся, хриплый, надтреснутый, гнусоватый, ломающийся. Звукопроизношение правильное, неправильное; картавость, шепелявость, смягчение согласных (после гласных), перестановка слогов, букв. Заикание. Темп речи ускоренный, замедленный, прерывистый, меняющийся, постоянный. Речь выразительная, невыразительная, монотонная, отрывистая, протяжная, неотчетливая, четкая, бормочущая, с придыханием, певучая, мелодичная, скандированная, смазанная.

8. Нарушения психомоторного поведения:

а) психомоторное беспокойство: непоседливость, перебирание в руках предметов, разбрасывание предметов, беготня, хватание, лазанье и т. п. Богатство, бедность, неутомимость, непродуктивность, бесцельность движений, ограниченность, отсутствие целесообразных движений;

б) психомоторная заторможенность: ступор, автоматическая подчиняемость, малоподвижность, вялость, застывание в одной позе, сохранение подолгу одного и того же выражения лица.

Периодичность, нерегулярность в смене психомоторного беспокойства и заторможенности; отсутствие смены. Тики. Тремор (трясение, дрожание).

9. Сведения о моторике со слов лиц, наблюдающих ребенка в повседневной жизни (родители, другие педагоги):

а) общая характеристика двигательной сферы ребенка: неуклюжесть, ловкость, мешковатость, грациозность, нерасторопность, отчеканенность, порывистость, плавность, суетливость, размеренность, развинченность, подобранность, живость, вялость, возбужденность, заторможенность, скованность, естественность, искусственность, легкость, тяжеловатость, эластичность, угловатость, точность, быстрота, замедленность, сила, слабость, обилие, бедность, резкость, плавность, размашистость движений;

б) способность к трудной и продолжительной работе: быстро, медленно проявляются признаки утомления;

в) в чем обнаруживаются успехи: физкультуре, ритмике, танцах, ручном труде (каком?), рисовании, лепке, музыке (какой инструмент?).

***

Оценка

1. Признаки психомоторного неблагополучия. Сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, приподнятые плечи или одно плечо выше другого; руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки). Походка на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена. Позы застывшие, скованные, однообразные. Бесцельность, непродуктивность движений при их обилии или психомоторная заторможенность. Жестикуляция и мимика вялая, бедная, маловыразительная; гримасничанье, анемичное (неподвижное) лицо; недифференцированность, разобщенность отдельных участков мимики. Речь невнятная, невыразительная, монотонная, заикание и т. п.

2. Признаки психомоторного благополучия. Естественность, свобода, непринужденность. Осанка прямая (без напряжения) или без резких особенностей; голова поставлена прямо, плечи расправлены, корпус прямой, живот втянут. Походка естественная, упругая. Естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, их смене. Взгляд прямой, открытый, заинтересованный; выражение лица осмысленное, радостное («светлое»); мимика живая, выразительная, естественная, свободная, спокойная. Речь внятная (после 5 лет), выразительная, певучая, мелодичная и т. п.

3. Признаки, отражающие индивидуальные черты характера. Голова склонена набок, откинута назад, опущена. Ребенок подает корпус вперед или отклоняет назад, при ходьбе качает корпусом из стороны в сторону. Расставляет локти в стороны, размахивает руками сильно, средне, слабо; ладони повернуты внутрь, вперед, назад («открытые» или «закрытые»). Позы с перекрещенными руками и ногами. Ходит не сгибая ног, подогнув ноги в коленях, стучит пятками при ходьбе, ставит стопы носками наружу, внутрь, параллельно одна другой; волочит ноги, шаркает, топает, разбрасывает ноги в стороны, семенит, подпрыгивает на ходу, ходит, как на пружинках. Движения и жесты быстрые, медленные, порывистые, плавные, угловатые, неуклюжие, грациозные, эластичные, размеренные. Взгляд потупленный, хмурый, томный, лукавый, затуманенный, блуждающий; выражение лица хитрое, брезгливое, надменное, самодовольное, смущенное, добродушное. Голос тихий, громкий, глухой, резкий, пронзительный, визгливый, дрожащий, хриплый; темп речи ускоренный, замедленный, прерывистый, меняющийся, постоянный; речь отрывистая, протяжная, бормочущая, скандированная, с придыханием и т. п.

Сноски

Сноски к стр. 52

1 Для этого приведенная схема ксерокопируется (по экземпляру на каждого обследуемого ребенка). Если нет возможности использовать этот способ, можно, руководствуясь схемой, выписывать отмеченные признаки отдельно по каждому ребенку.

Сноски к стр. 52

2 Можно использовать данные медицинского осмотра.