Игровые упражнения, способствующие формированию предпосылок связной речи младших дошкольников

Едем в гости

Цель: формировать у детей понятие об элементарных этических нормах; воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться; развивать способность работать с воображаемыми предметами; развивать фантазию, память, умение чётко произносить звуки, фразы.

В. Ребята, вы любите ходить в гости? Бывает так, что ехать надо далеко и приходится пересаживаться на разные виды транспорта. Сегодня вас приглашает в гости девочка Жёлтая Косыночка (из театра бибабо). На чём мы поедем? (Дети предлагают: на лошадке, автобусе, поезде, самолёте.)

Жёлтая Косыночка (встречает детей). Здравствуйте, дети! Устали с дороги? Проголодались? Присаживайтесь, отдохните, угощайтесь яблочками, грушами, попейте чай с пирожными.

Дети изображают, как кушают яблоки сладкие и яблоки с кислинкой, вишни, сливы, потом пьют чай с вкусными пирожными.

В. Вот и пришла пора прощаться и в обратную дорогу собираться.

Дети прощаются и повторяют игровое упражнение «На лошадке ехали. ».

Прячемся от дождя

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; стимулировать детей и их инициативу в театрализованной игре.

В. Представьте, что стало очень холодно. (Дети ёжатся, потирают руки, сжимаются в комочек, греют нос, притопывают ногами.) Подул холодный осенний ветер. (Дети отворачиваются от ветра.) Вдруг начался дождь, он всё сильнее и сильнее. (Воспитатель открывает зонт, дети прячутся.) Ближе вставайте, чтобы всем хватило места. (Прижимаются друг к другу.) Дождик кончился, посмотрите, какие лужи! (Дети перепрыгивают лужи.)

В. Осень — холодное время года, часто идут дожди, от которых всем приходится прятаться.

Сейчас я прочитаю вам сказку «Грибок-теремок».

Воспитатель обращает внимание детей на имитацию голоса и движений, характерных для каждого героя сказки. После предлагает поиграть в сказку с помощью вопросов.

— Как начиналась сказка?

— Как можно ласково назвать муравья?

— Кто потом подбежал к грибочку?

— Покажите, как летает бабочка в солнечный день и как летела в дождь?

— Кто следующий подбежал?

— Как ласково назвать мышку?

— Кто потом прибежал к грибку?

— Как летает воробей?

— Как выглядит воробей в дождь?

— Как он прыгает? Как ласково его назвать?

— Как зайчик просился под грибок?

— Что было потом?

— Покажите, какая хитрая лиса?

— Что сказала лягушка и как?

Используются игрушки театра бибабо или картинки на фланелеграфе.

Цель: формировать у детей запас эмоций и впечатлений.

В. (показывает резиновую игрушку Гномик). Ребята, сегодня к нам в гости пришёл гномик Кузя. Он хочет отпраздновать вместе с нами свой день рождения. Вы согласны? Как мы празднуем в группе дни рождения?

Дети. Поём песню «Каравай».

Кто-то из детей берёт игрушку и становится в круг.

В. Ребята, чтобы Кузе было уютно и нескучно у нас, давайте представим, что мы его друзья-зверюшки и находимся на лесной полянке.

Дети с помощью шапочек превращаются в зверюшек (Мишка, Зайка, Белочка, Лисичка, Ёжик, Мышка, Жучок и т.д.) и поздравляют гномика с днём рождения, имитируя зверюшек после того, как спели песенку-хоровод «Каравай».

Как на Кузины именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Дети повторяют движения согласно тексту.

Поиграем с паучком

Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; учить чётко проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально воспринимать сказку.

Воспитатель собирает детей около себя в кружок и предлагает проговорить слова стихотворения.

В. Сначала буду маленький,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До мамы дотянусь.

По мере проговаривания дети выполняют вместе с воспитателем движения. Стихотворение проговаривается несколько раз. В последний раз воспитатель снимает со шкафа или полки нарисованного паучка и показывает детям.

В. Паучку понравилось, чем мы тут занимаемся, и он решил выглянуть из уголка, где жил раньше. Давайте поиграем с ним.

В. В хоровод, в хоровод собирайся, народ!

Воспитатель собирает детей в круг. Все берутся за руки, выбирается водящий, садится в центре круга. Дети идут по кругу и проговаривают.

Паучок, паучок, тоненькие ножки!

Мы тебя кормили, мы тебя поили,

На ноги поставили — танцевать заставили.

Дети подходят к водящему, ставят его на ноги, расходятся с прихлопыванием.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает себе пару и выполняет танцевальные движения, все повторяют.

Из какой сказки?

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре; развивать артикуляционный аппарат; воспитывать доброжелательные отношения.

Воспитатель выставляет на столе игрушки для сказки «Колобок» и игрушки петушка и курочки.

В. Ребята, из какой сказки пришли к нам в гости эти герои?

Дети угадывают сказку «Колобок».

В. Давайте назовём персонажей этой сказки. (Дети называют.) А почему сюда попали Петушок и Курочка? (Заблудились, они из другой сказки.) Давайте попробуем вспомнить сказку.

Дети по желанию выбирают роли, одевают шапочки героев сказки и разыгрывают сюжет: интонационно подражают голосам героев, имитируют их движения и повадки. Песенку Колобка поют все вместе.

В. А как же нам быть с Курочкой и Петушком, они совсем загрустили? Сейчас я прочитаю сказку, где они являются главными героями, чтобы они почувствовали себя как дома.

Чтение сказки К. Ушинского «Умей обождать».

Осенний дождик

Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определённой интонацией в сочетании с жестами.

Воспитатель читает стихотворение.

В. Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей!

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей!

О каком времени года идёт речь?

Дети. О весне.

Воспитатель предлагает сказать фразу «Весна пришла» несколько раз громко и радостно, подкрепляя её жестами.

В. Все вокруг радуются весне: люди, звери, птицы, растения. А дождик бывает весной? (Ответы детей.) Давайте порадуемся дождику.

Дождик, дождик, кап-кап-кап.

Тучки скажут: так-так-так.

Дождик, дождик льётся,

Льётся прямо, льётся вкось