Скачать:

Предварительный просмотр:

Эрмансон Е.Е. воспитатель,

МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек»

г. Саяногорск

Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми старшего дошкольного возраста

К числу нетрадиционных форм речевой работы с дошкольниками относятся:

    Ситуации общения; Игровые обучающие ситуации; Интегрированные занятия с элементами кооперации; Творческие мастерские.

Ситуации общения – это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей.

Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и др. в каждой ситуации перед детьми возникает проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт. Ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми.

Алгоритм проведения ситуации общения:

    Создание педагогом реально-практической ситуации. Педагог выслушивает предложения детей. Педагог направляет детей на поиск проблемы, помогает приобрести новый опыт. Совместный анализ результатов.

В младшей группе целесообразно проводить ситуации общения, побуждающие ребенка искать и устранить причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности. Например: что-то мешает открыть или закрыть дверь, задвинуть ящик с игрушками, провезти тележку или машину и т.д.

Старшим дошкольникам можно предложить следующие ситуации общения: «Лена пролила варенье на пол. Что теперь ей делать? Как поступить лучше?», «Катя решила пригласить детей к себе в гости. Что она для этого должна сделать?» и др.

Для развития полноценного игрового общения используют игровые обучающие ситуации:

    Ситуации-иллюстрации. Ситуации-упражнения. Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы). Ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации-иллюстрации используются в младшей группе.

Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах) способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

Действуя в игровом образе, ребенок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое, а затем и реальное поведение.

В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например, принятие в старшем дошкольном возрасте на себя ролей отрицательных персонажей в ходе игр-драматизаций должно вызывать феномен децентрации, то есть формировать умение моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, но не провоцировать эмоционального слияния с его образом, идентификации с ним. Это позволяет сравнивать различные черты характера (добрый — злой, честный — лживый) и создавать установку на формирование положительных черт характера у детей.

Обучение игровому (диалогическому) общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения.

Задачи сценариев активизирующего общения:

    Коммуникативное развитие детей. Развитие детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Обогащение и активизация словаря. Корегирование грамматического строя языка ребенка. Развитие связной речи.

Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, инсценировки, игры-драматизации, подвижные, народные, дидактические игры, имитационные упражнения.

В сценариях активизирующего общения обучение имеет не учебную, а игровую, коммуникационную мотивацию. Поэтому необходимо так подбирать языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания.

Таким образом, решая задачи языкового развития, параллельно и одновременно решаем задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми.

«Строим дом».

Цель: активизировать словарь словами «плотник», «строитель», «инструменты», закреплять навык совместной деятельности.

1.  Чтение стихотворения.

Мы строим

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть, и есть лопата —