Статья по теме:

В связи с введением в действие Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009 год) и ФГТ к условиям реализации этой программы (2011 год), в настоящее время учебно-воспитательный процесс в детском саду претерпевает существенные изменения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение в процессе познавательно-речевого развития дошкольников в рамках образовательной программы

Гришина Галина Юрьевна,

воспитатель, ГБДОУ детский сад №6 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга.

В связи с введением в действие Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009 год) и ФГТ к условиям реализации этой программы (2011 год), в настоящее время учебно-воспитательный процесс в детском саду претерпевает существенные изменения.

Главной особенностью организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) на современном этапе является  уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в воспитательный процесс новых эффективных форм работы с детьми на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): проектной деятельности, игровых проблемно-обучающих ситуаций и др.

Решение сложных задач модернизации дошкольного образования требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Потребность в профессиональной помощи психолога испытывают и дети, и их родители, и педагоги, и администрация образовательных учреждений. При этом психолог осуществляет как практическую и методическую, так и исследовательскую деятельность. Его работа носит и диагностический, и коррекционно-развивающий, и обучающий, и консультативный характер.

В психологии «сопровождение» – это система профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленная на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Задача педагога-психолога – создание условий для «продуктивного продвижения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Другими словами, психолого-педагогическое сопровождение – это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

Обычно выделяют три взаимосвязанных компонента сопровождающей деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении [1]:

систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе дошкольного обучения;

создание социально-психологических условий для развития личности дошкольников;

создание специальных социально-психологических условий детям, имеющим проблемы в развитии.

Эти компоненты охватывают практически все стороны и направления деятельности психолога. Поэтому будем считать, что психолого-педагогическое сопровождение процесса развития дошкольника будет заключаться в реализации каждого из трех названных направлений. Особенно важны содержательные аспекты сопровождения, основывающиеся на следующих принципах работы психолога:

1. Безусловная ценность внутреннего мира ребенка.

2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения ребенком мира и отношений с ним.

3. Создание условий в рамках объективной данной ребенку педагогической среды для максимального раскрытия индивидуально-личностного потенциала.

4. Осуществление сопровождения преимущественно педагогическими средствами и при ведущей роли педагога.

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшее из них – потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка.

Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения – личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для бесед на эти темы требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель.

Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изобразительной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время наблюдается проблемная ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

ухудшение состояния здоровья детей;

существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Поэтому выходом из сложившейся ситуации является изменение процесса обучения: основной формой обучения должны стать не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы, которая, в сою очередь, организуется и протекает также в различных формах.

1. Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.

2. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

4. Пение. Стихотворение-рифмование.

5. Труд. Трудовые и речевые действия.

8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

С чего начинать речевое воспитание ребенка? Конечно, с изучения проблем малыша, особенностей его семейного воспитания, развития его личности, коммуникативных речевых навыков.

Основной метод обследования, как известно, наблюдение [2]. Нужно пообщаться с ребенком, понаблюдать, как он общается с другими:

умеет ли налаживать отношения, контакты со сверстниками, со старшими и младшими детьми, со взрослыми;

выяснить, почему это у него хорошо или, наоборот, плохо получается, в чем причина;

установить, каков уровень его речевого развития;

обдумать, посовещаться с коллегами и определить, как мы сумеем помочь ребенку преодолеть его трудности.

Основные принципы организации речевого развития:

1. Создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих силах. Создание семейной обстановки.

2. Событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсуждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы).

3. Обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями, взрослыми.

4. Гибкая программа «проектов», событий-тем. «Спонтанное» развитие речи в общении и деятельности.

5. Опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию, к речетворчеству и словотворчеству.

Формы организации работы по развитию речи в ДОУ:

1. Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.

2. Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Один может быть в роли консультанта, учителя, затем дети меняются ролями.

3. Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел.

4. Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3 – 4 человек и работают сообща.

5. Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или «задание для всех». Чаще воспитатель « заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаражение» интересной деятельностью.

Итак, анализ работы с детьми показывает, что в настоящее время проблема познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе как с точки зрения педагогической психологии, так и психологии развития.

Эта проблема может быть решена с помощью психолого-педагогического сопровождения, которое предполагает: удовлетворение базовых потребностей ребенка; обеспечение в ДОУ психологической и социальной безопасности; удовлетворение первичных интересов дошкольника; превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в ДОУ, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками; формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

В системе дошкольного образования должно быть внедрено не только индивидуальное сопровождение развития личности ребенка, но и системное сопровождение всего образовательного процесса [3].

Список литературы

    Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде. Решение задач и проблем развития / Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. М. Генезис, 2005. Битянова М.Р. Профессиональные задачи психолога в системе учебных отношений и целей // Школьный психолог, 2000. - № 44. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. М. Детство-пресс, 2011.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование  развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи.

Данный курс не требует наличия компьютера для проведения занятий. Он ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения.