Развитие танцевального творчества и музыкально-ритмических движений в музыкальных играх-этюдах

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в детском саду.

Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.

Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является совершенствование навыков танцевальных движений, танцевально-игрового творчества и развитие творческой активности ребенка.

Содержание моей работы построено на основе программы А. И Бурениной «Ритмическая мозаика».

При анализе литературы, мы сделали вывод о том, что для развития танцевального творчества дошкольников наиболее эффективным средством являются музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием и тематикой. Подобные игры вызывают живой интерес у детей благодаря таким своим особенностям, как возможность образного перевоплощения, разнохарактерность игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета. Необходимо отметить, что только высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, подсказывать исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на его качество.

Работа, направленная на формирование творческой активности дошкольников средствами музыкальных этюдов, состоит из нескольких этапов.

Первоначально мы использовали несюжетные этюды. Примерами несюжетных этюдов служат музыкально - пластические этюды «Снежинки кружатся», этюды на запоминание физических действий «Дождик летний», «Дождик осенний», этюды – мимзагадки, жест - загадки, этюды на согласованность действий, в которых детям первоначально предлагаю послушать музыку, определить, сколько частей в произведении и каков их характер. Затем после повторного прослушивания каждой части детям предлагаю определить, какое движение можно исполнить под эту музыку. Дети самостоятельно выполняют движения.

Несюжетны творческие этюды распределили по тематическим разделам:

1.«Волшебный мир природы»

«Птичий двор»: Песня «Ки – ко – ко» в исполнении Пипо Франко.

Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, воображения.

«Бабочки летают» Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д. Кабалевского; «Вальс» из балета «Коппелия», муз. Л Делиба.

2.«Веселые игрушки» использовали такие музыкальные этюды и игры:

«Вышли куклы танцевать», «Вальс игрушек».

3.«Радуга сказок»:

«Три медведя»

«Козлята и волк»

«Музыкальный секрет»

4. Забавные животные:

«Плюшевый медвежонок» муз. В. Кривцова.

Задачи: развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения.

«Птички и Ворона» муз. А. Кравцович.

Задачи: развитие музыкальности, выразительности движений, способности

к импровизации, воображения и фантазии

На данном этапе наиболее эффективно использовались такие методы и приемы, как выразительный показ движений с объяснением его значения, самостоятельное исполнение детьми изучаемого движения с одновременным проговариванием – пропеванием под музыку соответствующего ему слова, исполнение движения в образе какого-либо персонажа – все это помогает дошкольникам найти разнообразные выразительные движения и вплотную подойти к музыкально-двигательному творчеству. Часто использую также творческие задания: «Покажи, как бегает лисичка». Вспоминали образ лисы из сказок, какая она хитрая и осторожная.

Освоение языка танца стимулирует исполнительское и композиционное творчество в процессе интерпретации танцевальных образов. По мере накопления объёма танцевальных движений и жестов пантомимы у дошкольников пробуждается желание создать свои танцевальные этюды. На данном этапе обосновано использование этюдов сюжетного типа. Диктуемое сюжетом взаимодействие исполнителей этюда направляет фантазию ребенка, определяя выбор движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в этюде особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические повествовательные средства.

Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда, затем – исполнение музыки. Дети сами должны подобрать движения, помогающие эмоционально передать образ музыкального сюжета. Такие этюды могут быть исполнены одним ребенком или небольшой группой детей.

Вот примеры сюжетных музыкальных этюдов:

Попляшем! («Барашеньки», русская народная мелодия)

Дождик («Дождик», музыка И. Любарского)

Легкий бег с лентами («Аллегретто», музыка Т. Ломовой)

Лошадки («Танец», музыка Дарондо)

Ау! («Игра в лесу», музыка Т. Ломовой)

Показывай направление («Марш», музыка Д. Кабалевского)

Тихий танец, (тема из вариаций, музыка В. Моцарта)

Каждая пара пляшет по-своему («Ах ты, береза», русская народная мелодия)

Полька (немецкий народный танец)

Поспи и попляши («Игра с куклой», музыка Т. Ломовой)

Ходьба на носках с передачей предмета (отрывок из оперы «Калиф Багдадский», музыка А. Буальдье)

Марш с приветствием — ходьба в парах с перестроениями («Стой, кто идет? », музыка В. Соловьева-Седого).

Стараясь вызвать интерес к маршу, я советовала ребятам посмотреть парад на Красной площади. Дети поняли, что марши тоже бывают разные: спортивные, пионерские и военные. Детям предлагалась маршевая музыка. Дети должны маршировать под эту музыку, придумывая в марше движения, соответствующие характеру звучания марша.

Так же даю детям творческие задания — сочинить свой вальс, свою польку. Первые попытки не были удачными. Только через несколько занятий в группе появились первые «лидеры», которые неожиданно раскрылись в танце. Движения их были ритмичными, пластичными, соответствовали музыке. Главное, ребята держались раскованно, непринужденно. Другие дети пока с интересом наблюдали за ними.

Работа по развитию творческой активности дошкольников в танце включает в себя различные методы. Это использование нетрадиционного игрового дидактического материала, оборудования, атрибутов, костюмов.

Я старалась, чтобы каждый ребенок не копировал движения своих товарищей, а критически оценивал их, действовал творчески. Эту работу я проводила не только на фронтальных занятиях, но и индивидуально с небольшими подгруппами во второй половине дня, стараюсь использовать различные методические приемы: художественное слово, образные сравнения, фрагменты сказок. Постепенно творческие задания усложнялись. На столе лежат платочки, флажки, ленты. Дети слушают музыку. Если исполняется плясовая музыка, дети берут платочки и пляшут свободно. Если звучит марш, берут флажки, если полька, сочиняют танец с лентами. Предлагаю ребятам выполнить упражнение с воображаемыми предметами: поиграть в мяч, в снежки, с воздушным шариком, покататься на санках.

Задания на развитие танцевального и игрового творчества включались как в первую, так и в последнюю часть занятия, а результатом включения вышеуказанного материала в занятия по развитию творческой активности дошкольников является выразительное, осознанное исполнение танцев и элементарные творческие импровизации – первые шаги ребёнка к самовыражению. Сюжетные этюды помогли детям освоить выразительность образа, оживить фантазию и воображение.

Это позволило перейти к следующему этапу. На котором нами были использованы разнообразные импровизационные этюды - «Кошка выпускает коготки», «Петушок расплясался» - активизирует воображение детей, и они легко идут на импровизацию. Для этого предварительно с детьми разучиваю отдельные элементы танца. Несложные комбинации, иллюстрирующие танец различных образов - Петушка, Кошки («взмахи крылышками», повороты, наклоны туловища). Для импровизационного этюда «Лесной концерт» я предлагаю детям одеть маски персонажей - Зайчик, Медведь, Козлик, Лисичка. На определённый отрезок мелодии выходит определённый персонаж и исполняет импровизационный танец, а все остальные – «зрители» аплодируют, а затем дети выбирают самого лучшего исполнителя. Ребята двигаются под музыку свободно, без диктования им движений и правил. Слежу только за тем, чтобы дети выполняли движения в соответствующем темпе и ритме.

Творческое воображение детям в процессе моделирования образа танцевальной музыки "Вальса-шутки" Д. Шостаковича, подсказывает характер движений. При помощи музыки и пластики мы совместно создаем настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаем свое чувствование и видение танцевальной музыки.

Постепенно все увлеклись созданием композиций танца. Лучшие танцы, созданные самими детьми, использовались на праздниках и вечерах развлечений.

Импровизированные танцевальные композиции широко включали в досуговые мероприятия, которые имеют общую игровую тему и двигательные композиции под музыку органично сочетаются с аттракционами, загадками, играми. Очень весело и увлекательно в нашем дошкольном учреждении прошло развлечение «Путешествие кораблика! », посвященное дню защитника Отечества. Исполнение танцевальной композиции «Чунга-чанга» (муз. В. Шаинского) сочетались с аттракционами. Дети с удовольствием импровизируют и другие песни.

Результатом работы можно считать показатели уровня развития детей:

- выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;

- умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;

- освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру;

- освоение сложных видов движений;

- способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.

В заключение хочу сказать о том, что творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Формирование у детей дошкольного возраста танцевального творчества является необходимым условием более полного, гармоничного и глубокого развития и воспитания ребенка.

В танцевальном творчестве необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных детей, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.