Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников»

Развитие интеллекта ребёнка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нём «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.

Речь. Любая деятельность человека требует не только понимания им слов родного языка, но и употребления их в речи (воспитание звуковой культуры речи, расширение и активизация словарного запаса) ; нужно уметь складывать слова – «кирпичики» в предложения: изменять по падежам, числам, родам и т. д. (развитие грамматического строя речи, нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи) .

А, если все составляющие интеллекта так важны, то в каком возрасте нужно заниматься их развитием?

По данным современных психологов, логопедов, педагогов – в возрасте 3-5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; в этом возрасте также особо выражено «чутьё» ребёнка к языку.

Время возникновения предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребёнка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения, целесообразнее начинать его с 3-хлетнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий и, тем, темп развития которых индивидуален, и отстает от средней возрастной нормы.

Советы родителям:

Как заниматься с ребёнком?

- Дорогие взрослые, помните, что ваши задания должны носить не оценочный, а обучающий и развивающий характер.

- Главное при работе – не сумма освоенных ребёнком знаний, а развитие у него желания учиться.

- Ребёнок будет заниматься успешно, если он хочет заниматься, а ни занимается потому, что его заставляют. Ваша задача - превратить ваши требования в желания ребенка.

- Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, отмечайте только его собственные успехи и достижения.

- Следует помнить, что продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Если ваш ребенок посещает детский сад, то достаточно одного занятия в день. Если ребёнок не посещает детский сад, то в день можно провести два таких занятия с интервалом не менее 15 минут.

- Для каждого занятия следует подбирать задания как в устной форме, так и на рабочих листах.

-Желательно задания на рабочих листах выполнять простым карандашом (кроме тех, где предусмотрена работа с цветом). Это даст вам возможность предложить ребёнку повторить задание при неуспешном первичном решении.

- Для одного занятия старайтесь подбирать упражнения разных направлений, например, упражнения для развития внимания, связной речи, развития словаря.

- В начале занятия для обеспечения положительного настроя лучше предлагать те типы упражнений, которые ребёнок освоил в ходе работы на предыдущих занятиях.

- Не забывайте повторять те задания, выполнение которых вызывало трудности у ребёнка.

- Оказывая ребёнку помощь при выполнении каких-либо заданий, не выполняйте задание за него: лучше задайте наводящий вопрос, предложите 2-3 варианта ответов, вернитесь к заданиям того же типа, выполненным ранее.

-Если ваш ребёнок не справляется с заданием – не страшно: отложите выполнение задания до следующего занятия и подумайте, почему ребенок не справился с заданием.

Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на одном занятии решалось несколько задач. В то же время, зная проблемы конкретного ребёнка, вы можете подобрать соответствующие упражнения, ориентируясь на целевую направленность заданий. В данной таблице определена целевая направленность заданий. Это поможет избежать односторонности в занятиях при определении их содержания.

№ Цели заданий Задания в устной форме Задания на рабочих листах

1 Воспитание звуковой культуры речи - Изобрази (по подражанию) .

- Сымитируй движением, молча (по подражанию) .

- Сымитируй движением со звуковым сопровождением (по подражанию) .

- Пальчиковые гимнастики.

- Артикуляционная гимнастика - Изобрази (по картинке) .

- Выполни артикуляционное упражнение (по картинке, по серии картинок)

2 Расширение и активизация словаря - Что лишнее?

- Скажи наоборот.

- Подбери признак/действие. - Систематизация по признаку.

- Определение пространственных отношений.

- Определение временных отношений.

- Выучи стихотворение. - Последовательные картинки.

- Определение пространственных отношений.

- Определение временных отношений.

5 Развитие восприятия - Какое слово отличается от других?

- Какое слово самое короткое/самое длинное?

- Нахождение сходств/различий

6 Развитие мышления - Что лишнее?

- Дифференциация и /или классификация предметных картинок.

- Систематизация по признаку.

- Последовательные картинки.

- Определение пространственных/временных отношений.

7 Развитие внимания - Нахождение сходств/различий.

- Лабиринты.

- Выкладывание из палочек.

- Систематизация по признаку.

8 Развитие памяти - Выкладывание из палочек по памяти

- Выучи стихотворение. - Что изменилось?

Наиболее удобно строить занятия по определенным темам, например: овощи, фрукты, семья, части тела и др. Порядок изучения тем не принципиален, но необходимо придерживаться актуальности предъявляемой темы в конкретный временной отрезок, например, более чем странным было бы изучение темы «Лето» перед 8 марта.

Варианты упражнений

1 Воспитание звуковой культуры речи - Изобрази (по подражанию) .корову, свинью, козу.

- Сымитируй движением, молча (по подражанию) .тшш, зззз-пила

- Сымитируй движением со звуковым сопровождением (по подражанию) .фрр-птичка взлетела

- Пальчиковые гимнастики.

идет коза рогатая, идет коза бодатая, навстречу ей козел спешит. дорогу уступить велит

- Артикуляционная гимнастика кого встретил язычок в зоопарке? бегемотика, лягушку, слона, змею… - Изобрази (по картинке) .

- Выполни артикуляционное упражнение (по картинке, по серии картинок)

Расширение и активизация словаря

- Что лишнее? собака, кошка, корова, апнльсин

- Скажи наоборот. Злой – добрый голодный - …. низкий-…. громко-….

- Подбери признак/действие. Кто как голос подает? Петух (что делает) -кукарекает свинья хрюкает кошка мяукает собака лает

- Подбери обобщающее слово. Корова, собака и лошадь это… животные Поросенок, теленок и жеребенок – это … домашних животных.

- Что не так? Кошка не любит молоко Собака громко замяукала У коровы родился котенок

- Закончи предложение. Назови детенышей: У лошади-жеребенок у свиньи-… у коровы-… у собаки-… у кошки-… у курицы-…

- Отгадай загадки. Кто так заливисто поет О том, что солнышко встает (петух)

Спереди пятачок, Сзади крючок, Посередине спинка, А на ней щетинка (свинья)

- Что лишнее?

- Дифференциация предметных картинок по заданным признакам.

3 Формирование и развитие грамматического строя речи - Закончи предложение.

- Сосчитай до пяти. Один гусь-два гуся… Одна кошка-… Один теленок-… Одна свинья-…

- Назови ласково. Корова-коровка лошадь-… собака-…. кошка-… коза-…

- Исправь ошибку. Красивая кот Злой собака Маленькие поросята Огромный стадо

- Систематизация по признаку.

- Определение пространственных отношений.

- Определение временных отношений.

4 Развитие связной речи - Что не так? (повтор)

- Что общего и чем отличаются друг от друга? Собака и кошка Теленок и жеребенок Гусенок и цыпленок.

- Закончи предложение. (повтор)

- Выучи стихотворение. - Последовательные картинки.

- Определение пространственных отношений.

- Определение временных отношений.

5 Развитие восприятия - Какое слово отличается от других? Кошка, кошка, ложка, кошка утята, утята, ребята, утята коза, гроза, коза, коза.

- Какое слово самое короткое/самое длинное? Бык, баран, коза, теленок Кот, петух, цыпленок, конь

- Доскажи словечко. Ходит-бродит по лужку рыжая корова. Даст она нам вечерком молока … .(парного). - Нахождение соотношений/дифференциация по признаку.

- Лабиринты.

- Нахождение сходств/различий

6 Развитие мышления - Что лишнее?

- Дифференциация и /или классификация предметных картинок.

- Систематизация по признаку.

- Последовательные картинки.

- Определение пространственных/временных отношений.

7 Развитие внимания - Нахождение сходств/различий.