Методический центр "РАЗУМ" (499)976-65-33

Описание товара

Предлагаемое методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций. Это пособие – систематизированный сборник комплексных занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой. Оно разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 года, нацеливает педагогов дошкольных образовательных организаций на реализацию любой вариативной основной программы, принятой в данной организации с целью решения задач воспитания и обучения.

Данное пособие поможет педагогам дошкольных организаций решить задачи по развитию речи с учетом физиологических и психологических особенностей детей старших групп.

Дети шестого года жизни достаточно развиты физически и умственно, но не все умеют грамотно выражать свои мысли и чувства. Особое внимание необходимо уделить развитию связной речи. Для этого используются специально организованные занятия, на которых успешно решается задача развития связной речи.

1. На занятии должен решаться весь комплекс речевых задач, но основной должна быть задача развития связной монологической речи, так как ее решение требует специального обучения.

2. В содержание занятия должен войти новый, более трудный учебный материал и уже знакомый детям, используемый для закрепления знаний, умений и навыков.

3. Структура занятия по развитию речи состоит из нескольких частей, и все они должны быть взаимосвязаны одной темой, которую определяет учебный материал – книги, игрушки, предметы, картины, опыт ребенка, его творческие возможности. Тема должна носить ярко выраженный воспитательный характер: «Моя любимая игрушка», «Наш дом – Россия» и другие.

4. В ходе занятия детям предлагаются разные виды деятельности: музыкальная, изобразительная, игровая и др. при ведущей – речевой. Кратко схема занятия будет выглядеть так.

1-я часть – вступительная.

Цель: подготовить детей к восприятию нового учебного материала, создать интерес к занятию.

Приемы: введение в игровую ситуацию, знакомство с игровым персонажем, стихами, музыкой и др. Время 3–4 минуты.

Цель: учить более трудному речевому навыку, например, рассказыванию, используя предметы, игрушки, картины, художественную литературу и др. Время 10–20 минут в зависимости от возрастной группы.

Цель: дать возможность детям сменить вид деятельности. 1–2 минуты.

4-я часть.

Цель: закрепить имеющиеся знания, умения, навыки на уже известном детям учебном материале. 4–5 минут.

5-я часть – заключительная.

Цель: закрепить впечатление от занятия и плавно перейти к другому виду деятельности, связанной с темой: изобразительной, музыкальной, игровой. Без ограничения времени.

Единство темы во всех частях занятия позволяет создать у детей целостное представление о предметах и явлениях окружающей жизни. Постоянная смена деятельности и учебной нагрузки поддерживает интерес детей и речевую активность на протяжении всего занятия.

При выборе темы занятия учитывались сезонные изменения в природе, общественные события и праздники, труд взрослых, характерные для каждого месяца года. Разработан четкий алгоритм в применении основных и дополнительных приемов в обучающей части занятия, а также прием заучивания отдельными детьми текстов рассказов на занятиях обобщающего характера, так как необходимо сообщить дополнительные сведения, сократить время и дать образец хорошего рассказа для других детей. Например, в беседе об армии ребенок рассказывает о подвиге героя, а рассказ для него подготовлен педагогом. На занятиях широко используются малые литературные формы: пословицы, потешки, загадки и т.д. Большая подготовительная работа перед занятиями идет с детьми в повседневной жизни, в свободном общении, в индивидуальных занятиях и дидактических играх. Художественная литература подобрана с определенной воспитательной

и образовательной целью.

Методика проведения по всем темам представленным в этом пособии была апробирована педагогами дошкольных организаций и включает в себя все лучшее из методического наследия известных педагогов: Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, О.И. Соловьевой, Ф.А. Сохина, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой и многих других.