Развитие мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (на материале японской культуры)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы ознакомления старших дошкольников с элементами художественных техник для развития мелкой моторики

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики детей

1.2 Японские сады камней и их художественное своеобразие

1.3 Японские традиционные куклы

Глава 2. Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (на материале японской культуры)

2.1 Особенности развития мелкой моторики старших дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента)

2.2 Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (задачи и методика формирующего эксперимента)

2.3 Эффективность разработанной методики (цели и результаты контрольного эксперимента)

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

В настоящее время целью системы образования Российской Федерации, в том числе и дошкольного, является воспитание всесторонне развитой, лабильной, а также, что самое основное, личности, умеющей размышлять, делать логические умозаключения, при этом творческой и готовой к разрешению любой проблематичной жизненной ситуации. Таким образом, вопрос о развитии мышления детей остро стоит на каждом возрастном этапе.

Работа педагогов ДОУ так или иначе рассчитана на совершенствование мозговой деятельности детей. Эффективным в данном случае является все, что связано с мелкой моторикой ребенка.

Значение развития мелкой моторики очень велико. Китайские ученые во II веке до новой эры знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

Множество российских и зарубежных ученых посвятили этому вопросу свои работы. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Н.А. Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка (Бехтерев В.М.), а также, положительно воздействует на внутренние органы, тонизирует, обладает эффектом иммуностимулирования, стимуляции мыслительных функций и речи, несет заряд положительных эмоций.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Старший дошкольный возраст, которого непосредственно касается данное исследование, является периодом подготовки детей к школьному обучению. Необходимым компонентом школьной зрелости выступает также развитие тонких движений руки - ребенок должен уметь уверенно работать ножницами и карандашами, проводимые линии должны быть четкими, прямыми, он должен уметь похоже повторить образец, предложенного узора или рисунка, делить этот образец на части. Нельзя не согласиться, что без соответствующей подготовки дети не смогут выполнять даже такие на первый взгляд простые операции, что впоследствии приведет к серьезным проблемам в обучении. Кроме того, рука, натренированная в достаточной степени, намного быстрее и без лишних мышечных и психологических усилий привыкнет к письму, разовьется красивый и ровный почерк.

Стоит обратить внимание и на другой образовательный аспект, ставший особенно популярным в последние годы и реализуемый в данном исследовании - мультикультурное образование.

Во всем мире силу приобрела тенденция к стиранию границ национальной и культурной изоляции. Этому в немалой степени содействует политическое взаимодействие стран, а также экономическое и социальное сотрудничество. Другой причинный фактор - это развитие коммуникации.

Современные технические средства позволяют устанавливать связь практически с любой точкой мира. Вполне закономерно, что в ситуации постоянного обмена информацией происходит смешение культур, а также ценностных ориентаций общества в целом.

Переход всего мира на уровень мультикультурного общения ставит задачу по введению этого принципа и в образование. В Национальной доктрине образования Российской Федерации одной из приоритетных целей выделяется «формирование культуры мира и межличностных отношений».

Мультикультурное образование - это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и народов. Именно в мультикультурном образовании реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур (Ю.Ю. Бочарова, А.И. Куропятник, Г.В. Палаткина, С.Ф. Петрова, А.В. Шафикова и др.). Мультикультурное образование формирует мультикультурную личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие.

В рамках нашего предыдущего исследования по формированию основ композиции средствами ландшафтного дизайна у старших дошкольников, где этим средством выступили элементы японской культуры (сады камней), был выявлен большой образовательный потенциал методики, что и стало толчком к продолжению ее разработке в ином направлении.

Таким образом, анализ современных научных исследований и тенденций показал необходимость внедрения в практику дошкольного образования методик, реализующих одновременно различные его направления и решающих задачи развития общего интеллектуального потенциала детей. Анализ психолого-педагогической литературы и практики дошкольного воспитания позволил выявить противоречие между важностью и педагогическими возможностями использования ознакомления с элементами художественных техник для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического и методического аспекта данной проблемы и недостаточным использованием такого средства, с другой. Данное противоречие определило выбор темы и проблему исследования.

Цель исследования: определить педагогические условия развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементами художественных техник (на материале японской культуры).

Объектом исследования является развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе ознакомления с элементами художественных техник (на материале японской культуры).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в процессе ознакомления старших дошкольников с элементами художественных техник развитие их мелкой моторики будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

- разработке серии последовательных занятий с подбором соответствующего материала по ознакомлению с элементами японской культуры;

- организации содержательной и интересной для детей деятельности через разнообразие методов, приемов и форм организации;

- предоставление детям возможности использования полученных знаний в собственной творческой деятельности.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста;

Определить особенности развития мелкой моторики старших дошкольников;

Сделать обзор и определить, какие элементы японской культуры будут иметь наибольший образовательный потенциал;

Разработать методику развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления с элементами художественных техник;

Экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития мелкой моторики старших дошкольников средствами ознакомления с элементами художественных техник будет достигнута.

Для решения поставленных педагогических задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

-изучение психологической и педагогической литературы и её анализ;

-изучение передового педагогического опыта;

-апробация методики ознакомления с элементами художественных техник в процессе развития мелкой моторики дошкольников;

-педагогический эксперимент;

-анализ продуктов детского творчества, полученных в специально организованных условиях.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что при его успешной реализации мы получим возможность не только ввести в использование данную методику повсеместно, но и разработать на ее основе другие варианты интегративных методик по изобразительному творчеству, влияющих на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические основы проблемы ознакомления старших дошкольников с элементами художественных техник для развития мелкой моторики

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики детей

Мелкая моторика -- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.[9]

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.И. Кольцову, Е.И. Исенину.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д. поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика -- это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Роль двигательного анализатора в жизни человека неоспорима. Основоположник русской физиологической школы И.М. Сеченов указывал, что нет действия, которое не выражалось бы в движении. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению.[4]

Кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Психофизиологические исследования лаборатории, возглавляемой М.М. Кольцовой, подтверждают положительное влияние мелких движений руки и пальцев на функционирование мозга, становление речи. От натренированности мелких мышц кисти руки и пальцев ребенка зависит точность написания букв со сложными элементами. Если мускулатура пальцев слабая, нет точной зрительно-двигательной координации, рука быстро устает, поэтому на первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворенность, перерастающая в нервозность. [13]

Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка, когда родители направляют кроху, обеспечивая жадный до энергии и активности мозг, нуждающийся во впечатлениях. Важны и значимы не только первые годы жизни, однако ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основы развития личности.

Любые ежедневные действия и сложные задачи, с которыми родители помогают справляться маленькому человечку, прямым образом влияют на то, сохранит ли он свою природную любознательность, сможет ли совершенствовать интеллектуальные способности, будет ли уверенно чувствовать себя в новых ситуациях. Первые несколько лет жизни - это возможность помочь стать малышу тем, кем он может стать. Психологи говорят, что мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Внимание заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит развиваться.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Психологи и детские педагоги настойчиво советуют родителям почаще играть в развивающие игры.

Например, игры со шнурком, перебор крупы, складываение посуды, мелкого материала. Развитие мелкой моторики рук - это важный этап развития будущих способностей. [12]

В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

В.А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Все это - положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе. [13]

В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи школьника. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Метиева Л.А. Удалова Э.Я. утверждают что «Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука -- зрение, зрение -- слух, рука -- зрение -- слух, слух -- речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить».[27]

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика -- основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики педагог-психолог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми школьной программой. Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях -- это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.[32]

Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности, многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т.Б. Филичева, В.В. Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др.

Специалисты по раннему детству (В.С. Мухина, Е.В. Зворыгина и др.) указывают на значительную роль простого хватания в формировании восприятия, зрительно-двигательной координации.[19]

5-ый месяц. Хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и мышления.

9-ый месяц. Скачок в развитии тонкой моторики приводит к скачку в развитии речи и мышления. Э.Г. Пилюгина, М.М. Кольцова и другие ученые считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Если это сделано не своевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе.

В 1-1,5 года малыш крепко зажимает карандаш или мелок в ладони, что очень ограничивает движения. В этом возрасте он не пытается еще изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса и способен «рисовать» с большим увлечением.

В 2-3 года ребенок, как правило, держит карандаш, зажимая его в ладони сверху. Этот способ, особенно при рисовании мелками, позволяет детям выполнять довольно сложные движения. Однако движения эти еще спонтанны, почти не ограничиваются.

В 3 года ребенка приводят в детский сад. К этому возрасту, он превратился в любознательного человека, умеющего ходить, бегать, говорить, задавать вопросы, каждый предмет обследовать рукой и каждый день овладевать новыми знаниями и умениями.

Опытные педагоги знают, что у занятого интересным трудом дошкольника появляется особая сосредоточенность, происходит «поляризация внимания». Врач и педагог М. Монтессори рассматривала внимание как самостоятельную форму психической деятельности и разработала не только методику его развития, но и специальные пособия, способствующие концентрации внимания (упражнения с водой, звуками и т.п.).

Рука маленького труженика на четвертом году жизни освоится со множеством рамок для застегивания и расстегивания, пуговиц, крючков; научится стирать платочки, носочки, сушить и гладить их настоящим электрическим, но безопасным утюгом; освоит чистку обуви настоящей щеткой; научится резать вареные овощи для салатов; делить на две-четыре части яблоко, мыть за собой посуду. И все это будет косвенно готовить руку к письму.[30]

От ощущения - к восприятию, от восприятия - к представлению, от представления - к пониманию.

Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями - «орудиями мысли» (исследования М. Монтессори).

Если руку ребенка развивали с рождения, то на шестом году он совершенствуется в «ручной умелости»: осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, используя ткань, бумагу, фольгу, подсобные и природные материалы; применяет различные орудия труда и инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, лекала, ножницы, молоток, щетки, лейки и т.д.

Тренеры-педагоги, хореографы, работающие над ранним развитием двигательных талантов (Озеров В.П. Яблочникова В.А.) выделяли основные направления стимулирования развития мелкой моторики. Психологи и учителя начальных классов (Е.Н. Потапова[39], Ш.А. Амонашвили[1]) используют эти направления для коррекции двигательных нарушений у детей

К этим направлениям относятся:

укрепление силы мышц кисти руки и пальцев;

развитие гибкости суставов кисти и фалангов пальцев;

развитие точности движений;

координация движений правой и левой конечностей;

развитие зрительного внимания, точного восприятия формы;

формирование координации в системе глаз-рука;

обеспечение точности зрительно-пространственного восприятия;

развитие двигательной памяти.

Развитие ручной умелости.

К старшему дошкольному возрасту ребенок без труда застегивает пуговицы, завязывает шнурки на обуви, тесемки. Если у кого-либо у детей в группе это не получается, воспитатель обязан ему помочь приобрести соответствующий навык с помощью тренировок и упражнений.

Для развития кистей рук организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем более уверенными и координированными становятся движения их пальцев. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук (разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы). Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.

В исследовании З.А. Богатеевой доказано, что особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверено пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Из вырезанных фигурок дети могут составить целые композиции - аппликации. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получится целый хоровод непохожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятиям рукоделием можно привлекать детей шестого года жизни. Воспитатель организует небольшие подгруппы детей для занятия рукоделием. Вначале ребята рассматривают швейные принадлежности, уточняют их назначение, знакомятся с образцами вышивок.[37]

Особое внимание уделяется рассматриванию иголки. Используется игла длиной 40 мм, нетонкая, с продольным ушком. Дети осваивают правила обращения с иголкой. Дети осваивают некоторые швы: «вперед иголку», «за иголку», «строчка». Точность и координация движений развивается у ребенка в пришивании пуговиц.

Опыт показывает, что детям 6-ти лет доступны и простейшие виды вязания крючком и на спицах. Как показала работа Е. Шулешко, вязание на спицах служит эффективным средством подготовки шестилеток к письму.

Воспитатель, желающий хорошо подготовить детей к школе, постоянно держит в поле своего внимания детей с недостаточно развитой ручной умелостью. Он анализирует причины их отставания. Возможно, это связано с неправильной техникой выполнения какого-либо задания. А может, причина его отставания в неправильном воспитании в семье, когда родители недооценивают важность развития у ребенка самостоятельности, мелких движений кистей руки? Как бы там ни было, воспитатель помнит, что его союзниками в преодолении неумелости дошкольника являются: интерес ребенка, его стремление к успеху и искренне желание преодолеть трудности.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь специальное оборудование:

-- разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;

-- свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;

-- дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;

-- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;

-- наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

-- наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;

-- различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.

Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.

Мелкая моторика и графические навыки.

Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Но, пожалуй, самое увлекательное занятие -- заштриховывать несколько предметов на одном рисунке.

Главным выразительным средством на занятиях является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью.

Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

-- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

-- раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

-- обведение рисунка по контуру, копирование;

-- рисование по опорным точкам;

-- дорисовывание изображений;

-- рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

-- разлиновка;

-- графический диктант.

Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв.

Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического.

Превращение зрительного образа с помощью движения руки в графический знак требует навыков организации движения в пространстве (т. е. динамической организации двигательного акта) и сформированности ряда координации -- зрительно-моторных, слухо-моторных, слухо-зрительных. В связи с этим подготовка к письму имеет несколько направлений: развитие тонко координированных движений пальцев и кистей рук; ориентирование на нелинованном и линованном (сначала в клетку, а затем в линейку) листе бумаги; обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков; формирование навыков соотнесения звука и буквы. (Метиева Л.А. Удалова Э.Я.)[11].

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А.А. Сеченова, В.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М.Я. Аксенова, О.С. Бот, Л.С. Рузина, В. Кудрявцева, И.Ф. Марковская, Т.А. Ткаченко и другие).

1.2. Японские сады камней и их художественное своеобразие

Японский сад камней -- это одно из самых загадочных для европейцев явлений. При всей необычности японского садово-паркового искусства сад из камней -- еще более фантастическое зрелище. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» или «философскими».[ Борчева А.Н.,7]

Как правило, они создавались при храмах или монастырях и предназначались только для созерцания. Пространство, в котором располагался такой сад, как бы искусственно замыкалось. И в нем, как в своеобразном микромире, очень продуманно и даже в некотором смысле изощренно группировались элементы природы -- мхи и камни, песок и морская галька.

Скорее всего, это искусство сформировалось вместе с бусидо, кодексом рыцарской чести и дзэн с его философией иррационального. Оно возникало из условий средневековой Японии как стремление к уединению, самоуглублению и самосозерцанию. У сада камней существует множество толкований сути. В нем соединились такие стороны японской культуры, как стремление к естественности и минимализму. Миниатюризация в японском саду основывается на врожденном символизме, столь свойственном японской культуре. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков. И сад камней стал своеобразной квинтэссенцией этих принципов. [Фомина А.И. 47]

К этому предрасполагали и объективные причины. Если в Китае, в культуре, глубоко родственной Японии, которая, собственно, и дала основу для ее развития, могли возникнуть сады, предназначенные для прогулок, то на островах при вечной территориальной ограниченности прогулки становились все более условными. Изобретательность, изощренность японского склада ума, преподнесшая настоящие сюрпризы в XX в. сказывалась и в том далеком прошлом, при возникновении первых «каменных» садов. Настоящие японские сады и сады камней, в частности, практически не требуют движения в пространстве. Смена ракурса, поворот головы, шаг в сторону -- и перед вами возникает совершенно другая картина, порой наполненная иным смыслом.

Все делается с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. С разных точек зрения открываются для глаза новые перспективы, и каждый элемент, каждый камень занимают свое глубоко продуманное и точно найденное место. Основным принципом создания японского сада камней является гармоничное равновесие всех элементов. Однако они не должны быть одинакового размера, а в их размещении не должно быть симметрии.

Основной принцип, который должен соблюдаться при создании такого сада, -- это неповторимость, скорее даже неповторимость всех элементов композиции. Каждая точка зрения должна существенно менять этот мини-пейзаж. Чаще всего композиция состоит из пятнадцати камней. Кроме того, перед создателями сада ставится очень сложная задача: план сада продумывается так, чтобы одновременно можно было увидеть не все камни, а только четырнадцать из них. Пятнадцатый скрывается от взгляда. И любой ракурс должен сохранять это правило. Ярким примером этого типа служит знаменитый «сад Пятнадцати камней» монастыря Ргандзи в Киото, созданный в XVI-XVII вв. [Цветов В.Я. 45]

Пятнадцать необработанных и неодинаковых по величине камней разбросаны по белому песку, вдоль одной стороны песчаного прямоугольника протянута деревянная галерея, с трех других он ограничен монастырскими стенами. С любой точки зрения видны только четырнадцать, пятнадцатый всегда скрыт от глаз посетителей. Этот гениально спланированный хаос символизирует своеобразную модель Вселенной, метафору познания. В этом саду, как во всем подлунном мире, всегда остается что-то непознанное, неизвестное, несосчитанное. Пожалуй, с помощью таких метафор ревнители дзэн-буддизма оттачивали свою способность открывать неожиданные стороны, казалось, хорошо знакомых явлений.

Камни тщательно подбираются по форме, цвету, фактуре. В композиции из них составляются следующие группы: основная, вспомогательная, «гостевая», связующая и т. д. Основная определяет всю композицию -- высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду. Вспомогательная подчиняется главной группе и подчеркивает ее основную идею. «Гостевую» группу называют так потому, что она композиционно не подчиняется главной, но как бы уравновешивает ее. Связующая группа выполняет задачу композиционного объединения сада с домом. Кроме того, в большом саду могут возникнуть еще и другие группы, не укладывающиеся в эти определения.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая -- слева, а средняя -- справа. [45]

Достаточно часто в японском саду используют стены, однако они нужны не для того, чтобы оградить пространство. Нет, стена в первую очередь -- для усиления зрительного впечатления. Она может быть контрастным фоном для группы камней или своей однообразностью, монотонностью подчеркивать линию, многоярусность ландшафта.

Большое значение для организации нашего восприятия придается линии -- ведь по линии взгляд может, как бы скользить, унося нас в недостижимые дали. Линия может привести нас к интересному элементу или отвлечь взгляд от физической границы, как бы искривить пространство, увеличивая размер сада. А иногда линию можно, напротив, сделать малозаметной.

Чтобы подчеркнуть красоту камней, их своеобразие и оригинальность формы, как фон используется не только песок, как, например, в классическом саду, но также и галька. Ровные гладкие камушки, диапазон цвета которых простирается от черного до белого, покрывают поверхность земли и создают дополнительный декоративный эффект. Плоская поверхность площадок, покрытых галькой, как бы разрисовывается линиями. Это можно сделать, расчерчивая, расчесывая граблями на тонкие волнистые бороздки.

Пейзаж сада не столько придумывается, сколько в нем воспроизводится увиденное в природе. Дизайнерское решение делает его более выпуклым, ярким, отчетливым. Необходима полная гармония с природой, климатом данной местности.

Изначально созданный на небольшой территории, японский сад должен наполняться внутренними контрастами. Ведь мир, в понимании японцев, сочетает в себе светлое и темное, разумное и инстинктивное. Инь и ян, основные символы древней китайской философии, оказали свое влияние и на символизм, свойственный японской философии. Поэтому ч

Заказать оригинальную работу

Мы ответим вам в течении 10 минут.

(график call-центра: 9:00–22:00 по московскому)