Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1 - История развития теории и методики физического воспитания

Page 2 of 45

История развития теории и методики физического воспитания: зарубежные системы физического воспитания (Спартанская, Афинская); развитие теории в царской России (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт и др.); система физического воспитания в советский период (Л.И.Чулицкая, А.И.Быкова, Л.И.Михайлова, А.В.Кенеман, Т.И.Осокина, Д.В.Хухлаева и др.)

ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Одним из первых государств. уделявших особое вниманиефизическому воспитанию ребенка былаСпарта (древнегреческий полис в Пелопонессе).

В спартанском обществе контроль государства над воспитанием ребенка начинался с первых дней жизни младенца. После рождения ребенка отец нес его в Совет старейшин, который, оценив физическое здоровье, определял дальнейшую его судьбу. Если ребенок оказывался здоровым, то счастливый отец возвращался с ним домой, а если нет, то, по данным различных источников, его или отдавали в рабство или воспитывали в специальных домах. Существовала легенда, что больных новорожденных спартанцев бросали в пропасть.

До семилетнего возраста физическим воспитанием ребенка занималась семья. Смысл этого воспитания заключалсяв закаливании. С семилетнего возраставсех мальчиков направлялив общественные дома.

Главное место в их воспитании.очень суровом. занималофизическое развитие. Чтобы сделать мальчиков более выносливыми, кормили их весьма скудно, ходили они босыми и, как правило, без одежды.

Основными занятиями. связаннымис физическим воспитанием мальчиков, былиохота. различного родаобрядовые танцы. а такжемногочисленные состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе.

Следует заметить, что в Спарте былапостоянная забота родителей и о физическом развитии девушек. которые, как и юноши, участвовали в военных походах и сражениях. По свидетельству Плутарха, «девицы такжеупражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья. чтобы ихтела были сильны и крепки. и чтобытакими же были рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Таким образом,забота о физическом развитии в Древней Спарте распространяласьне только на мужчин, но и на женщин. Женщины Спарты гордились тем, что их потомство — это мужественные, ловкие и смелые люди. А причину этого они видели в своем физическом совершенстве.

Таково былоспартанское воспитание. Оно было в основном направленона улучшение физического развития. Умственное воспитание являлось частным делом каждого спартанца.

В городах Древней Грециифизическое воспитание носилоклассовый характер. особеннов Афинах. ЕслиСпарту и Афины в вопросах воспитанияобъединяет классовый подход. тосамо воспитаниезначительно отличается и прежде всего тем, чтоиз афинянина готовиливсесторонне образованного человека, получавшегоумственное, эстетическое и физическое воспитание. в то время какспартанца учили лишь быть выносливым воином.

В Афинах семилетнего мальчика отдавалив школу. ноон продолжал жить с родителями. В городе существоваличастные школы трех видов. которые поочередно посещали учащиеся.В грамматических школах они обучалисьчтению и письму.В музыкальныхпению и игре на музыкальных инструментах.В гимнастическихборьбе и различным физическим упражнениям.

Воспитание в Афинахне было таким жестоким. как в Спарте. Согласно законам Афин,основную заботу о воспитании детей проявляли родители.

Физическая подготовка в основном осуществлялась вгосударственных школах (гимназиях), а не в частных, что свидетельствовало о заинтересованности государства в подготовке верной своей опоры против рабов и внешних врагов. Для гимназий («гимнос» — нагой) строилисьспециальные здания, спортивные площадки и городки.

Преподаватели гимнастики не толькообучали отдельным упражнениям (например, борьбе), но инаблюдали за влиянием их на организм, за соблюдением гигиенических правил. Это означало, что преподаватели должны были не только быть хорошими педагогами, но и знать основы современной им медицины.

Необходимо подчеркнуть, что далеко не все дети свободных граждан получали образование. Дети крестьян из окружающих города сел, ремесленников и рыбаков часто не имели такой возможности. Что касаетсядевочек, то онине получали такого физического воспитания, как в Спарте. а обучались лишь ведению домашнего хозяйства.

Таким образом, хотя физического развития греки добивались ради мощи своих государств, они понимали в то же время, чтозанятия физическими упражнениями способствуют более совершенному физическому развитию человека.

Уже в начале IV в. до н.э. в Афинах создаютсяпрофессиональные наемные войска вместо гражданского ополчения из числа свободных людей. Это обстоятельствоотразилось ина физическом воспитании. Оноотодвигалось как бы на второй план. уступая место ораторскому искусству.Физические упражнения сталиболее легкими, необходимыми скореедля отдыха, чем для воспитания выносливости.

Специфика того времени и взгляды на физическое воспитание отразились в трудах древнегреческого философаПлатона. которыйсводил физическое развитие человека к тому, чтобы «совершенствовалась душа человека».