Головне меню

Раскрываются внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие инновационного потенциала дошкольного образования в условиях информационного общества. Выделяются общие условия, способствующие инновационному развитию дошкольного образования в целом, и специфические условия, соблюдение которых обеспечивает инновационное развитие в условиях информационного общества.

Ключевые слова: инновационное развитие, информационное общество, факторы, условия.

В качестве главной цели современной парадигмы образования Республики Беларусь выступает формирование грамотной, творческой личности, способной к культурному созиданию. В сегодняшнем понимании давать качественное образование означает давать такое образование, которое является базой для жизни и творчества в информационном обществе.

Согласно рекомендаций ЮНЕСКО, мнений его экспертов, основанных на опыте различных высокоразвитых государств (США, стран ЕС, Японии), главный, магистральный путь решения поставленной задачи лежит через использование электронного обучения (e-learning). Электронное обучение - это технология, ориентирующая учащегося на новый стиль образования для жизни и на образование в течение всей жизни, т. е. технология, развивающая умения и навыки для устойчиво успешной жизни и непрерывного самосовершенствования.

Информатизация означает изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру. Освоение новой информационной культуры в значительной степени реализуется за счет внедрения в учебный процесс, управление образованием и в повседневную жизнь перспективных информационных технологий.

Сказанное в полной мере относится и к сфере современного дошкольного образования, что обусловливает необходимость развития его инновационного потенциала. Не случайно сегодня наблюдается всплеск инновационной активности в дошкольном образовании, что свидетельствует о поиске оптимальных путей решения проблем, выдвигаемых современной действительностью.

Инновационное развитие дошкольного образования в условиях информационного общества определяется рядом факторов, под обусловливающих это явление.

Первым, ведущим, фактором является глобализация образования в мире, дающая возможность международного сотрудничества и интеграции в мировое образовательное и информационное пространство.

К внешним факторам развития инновационного потенциала дошкольного образования в нашей стране можно отнести, во-первых, такой нормативный документ, как «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы», в которой инновационное развитие объявлено одним из главных приоритетов, обуславливающих стратегию развития образования; во-вторых - информатизацию общества в РБ, что проявляется в постепенном обеспечении условий для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений.

Можно выстроить иерархическую пирамиду документов - от общегосударственных до ведомственных, отражающих провозглашенную образовательную политику Республики Беларусь:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год».

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь ««Использование электронных средств обучения в образовательном процессе».

Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 гг. как организационная основа реализации государственной политики в сфере дошкольного образования, предусматривающая развитие высокотехнологичного образовательного процесса в дошкольном образовании, в т. ч. внедрение современных образовательных технологий, развитие научного потенциала в сфере дошкольного образования.

Мероприятия Программы системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 - 2014 гг. предусматривающие оснащение компьютерной техникой с современными образовательными программами.

К внутренним факторам, обеспечивающим инновационное развитие дошкольного образования в РБ, относится высокий потенциал последнего. В республике сформированная система качества дошкольного образования и его оценки (разработаны и внедрены стандарты дошкольного образования, предусмотрено повышение уровня методической компетентности кадров, научного, программно-методического, материально-технического обеспечения, развития научного потенциала в сфере дошкольного образования). Обращает на себя внимание стратегическая ориентация дошкольных образовательных учреждений на инновации; высокое качество выявления проблем, требующих разрешения; инновационная активность учреждений дошкольного образования; информированность педагогов о существующих новшествах.

Важное значение имеет высокая квалификация педагогических кадров дошкольного образования; традиции непрерывного повышения квалификации; наличие организационно-правовых возможностей получения дополнительного образования.

Кроме того, следует, на наш взгляд, отметить активность средств массовой информации, пропагандирующих инновационную направленность и информатизацию в сфере образования, в т. ч. дошкольного; наличие опыта издания специализированных СМИ, ориентированных на педагогов и родителей, освещающих передовой педагогический опыт внедрения инновационных технологий, использования информационно-коммуникативных ресурсов в сфере дошкольного образования (научно­методические журналы ««Пралеска», ««Пачатковае навучанне: дзщячы1 сад, сям’я, школа», ««Настаунщкая газета»).

Не последнюю роль в рассматриваемом процессе играет и относительно высокий образовательный и культурный уровень населения Беларуси.

Наконец, к факторам инновационного развития дошкольного образования в Беларуси относится исторически сложившийся за последние десятилетия его инновационный потенциал: инновационное движение периода 1990-х гг. (внедрение системы М. Монтессори, программы ««Первый шаг», методик Н. Зайцева, Е. Шулешко, технологии ТРИЗ, новаторских программ, разработанных в Российской Федерации); педагогические традиции авторской школы белорусских ученых и педагогов-практиков (Л. Глазырина, В. Силивон, Е. Ремизовская, С. Ходонович, В. Шебеко и др.); опыт информатизации дошкольного образования 1990-х гг. (создание и внедрение в практику работы дошкольных учреждений компьютерно-игровых технологий для детей дошкольного возраста: Л. Горунович - изобазительная деятельность, И. Житко - формирование элементарных математических представлений, Н. Старжинской - обучение грамоте и др.);

К настоящему времени в республике сохранено и модернизируется инновационное движение. Имеется существенный опыт в распространении инновационных технологий белорусских авторов (О. Анцыпирович, Д. Дубинина,

И. Житко, И. Комарова, Н. Старжинская, А. Стреха, В. Шебеко, В. Шишкина), опыт деятельности педагогов в инновационных проектах; носители эффективного опыта привлекаются к процессу повышения квалификации работников дошкольного образования.

К сожалению, каждому из перечисленных противостоят и потенциальные угрозы, препятствующие инновационному развитию потенциала дошкольного образования. В глобальном смысле это локальность и закрытость многих международных образовательных проектов, отсутствие информации об их результатах. На уровне республики - это недостаточность информационных ресурсов для реализации информационных отношений в целом и недостаточная финансовая поддержка инноваций в образовании в частности. На данном этапе можно констатировать и недостаточный уровень разработки методологии, психолого-педагогического обоснования проблемы применения информационно­коммуникационных технологий в учреждении дошкольного образования; несформированность инновационной культуры педагогических кадров, информационной компетентности, компьютерной грамотности; недостаточная сформированность у педагогов понимания того, что могут дать развитию ребенка компьютерные технологии наряду и в сравнении с традиционными.

В основе этих явлений зачастую лежит инертность, косность, консерватизм как научной, так и педагогической общественности; недоверие к новшествам, противодействие непривычному со стороны работников образования, нежелание переучиваться; возможные временные убытки; медленный характер введения новшеств, устаревание идей новшества до его введения; негибкость и запаздывающий характер обновления программ и учебных планов профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования с целью овладения новыми технологиями, в т. ч. информационными. Зачастую можно заметить бюрократическое отношение к инновациям, формализацию инновационного движения, низкое качество инноваций, девальвацию идеи инновационного движения; инновационную перегрузку и иногда - имитацию инновационной деятельности со стороны педагогических коллективов. В целом наблюдается невосприимчивость многих учреждений дошкольного образования к новшествам как качественная характеристика образовательного учреждения, выражающаяся в способности находить, адекватно оценивать и выбирать новшества, исходя из своих потребностей и возможностей (Г. Новикова). Препятствием инновационному развитию является и недостаточное обеспечение дошкольных учреждений компьютерной техникой и современными образовательными программами.

Выявленные угрозы (причины), препятствующие инновационному развитию потенциала дошкольного образования, диктуют соблюдение ряда условий, потенциально обеспечивающих успешность протекания рассматриваемого процесса. Исходя из анализа научных источников (Г. Новикова, А. Пригожин, Ю. Горвиц,

И. Цыркун и др.), можно выделить общие и специфические условия инновационного развития дошкольного образования.

К общим условиям, способствующим инновационному развитию дошкольного образования, относятся: создание инновационной ситуации, предполагающей необходимость разработки специального компонента содержания образования па основе целенаправленного отбора и конструирования учебного материала (инновации должны быть востребованы педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями; необходима сформированная инновационная культура педагога); моделирование и осуществление инновационного процесса, включающего ценностно­целевой, информационно-содержательный, организационно-технологический, психолого-валеологический, аналитико-коррекционный блоки и обеспечивающего стимулирование, самоорганизацию и самореализацию личности субъектов инновационной деятельности (инновационная деятельность должна проводиться на основе специально разработанной программы; отношения между участниками образовательного процесса необходимо строить на принципе сотрудничества); формирование инновационной культурно-образовательной среды на основе реализации инновационного потенциала личностно ориентированного и культурологического подходов к обучению и воспитанию (введение новшеств не должно ущемлять права участников образовательного процесса; участие педагогов в инновационной деятельности должно быть обусловлено положительной мотивацией, готовностью к позитивным переменам в образовательном процессе).

Специфические условия, соблюдение которых обеспечивает инновационное развитие в условиях информатизационного общества: сформированность информационной грамотности педагога дошкольного учреждения; разработка метода введения информационных компьютерных технологий в систему дидактики дошкольного учреждения как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса; преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых научно обоснованных средств его развития (информационно коммуникационные технологии должны использоваться с целью совершенствования методики управления дошкольным учреждением, а также обновления форм и методов работы с детьми); систематическое использование в учебном процессе электронных мультимедиа учебных пособий в сочетании с традиционными методиками обучения и педагогическими инновациями, что значительно повышает эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой (при этом происходит качественное улучшение результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий); учет эргономических факторов (экранные образы, способы их трансформации, изображение условных символов и их расположение, способы взаимодействия ребенка с компьютером, возможные ответные сигналы компьютера на действия ребенка и другие возможности программы - все это объекты эргономического проектирования программ для дошкольников); учет закономерностей мышления и восприятия ребенка, уровня его умственного развития, эргономических параметров, в том числе антропометрических, функциональных.

В свою очередь соблюдение каждого из условий требует выполнения определенных условий более низкого порядка. Так, например, установлено, что процесс формирования инновационной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения в достаточной мере определяется совокупным выполнением следующих условий (О. Кучергина):

1) разработка содержания обучения педагогов, включающего формирование всех компонентов инновационной культуры;

2) создание и внедрение в практику технологии формирования инновационной культуры, обеспечивающей мыслительную и поведенческую активность педагогов;

3) обеспечение непосредственной взаимосвязи содержания и процесса обучения с профессиональной деятельностью педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Совокупность выделенных условий в их взаимозависимости и взаимодополнении влияет на качество инновационного развития дошкольного образования в условиях информационного общества.

Література:

1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)/В. П. Беспалько — М. МПСИ, 2002.

2. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании

/Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, Е. В. Зворыгина и др. - М. Линка-Пресс, 1998. - 28 с.

3. Дудченко В. С. Основы инновационной методологии / В. С. Дудченко. - М. 1996.

4. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожин. - М. 1989.

5. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин,

Л. С. Подымова - М. 1999.

Розкриваються зовнішні та внутрішні фактори, що впливають на розвиток інноваційного потенціалу дошкільної освіти в умовах інформаційного суспільства. Виокремлюються загальні умови, що сприяють інноваційному розвитку дошкільної освіти в цілому, та специфічні умови, дотримання яких забезпечує інноваційний розвиток в умовах інформаційного суспільства.

Ключові слова: інноваційний розвиток, інформаційне суспільство, фактори,

умови.

Disclosed are internal and external factors affecting the development of innovative capacity of preschool education in the information society. There are some common conditions that promote innovative development of preschool education in general; and specific conditions compliance with which ensures innovative development in information society.

Key words: innovation development, information society, factors, conditions.