Феномен дошкольного детства. Понятие субкультуры ребенка-дошкольника.

Читайте также:

Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. В Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок – это особь, личность, не достигшая 18 лет». До трехлетнего возраста ребенка изучает педагогика раннего возраста. Ребенок с 3 до 7 лет является объектом научного исследования дошкольной педагогики. Основные характеристики ребенка-дошкольника таковы:

1. Дошкольник – это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией. Ведущей деятельностью дошкольников является игра.

2. Ребенок-дошкольник это личность в стадии становления, первоначального складывания личности.

3. В дошкольном возрасте происходят социализация ребенка, овладение нормами и правилами поведения.

4. Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника.

5. Психологический портрет дошкольника представлен в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Вегнера, В. Мухиной, М. Лисиной.

Ребенок-дошкольник – это биосоциальное существо, отдельный человек, т.е. единичный представитель, индивидуальность, обладающая своеобразием.

В отечественной педагогике детство рассматривается как социокультурный, исторически сложившийся феномен, отражающий новые формы отношения мира детей и мира взрослых. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни (Л.С.Выготский). В детском возрасте действует закон метаморфозы: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок – не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо с качественно отличной психикой. Каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития. Высшие психические функции первоначально возникают, как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Противоречие детства как социальной ситуации развития Д.Б.Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а непрямой связи с миром. Велик разрыв между реальным уровнем развития и виртуальной формой, с которой ребенок взаимодействует. Психологическими новообразованиями периода детства являются: возникновение абриса (абрис – контур) цельного детского мировоззрения; возникновение первичных этических инстанций; возникновение соподчинения мотивов; возникновение произвольного поведения;

возникновение личностного сознания; осознание своего места в системе отношений со взрослыми; осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности; интеллектуализация всех происходящих процессов. В развитии периода детства выделяются: линия формирования произвольного поведения; линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, активизации познавательной активности, интенсификации интеллектуального развития; линия перехода от эгоизма к децентрации.

Периоду детства присущи следующие особенности: фантазия; начальные этапы развития рационального и абстрактного мышления; возникновение способности устанавливать причинно-

следственные связи; ориентация на родителей; потребность в ограниченном и безопасном окружении; отношения со сверстниками приравнены к отношениям с родственниками; неожиданное поведение; впечатлительность от поступков взрослых; использование ролевых моделей поведения сверстников и родителей; интенсивное вовлечение родителей и других взрослых в познание окружающего мира.

Специальные исследования развития детей раннего возраста (Н. Аксариной, Н.Н. Щелованова, Г. Ляминой, Л. Н. Павловой, Н.Д. Ватутиной и др.) позволили установить, что это период самого интенсивного развития ребенка. До одного года у ребенка формируются сложнейшие эмоции и двигательные реакции. Развиваются понимание речи окружающих, контакты с близкими, собственная речь. Очень важно общение взрослого с малышом. Это общение должно быть интенсивным, разнообразным, эмоциональным. Наблюдения за развитием детей в домах ребенка, в проблемных семьях показали, чтопри отсутствии такого общения развитие ребенка резко замедляется. Дети становятся вялыми, часто болеют, капризничают без причин, поздно нчинают ходить и говорить. Это явление называется «госпитализм». Оно выражается в том, что ребенок получает от взрослого лишь терапевтический (госпитальный) уходи и со временем превращается в пациента больницы.

Положительные эмоции в общении формируют у малыша интерес к окружающему, вызывают желание действовать – подражать. Подражание – жизненно важная способность ребенка, а в процессе развития подражание помогает формировать речь, сложную моторику, представление о нормах поведения. Эмоциональное общение с окружающими в первые года для ребенка крайне необходимо, а для педагога это важное педагогическое средство.

После года параллельно с эмоциональным общением ребенок осваивает предметную деятельность и это существенно изменяет его индивидуальность. Дети становятся более самостоятельными,независимыми, формируются новые потребности (в новых впечатлениях, в активности, в общении с окружающими, а не только с близкими). Педагог должен знать потребности детей, так как они определяют их желания, интересы.

В раннем возрасте желания проявляются часто в форме аффекта, т.е. эмоционально ярко, неустойчиво. Родители в такой ситуации часто ошибочно полагают, что малыш капризничает, с желанием такое поведение не связывают. В результате до трех лет взрослые решают за ребенка, что он должен делать, как себя вести, с кем играть. Неверная педагогическая позиция в этом вопросе опасно, так как поощряет и закрепляет в поведении детей упрямство, эгоцентризм, строптивость и т.д.

Развитие ребенка в раннем возрасте отличается пластичностью, тягой к копированию, поэтому важна положительная личность взрослого.

Третий год жизни – возраст самостоятельности («Я САМ!»). Дети осваивают новые формы взаимоотношений с окружающими. Это сложная пора в развитии ребенка – «кризис трех лет». Предметная деятельность помогает детям осваивать другие виды деятельности – игру, учебную деятельность. С освоением ребенком сложных предметных действий появляется возможность приучать малышей к культурно-гигиеническим навыкам, навыкам общения. Главное, чтобы педагог, взрослый опирался на внутренний мир ребенка, его активность. Тенденция развития ребенка раннего возраста может быть изображена в виде восходящей прямой линии. С года до трех лет дети осваивают взаимодействие с предметным миром и миром взрослых. Это возраст зарождения самостоятельности. Образовательные программы должны быть ориентированы на особенности активности детей, их интересы, желания. Педагоги должны профессионально представлять возрастные особенности, возможности детей, правильно использовать ведущие виды деятельности (предметную, эмоциональное общение) для воспитания, развития.

Дошкольное детство – период развития общих и специфических способностей ребенка, когда ярко проявляется индивидуальность. Ребенок изменяется внешне и внутренне.

В младшем дошкольном возрасте сохраняется особенность раннего детства – способность, склонность к подражанию. /Поэтому в начале четвертого года жизни используют средства и методы, которые применялись с успехом в раннем возрасте (похвала, подбадривание).

Поведение, как и в раннем возрасте, отличается непроизвольностью, определяется настроением, состоянием здоровья. Педагог, работающий с младшими дошкольниками, должен учитывать, в общении с детьми сдержанность эмоций в сочетании с открытостью, мягкостью манеры разговора. В играх малыши копируют как положительные, так и отрицательные поступки. Эмоциональная открытость и отзывчивость – одна из важнейших особенностей детей данного возраста. Например, привязанность к близким очень эффективно формирует привычку к послушанию. В этом возрасте возможно сформировать привычку помогать окружающим, стыдливость, не позволяющую совершать некрасивые поступки. Нравственное поведение только складывается, поэтому самостоятельность детских поступков элементарна.

Взрослый должен знакомить с хорошими манерами. В целях воспитания и развития используются разные виды деятельности (лепка, рисование). Психолог Н.Н. Поддъяков обращает внимание, что в дошкольных учреждениях должны присутствовать две линии развития: линия саморазвития ребенка и линия активного влияния взрослого. В отечественной педагогике хорошо изучена вторая линия. Полноценное развитие в дошкольном детстве невозможно, если отсутствуют условия для самореализации.

В младшем дошкольном возрасте ребенок развивается как личность, развиваются ведущие психические процессы. Для современного дошкольного учреждения важной является задача заложить в это возрасте положительные тенденции полноценного, разностороннего развития дошкольника, чтобы развивать их после пяти лет.

В старшем дошкольном возрасте, после пяти лет, в поведении ребенка ярче проявляются сравнение себя с другими, сопереживание, критичность больше по отношению к другим, меньше – к себе. Необходимо представлять, что эмоциональная жизнь ребенка такая же сложная, как у взрослых. /Проявляются детские проблемы (проблема непослушания, взаимоотношений со сверстниками, проблема резкого отличия в темпах развития). Педагоги должны внимательно относится к датским проблемам. Психологи установили, что старшие дошкольники не должны лишаться заботливого, теплого отношения. Это позволяет взрослому вместе с ребенком решать его проблемы. Дети в этом возрасте пробуют разные формы своего поведения на окружающих (сильными и слабыми сторонами), ищут способы снятия конфликтов, проявляют желание влиять на окружающих. Появляются лидеры. Таким образом, дети лучше узнают свои возможности и возможности окружающих. Педагоги должны помнить, что основные личностные образования развиваются не с помощью вербального воспитания, а с помощью активной поисковой деятельности самого ребенка, поэтому в группе необходимо создавать условия для активных поисковых действий, эффективных способов поведения. Важно правильно решать задачи этического воспитания.

После пяти лет появляются гибкость, динамичность, любознательность в интеллекте. Педагогическая технология работы с детьми старшего дошкольного возраста должна включать следующие приему: индивидуальные разговоры, участие в качестве партнера в разных видах деятельности, интересные советы, напоминания, сочинение сказок, историй из жизни группы, своевременное поощрение.

Субкультура – это специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ. Субкультура детства – особая система бытующих в детском саду представлений о мире, которая частично складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней автономное место.

Детская субкультура связана с общей культурой, где родился и живет ребенок. Компонентами детской субкультуры являются детские вопросы, детское словотворчество, детское философствование, игра, рисунки. Детские вопросы являются мощным средством расширения сознания.

Субкультура детства – способ освоения ребенком новых сторон действительности. Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество (Т. Алиева, В. Кудрявцев).

Субкультура детства как категория стала характеризовать особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Детская субкультура проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. Субкультура детства - это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующееся в естественной половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее

функции первичной социализации ребенка.

Основные функции детской субкультуры. Основная функция детской субкультуры – социализирующая. и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Уже на самых ранних этапах социоонтогенеза детское сообщество вместе (а порой и вместо!) с семьей берет на себя роли – обучающие и воспитывающие. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью традиционных культурных средств – детского правового быта, детского фольклора и игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, а значит, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям, мальчикам и девочкам, роль детской группы в формировании половой идентичности трудно переоценить.

Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку массу возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры и пространства.

В-третьих, пространство детской субкультуры обеспечивает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятного воздействия взрослого мира, это означает, что детская субкультуравыполняет психотерапевтическую функцию.

В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и прочие, утраченные

современной цивилизацией.

В детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которыепоявятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом проявляется особая прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры. В ситуации «культурного взрыва», переживаемого нашей страной, когда повышается фактор неопределенности, когда оказываются несостоятельными многие прогнозы, рассчитанные на стабильные ситуации, в детской субкультуре существует потенциал предвосхищения траектории развития культуры.

Проблематизируя и переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура выделяет точки роста общечеловеческой культуры. В этом ее духовная миссия. По выражению

известного английского ученого У.Эмерсона, «дети – вечные мессии человечества, воплощение его неотвратимого будущего».

Итак, детская субкультура, являясь особым смыслом детского бытия, имеет глубокое психологическое и социально-педагогическое значение. Однако, как показывают исследования, многие взрослые даже не подозревают о существовании особого мира детства и не пытаются строить с ним конструктивные отношения.

Таким образом, современный дошкольник – это целый мир со своими представлениями, интересами, индивидуальными особенностями. Педагог должен достаточно хорошо знать эти особенности, учитывать их в работе с детьми, профессионально строить диалог двух культур: мира взрослых и мира детей.

Возраст (по определению Д. Б.Эльконина) – это относительно замкнутый период, значение которого устанавливается местом на общей линии детского развития. В связи с этим период детства необходимо рассматривать по следующим критериям: социальная ситуация развития;

ведущий тип деятельности; уровень психического развития ребенка на данном этапе.

В отечественной науке существует два представления о возрасте. физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы. которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);

2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);

3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);