Формирование социально-личностной компетентности дошкольников в школьном театре

Театр-высшая инстанция для решения жизненных вопросов.

Герцен А.И.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ведущей деятельностью в этот период жизни детей является игра, в ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении, происходит становление всех сторон личности.

А.В. Запорожец говорил: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и средствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир стремлений и героических поступков».

Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования ценностей личности ребенка, т. к. является синтезом различных видов искусств. Музыка и связанная с ней деятельность выступает, как средство всестороннего гармонического развития маленького человека. Тематические музыкальные занятия с элементами театрализации: «Музыка говорит своим языком»; «Умные эмоции»; «Детский альбом Чайковского» открывают детям дверцу в мир прекрасного, развивают способность распознавать эмоциональные состояния людей, умение управлять ими, рассказывать о них, что подвластно только человеку. Так с первых дней знакомства с детьми начинается моя работа по формированию социально – личностной компетентности каждого воспитанника.

Связь музыки и театра является самой органичной и естественной. Театрализация является стержнем в моей профессиональной деятельности. Элементы театрализации используются на занятиях, праздниках, развлечениях начиная с раннего дошкольного возраста, они сопровождают детей на протяжении всего периода пребывания в детском саду. Именно посредством театральных игр происходит интегрированное воспитание детей, укрепляется их физическое и психическое здоровье. Занятия театральной деятельностью строятся по принципу тематической интеграции, объединяя единым содержанием разнообразные виды детского творчества. Внедрение в работу инновационных технологий позволяет стимулировать инициативность каждого ребенка по психологическому принципу «Мотивация – восприятие – осмысление». Личностно ориентированная направленность работы позволяет детям закрепить состояние творческой активности, помогает в выборе видов деятельности с учетом их интересов и предпочтений. Нет декораций – нарисуем вместе, нет костюмов – изготовим из подручных материалов, нет подходящей сказки – сочиним, нет песенного материала – придумаем песенки – импровизации. Методическая направленность работы, осуществляется на основе современных концепций и теоретических трудов К. Орфа, А. Бурениной, Б. Асафьева. Развитие творческих способностей средствами театрального искусства по программе «Театр – творчество – дети» Сорокина Н.Ф. Миланович Л.Г. Пошаговое социально – личностное развитие на основе методик: «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью» Козлова С.А, методики «Социальное развитие дошкольников» Безруких М.М. методических пособий «Играем в театр» Доронова Т.Н, А.Е. Антипиной и авторские разработки. Интеграция образовательных областей на занятиях театрализованной деятельностью помогает дошкольникам глубоко и осознанно понимать литературные и сказочные произведения, повысить уровень социальной компетентности. Тесная связь театральных игр и других образовательных областей: «Музыка», «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Безопасность» и др. позволяет раскрыть все грани творческого потенциала каждого ребенка. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи осуществляется воспитание самостоятельности и уверенности детей в своих силах.

Ознакомление детей с социальной действительностью, повышение уровня статуса семьи, уважительное отношения к собственному имени (а в старшем возрасте и отчеству), также закрепляются на занятиях театрализованной деятельностью. Игры «Назови себя»; «Укрась свое имя»; «Назови меня ласково»; «Я уже взрослый» и др. помогают детям привыкнуть к звучанию своего имени, фамилии, отчеству. Невольно заходит разговор о фамильной гордости и умении уважать других. Привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям, изготовление атрибутов и костюмов для театральных постановок, изготовление афиш и пригласительных билетов на спектакли поднимает в глазах ребенка статус семьи и повышает уровень социальной культуры родительского коллектива.

Современная педагогическая наука рассматривает образование, как воспроизведение духовного потенциала человека, и располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Именно театр объединил в себе музыку, танец, живопись, риторику, актерское мастерство, соединил в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создавая условия для воспитания целостной одаренной личности. Создание в дошкольном учреждении театральной студии «В гостях у сказки» способствует развитию общей и эстетической культуры, художественных способностей и склонностей воспитанников, предоставляет возможность творческого самовыражения и творческой импровизации. Занятия театром воспитывают ребенка, как артиста, творца, учитывая личностный опыт ребенка и уровень его психофизического развития.

Театр – это игра, а игра не должна быть скучной. Опыт работы показывает, что умело подобранная мотивация помогает детям полностью погрузиться в театральную игру, проявить себя как личность, почувствовать себя участником коллективного творчества. Вот некоторые игровые мотивации из моей педагогической копилки:

  • «Страна зеркал». Копируем мимические выражения лица, движения товарища (работа в парах).
  • «Царство печальных (веселых) людей». Говорим, двигаемся в заданном эмоциональном состоянии.
  • «Бюро находок». Кто бы мог это потерять? Обыгрываем находку.
  • «Оле – Лукойе». 2 зонтика, один цветной, другой темного цвета. Каждый ребенок пробует себя в сочинительстве сказок: под цветным- добрая и веселая сказка, под тёмным- с участием сказочного злодея.

Для того чтобы детский театр жил, тщательно выстраивается работа по сохранению свежести восприятия литературного или сказочного материала, который берется в работу. Например, каждый ребенок пробует себя в роли всех персонажей, детям предоставляется свобода выбора, а чтобы никому не было обидно, используются занимательные методы и приемы.

  • Фишки – изготавливаем фишки, на обратной стороне некоторых из них рисуем персонажей: мышка, дед, репка и т. д. Фишки раскладываются на стульчики изображением вниз, ребятишки выбирают себе любую и узнают, роль какого героя на сегодняшней встрече они будут играть.
  • Волшебный мешочек – в мешочек кладутся фишки одного цвета, например желтого, а три из них коричневого. Кто их вытянул, тому и играть роль медведей.
  • Музыкальная подсказка – дети стоят в кругу, звучит музыкальный отрывок, дети передают друг другу игрушку, на окончание музыкальной фразы она остается у одного из них, ему и исполнять роль, и так продолжается пока все роли не будут розданы.
  • Кто сильней? – двое мальчиков перетягивают канат, кто выиграл, тот и играет сегодня роль Деда в сказке «Репка».
  • Скороговорка – кто быстрей и четче её произнесет, тому и достается роль.
  • Кто самый ловкий? – собираем шарики с закрытыми глазами. Кто собрал больше – тот исполняет роль.
  • Мыльный пузырь – у кого дольше в воздухе продержится пузырь, тот получает право выбора полюбившегося персонажа.

Такой подход к распределению ролей детям очень нравится: и смешно, и не обидно, и справедливо. Дети верят, в следующий раз повезет именно ему! Какой замечательный повод стремиться сделать что - то лучше других!

В театральных играх происходит естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, утверждение представлений о природном и животном мире. Тематические театрализованные представления на фоне живой сибирской природы «Про меня и муравья», «Березовый хоровод»; «В царстве грибов и ягод» и др. Воспитывается бережное отношение к природным ресурсам, к братьям нашим меньшим, осознание себя, как разумного существа. В рамках театральной игры дети понимают, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем представляется на первый взгляд. Личность каждого воспитанника рассматривается как система характерных для нее отношений, как объект взаимодействия в социуме, что от руководителя театральной студии, требует особого внимания к личностным взаимодействиям с детьми. Дети учатся способам самовыражения, разрешения конфликтов и снятия психологического напряжения. Использование коммуникативных игр «Саночки»; «Матрешка»; «Автобус» помогает в сплоченности детского актерского коллектива, укреплению дружеских взаимоотношений. Чтобы воспитать ребенка как творческую личность, прежде всего самому педагогу надо быть образцом для подражания. Никогда еще пассивный, равнодушный педагог не смог воспитать ребенка – творца. Занятия театральными играми диктуют педагогу, музыкальному руководителю нормы поведения - быть артистичной, следить за мимикой, движениями, интонацией, использовать «говорящие» жесты, уметь перевоплощаться, стараться во всем быть для детей эталоном. Совместно с педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, воспитателями вводим детей в мир прекрасного, развиваем сферу чувств. Пробуждаем сострадание, соучастие, развиваем способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Работа педагогов – соратников нашла свое отражение в совместных проектах: «Я и другие»; «Мое тело – мой помощник»; «Человек – творец». Театральные постановки «Морозко»; «Снежный Колобок»; «Гуси – лебеди», повысить в глазах детей авторитет педагогов, дошкольники увидели воспитателей и специалистов в новом качестве – артистов, на которых надо равняться и брать с них пример. Не заслуженно забытый некоторыми педагогами прием использования юмора и шуток на занятиях, применяется для повышения эмоциональности обучения. Задача педагога быть всегда готовым улыбнуться детям, вместе с ними посмеяться, пошутить, не боюсь быть смешной, когда на глазах детей превращаюсь в старушку, маленькую девочку, хитрую Лису и даже Робота. Веселый, мажорный настрой располагает детей к тому, чем им предлагают заниматься. Дошкольники быстрее откликаются на предложение трудиться, играть, если оно сделано весело, с юмором. Дети любят шутку, и при умелом руководстве взрослого она не только не вносит дезорганизацию, но и делает занятие интересным и запоминающимся. Этюды, сценки на основе веселых потешек, стихов, прибауток создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости между педагогами и детьми. Обязательно объяснять ребятишкам, что только добрая шутка, сказанная с любовью к ближнему, заставляет человека улыбнуться. Вместе с детьми мы учимся без обиды принимать и понимать шутки, самостоятельно использовать их в общении со сверстниками и взрослыми. Картотека шуток – минуток, забавных игр и этюдов помогает детям в умении выражать свои чувства, а где по необходимости сдерживать их. Значение отдыха для людей и оправданного использования юмора, дети закрепляют в досугах и развлечениях: «Сказочный коктейль»; «Старая сказка на новый лад»; «Русские потешки, да стишки – насмешки»» и т.д. Дети – актеры от природы. Задача руководителя студии помочь детям приобрести навыки публичного поведения, опыта взаимодействия друг с другом, радости от совместной работы и творчества, варианты достойного выхода из конфликтных ситуаций. Театральная игра для детей должна стать удовольствием, развлечением, при этом воспитывающая жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. Использование игровых приёмов на занятиях, способствует эффективному, без ощущения давления взрослого обучению. Вот некоторые находки из практики (создание проблемной ситуации):

  • «Назови слово» - прежде чем погрузиться в творческий процесс, каждому ребенку предлагаем назвать слово на заданную букву;
  • «Ассоциации» - назвать предмет, животное или птицу определенного цвета (Что (кто) бывает желтого цвета?);
  • «Геометрическая разминка» - изготавливается «пропуск» в творческую мастерскую в форме различных геометрических фигур (квадрат, треугольник, овал, круг). Дети дают определение своему билету (круглый, овальный и т. д.);
  • « Цветовая гамма» - такие же билеты, но двухцветные. Надо назвать цветовую гамму (серо-голубой, желто-красный и т. д.);

Каждая встреча в театральной студии начинается с «Доброго круга». Глядя в глаза друг другу, с комплиментами и пожеланиями добра мы передаем из рук в руки мягкое улыбающееся сердечко, что создает доверительную обстановку, настраивает детей на сотрудничество. Иногда дети приходят немного шумными, в таких случаях предлагается игра «Посидим в тишине». Мы садимся в круг, берёмся за руки или кладем руки на плечи, закрываем глаза и слушаем тишину. А ведь тишина не бывает идеальной! После нескольких минут молчания, дети с удовольствием отвечают на вопрос: «Кто нарушил тишину? (скрипнула дверь, зазвонил телефон, проехала машина и т. д.). Сосредоточенность на задании обостряет слух детей и отвлекает от шалости, незаметно закрепляется понятие «Мой организм», развивается речь, расширяется кругозор.

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для детей, соответс венно, дом должен быть уютным, теплым, не похожим на другие. Занятия театральной деятельностью предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения заданий. Для этого совместно воспитателями и родителями организуется благоприятная развивающая предметно - пространственная среда в групповых комнатах и музыкальном зале, стимулирующая активность и познавательную деятельность детей. Необходимо сделать так, чтобы все, что окружает ребенка, определяло его положительный настрой, формировало личностное отношение к предметам, действиям и самому себе. В групповых комнатах созданы «Театральные центры» с достаточным набором атрибутов, элементов костюмов, шапочек, предметов заместителей, изготовлены разные виды театров, наборы аудио – кассет «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, составлены картотеки «Театральная разминка», «Коммуникативные игры», «Сказочный вернисаж», произведения малых фольклорных жанров. Систематизирован дидактический материал «Узнай сказку», «Маска, я тебя знаю!», «Сочиняем сказки», изготовлены шумовые инструменты из бросового и природного материала. Дети знакомятся с окружающей действительностью с помощью зрения, слуха и движений, с учетом этого, организация жизненного пространства театральной студии направлено на возможность развивать эти органы чувств, и обеспечивать психологический комфорт.

Дети в студии разные по характеру и уровню развития, одни активные, любознательные, непосредственные и доверчивые, другие робкие и стеснительные, одни могут легко включаться в совместную практическую деятельность, эмоционально реагировать на все новое интересное, другие могут быть замкнутыми, неуверенными в себе, тревожными. Средствами театрального искусства развивается личностное становление, самосознание, повышается самооценка детей, постепенно выстраивается система «Я». В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость, и оттого, как ребенок научится выстраивать партнерские взаимоотношения между мальчиками и девочками, будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Русский народ мудр, в созданных им играх и сказках тренируется смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями товарищей. Русские народные сказки воспитывают у детей любовь и уважение к старшим, родителям, братишкам и сестренкам, к родному краю и природе. В них, доступным для детей языком говорится о роли женщины и мужчины в семье. Мать хранит семейный очаг, готовит еду, ждет мужчину с работы или ратных подвигов, учит детей уму разуму, поэтому ее ласково называют «Матушка», отец – либо трудится в поле, либо защищает Родину, он кормилец и защитник, оттого Родину иначе называют Отчизна, а отца «Батюшка». В созданный «Золотой сказочный фонд» театральной студии входят лучшие русские народные сказки и сказочные произведения народов мира. Драматизация той или иной сказки помогает детям в изучении быта, обычаев, языковых особенностей других народов, воспитывается толерантное отношение к жителям Земли. Герои сказочных произведений помогают детям в формировании гендерной социализации личности, правил, норм, ценностей и социально – исторического опыта. В гендерном отношении все сказки, мифы, легенды, притчи условно делятся на три группы:

  • «мужские»: главный герой – мужской персонаж (или сказочный герой принадлежит к мужскому полу);
  • «женские»: главная героиня (или героини) – персонаж женского пола;
  • «смешанные»: есть два главных героя обоих полов.

Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрался с возникающими трудностями и извлек некий урок для себя. Сюжет «смешанных» сказок, как правило, завершается воссоединением героя и героини, свадьбой. «Смешанные» сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Поэтому, важными в воспитании детей являются все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза, условием для успешной социализации детей.

Театральные игры используются в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства в формировании социально – личностной компетентности, ведь именно через участие в игре дети знакомятся с окружающим через образы краски и звуки.

Подбирая тематику и содержание театрализованных игр, необходимо помнить, чтобы они имели положительное, воспитательное и коррекционно - профилактическое воздействие на ребенка: «Звук живет в любом предмете»; «Природа в музыке и на бумаге» и др.

При знакомстве с литературным материалом банальному чтению произведения детям, отдаю предпочтение созданию и решению вместе с детьми проблемных ситуаций. Например, приносим сломанный стульчик и сломанную маленькую кроватку: медведи просили отремонтировать. Кто мог их сломать? Рассказываем сказку сообща. Играем в сказку: кто как ходит? Как кричит Маша в лесу и т. д. Дальше распределяем роли под музыку. Или «Перчатки». Показываем вырезанные из бумаги, вязанные или кожаные перчатки разных цветов и размеров. Рассматриваем их, знакомимся с различными материалами и цветами, рассуждаем: какие по размеру перчатки подходят детям, а какие взрослому? Какого цвета больше подойдут мальчикам, а какого девочкам? А потом рассказываем, что есть такие котятки, которые потеряли перчатки, ненавязчиво происходит переход к самой игре.

Один древний философ сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я, в конце концов, стал хорошим человеком». Именно этого принципа я придерживаюсь на занятиях с детьми театрализованной деятельностью. Любимые герои становятся образцами для подражания, ребенок отождествляет себя с полюбившимся персонажем. Работая над образом своего героя, дети проявляют фантазию, личный опыт, умение перевоплощаться. И если ребенок входит в образ, включается в ролевое взаимодействие с партнером, он начинает чувствовать себя более уверенно, и может найти неожиданное решение для создания характера своего героя или внести нового персонажа, с дальнейшим изменением событий произведения. Благодаря детской фантазии, появились авторские сказки «Умный мышонок»; «Дудочка»; «Под грибом» (в стихотворной форме), расширились диалоги, немного изменились сюжеты, основой стала классическая музыка, смысловая нагрузка удвоилась и знакомые произведения «засверкали» новыми гранями.

Развивать способности детей, их обобщенные представления о жизни помогают условно - символические средства сказок. Мораль и ценности по содержанию сказок меняются, но сказка ориентирует ребенка на поиск собственных ценностей. Введение наглядного моделирования в процесс ознакомления с содержанием сказки, помогает воспитанникам понять основные события, в прослеживании и выстраивании «логики» действий. В собственном творчестве условно – символические средства дети используют на этапе создания замысла. Маленькие авторы всегда вкладывают свой смысл в сочиненную сказку, в продуманную ситуацию, рассказывают о своем отношении к миру, о своих переживаниях. Двигательное моделирование помогает в воспроизведении основной последовательности действий сказки. В практической деятельности с детьми используются приемы: воображаемая ситуация; воображаемое путешествие; встреча со сказочными героями; игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность обучения и делает этот процесс естественным и интересным. Представление об окружающем, свою социальную компетентность, дети демонстрируют, используя прием – придумывание сказок (о стране бездельников; стране детей; о доме, в котором живет доброта и т.д.), метод преднамеренных ошибок - когда педагог умышленно выполняет задание не верно, позволяет детям ощутить себя в роли наставника, получить удовлетворение от чувства собственной значимости.

Занятия театральными играми помогают в решении актуальных вопросов: как сформировать у детей глубокие познания об окружающем мире; как помочь детям прикоснуться к философскому осмыслению многих важных понятий; а может быть, юные воспитанники окажутся мудрее, чем думаем о них мы - взрослые? Приходит осознание - данная работа не просто забава и развлечение, возможность подготовить выступления, продемонстрировать достижения и таланты, главное – открытие вместе с детьми сложного Мира, в том числе такого, как волшебный мир театра! Ведь высшее проявление педагогической успешности – это не столько высокие показатели усвоения материала, сколько радость, улыбки детей, полученные от театрализованной деятельности и желание новых встреч с музыкой и театром. Детство не проходит бесследно. Во взрослую жизнь человек уносит все отрицательные и положительные эмоции, полученные в детском возрасте. Поэтому, заботясь о социально – психологическом благополучии детей, очень важно, чтобы воспитанники выходили из детского сада с большим багажом ярких и добрых впечатлений, чтобы в них «…звучали, как приветы из детства струны юной, открытой души…».