«Традиционные и инновационные методы и приемы в развитии восприятия музыки у дошкольников». Из опыта работы

Слайд 1 Музыку называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Поэтому многих педагогов волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Наш детский сад работает по программе, содержание которой выстроено на основе комплексной общеобразовательной программы «Воспитания и обучения в детском саду»/ под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и парциальных программ: «Са – Фи – Дансе» Е. Г. Сайкиной, Ж. Е. Фирилевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

Слайд 2 Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями воспитанников.

Слайд 3 Задачи представлены на слайде

Слайд 4 В своей работе использую программу «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой. В настоящее время это единственная программа по восприятию музыки, ориентированная на возраст детей от трех до семи лет. Методы, разработанные автором программы -метод контрастных сопоставлений и метод уподобления характеру звучания музыки и основные приемы, которые вкючают в себя методы представленые на слайде.

(Основные приемы, которые включают в себя эти методы:

- прием сравнения

- контраст жанров

- контраст настроений

А так же практические:

- моделирование элементов музыки движениями (имитация движений)

- оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки)

- выражение восприятия музыки через рисование, аппликацию.)

Слайд 5 Восприятие музыки включает в себя:

Слайд 6 Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастнойгруппе на новом материале:

1. Природа и музыка

2. Музыкальные инструменты и игрушки

3. Песня, танец, марш

4. Музыка выражает настроение, чувства, характер людей

5. Сказка в музыке

6. Музыка рассказывает о животных и птицах

В основу методической работы по эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста вошли произведения композиторов - классиков, предложенные программой, которые перекликаются с произведениями из программы О. П. Радыновой.

Слайд 7, 8

Важную роль в воспитании слухового внимания и чуткого восприятия звучания музыки у дошкольников играет взрослый – педагог, воспитатель, родитель…

«Как мы слушаем музыку и зачем? »

1. Перед прослушиванием:

• Познакомить с композитором, названием или темой произведения (фрагмента) ;

• Использовать для иллюстрации и создания определенного настроения фрагменты литературы, стихи, произведения изобразительного искусства;

• Использовать демонстрационный материал (картотеки, подборки иллюстраций и т. д.) ;

• «Определить проблему» – то есть поставить вопрос, на который дети дадут ответ после слушания;

2. После слушания:

• Беседа о характере, музыкальных образах («Вам понравилась музыка? », «Какие впечатления она вызывает», «Какое у нее настроение», «Какие музыкальные образы вы услышали… » и т. д.)

• Беседа о средствах выразительности, способствующих раскрытию образов (темп, ритм, динамика, мелодия, исполнитель)

• Выполнение творческих заданий после прослушивания произведений: предложить детям выразить свои впечатления в различных формах (рисование, музицирование, музыкально-дидактическая игра и т. д.)

Слайд 9

Хочу познакомить с некоторыми традиционными и инновационными методами развития восприятия музыки дошкольников, которые использую в своей работе. С детьми старшей и подготовительной группы мы проводим встречи в музыкальной гостиной. Тематику вы можете видеть на слайде.

Слайд 10, 11

На встречу в музыкальную гостиную были приглашены выпускники нашего сада, ныне воспитанники студии сольного пения «Бельканто». Они познакомили наших ребят с вокальными и инструментальными произведениями композиторов классиков.

Слайд 12

В рамках методического объединения музыкальных руководителей, мною был показан доминантный вид образовательной деятельности «Выставка музыкальных картин».

Слайд 17

Интегрированный вид образовательной деятельности по восприятию музыки для старших дошкольников «Весенние краски в произведениях композиторов, художников и поэтов».

Слайд 21

Важной составляющей успешного развития восприятия классической музыки дошкольниками, считаю знакомство с группами музыкальными инструментов, с ролью и задачей дирижера в исполнении музыкального произведения.

Дошкольникам вполне доступны и очень интересны сказочные оперы и балеты. Сказка, обогащенная образной, выразительной, прекрасной музыкой, дополненная визуальным рядом, воплощенная в собственном творчестве детей, начинает “звучать” для них более ярко и многогранно. Увлеченные сказкой, дети с удовольствием слушают и легко запоминают фрагменты опер и балетов.

Знакомство с симфонической, оперной и балетной музыкой способствуют развитию не только музыкального восприятия и музыкальности детей в целом, но и формированию их художественной и общей культуры

Слайд 23-24

Таким образом: используя традиционные и инновационные методы и приемы, мы формируем эмоциональную сферу, совершенствуем мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни.