Развитие логического мышления у дошкольников

В последние годы вопрос необходимости специальной работы над развитием логического мышления ребенка дошкольного возраста приобретает особую остроту в связи с появление новых учебников для начальных классов, требующих от ребенка активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания уже с первых уроков в 1 классе.

Ситуация такова, что от ребенка, пришедшего в 1 класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. В этой связи довольно часто в последние годы при проведении входного тестирования будущих первоклассников проверяют на уровень развития логического мышления уже в процессе прием в 1 класс. Низкий уровень закономерно ведет к отказу в приме ребенка в классы с насыщенными программами обучения, в гимназические классы. Причина в том, что недоработки в развитии логической сферы первоклассника уже в первый год обучения создадут ему большие трудности и трудности эти не будут уменьшаться с переходом в следующие классы, а будут расти, поскольку материал будет усложняться.

Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

Непосредственный опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать формирование простых логических действий (приемов мышления) можно уже в 3-4 летнем возрасте (на соответствующем материале и соответствующими методами) и тогда к 6-7 летнему возрасту они могут быть сформированы на весьма высоком уровне.

Рассмотрим способы формирования логических приемов умственных действий у дошкольников. Формирование этих приемов является важным как с общеобразовательной точки зрения, так и с точки зрения развития процесса мышления ребенка. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов наблюдается значимое повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения. Обучающая деятельность, которая организована педагогом, родителем, может значительным образом влиять на уровень развития ребенка. Это обуславливает то, что методически заниматься формированием и развитием логических приемов мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста, регулируя соответствующим образом сложность предлагаемых заданий.

Ниже представлены примеры различных заданий, направленных на формирование логических действий у дошкольников.

Используя игровой и дидактический материал выполнить следующие задания:

– упорядочить по возрастанию или убыванию: матрешки, вкладные мисочки, пирамидки;

– распределить предметы по размеру: по длине, по высоте, по ширине;

– если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты и т. д. и просто по «величине» (с указанием того, что считать «величиной») – если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту) ;

– разложить предметы по степени интенсивности окраски (по цвету) ;

– найти «лишнюю» фигуру (предмет, объяснить почему;

–выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие;

– конструирование: мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие данному возрасту, пазлы;

– разгадывание загадок;

– классификация по математическим (по общему названию, по размеру, по цвету, по форме) и нематематическим признакам (что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в лесу и кто в доме; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу) ;

– назвать по одному общему понятию 5 и более родовых понятий;

– указать кто или что лишнее в перечне и объяснить почему;

– распределить объекты на группы, объяснить почему;

– подобрать картинки в пустые клетки;

– продолжить заданную последовательность;

– дорисовать картинку;

– найти отличия в картинках

и другие задания.

2. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Учебное пособие для подготовки детей к школе 1000 упражнений для подготовки к школе. Издательство «Планета детства» 2007