Проект «Формирование социально-личностных качеств у дошкольников с помощью патриотического воспитания»

Актуальность. Проблема формирования социально-личностных качеств у дошкольников через патриотическое воспитание является одной из важных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание». Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства верности, гордости за свою Родину, сочувствия, желание помочь людям. Объясняем понятия «Родина», «Патриотизм», «Отечество». Этот проект - подходящий повод рассказать дошкольникам о смелых, отважных российских воинах, вызвать желание быть на них похожими. Привить любовь к своей стране, воспитать патриотов.

Цель: формирование у детей представления о Российской Армии, о защитниках Отечества.

Предмет: социально-личностное развитие дошкольников через патриотическое воспитание.

Объект: социально-личностное развитие детей средней группы.

1. Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.

2 .Формировать у детей представление о Российской Армии, о родах войск, военной технике.

3. Воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.

4. Развивать познавательные процессы посредством игр и упражнений, НОД.

5. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

6. Приобретение детьми социального опыта.

7. Обобщить результаты работы по теме проекта.

Практическая значимость: Данный проект направлен на формирование социально-личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через патриотическое воспитание (образовательная область «Социализация») .

Содержание работы может использоваться педагогами ДОУ.

I. Основная часть.

Теоретическое обоснование формирования социально-личностных качеств у дошкольников через патриотическое воспитание.

1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 4 – 5 лет.

1.2. В соответствии с "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" обеспечение социально-личностного развития детей - одна из задач дошкольного образования. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

В проекте "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического социального государства. "

Согласно Федеральным государственным требованиям патриотическое воспитание дошкольников входит в образовательную область "Социализация" социально-личностного направления развития детей. В процессе образовательной работы в ДОУ у детей должны быть сформированы предпосылки таких качеств как патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Дошкольный возраст, как период формирования социально-личностных качеств, имеет свои потенциальные возможности в воспитании нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Патриотическое воспитание направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов"- так записано в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".

II. Практическая часть.

Модель интеграции взаимодействия дошкольника в ходе реализации ФГТ.

Ребенок-дошкольник в проекте взаимодействует со сверстниками, семьей, педагогом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Модель интеграции образовательных областей.

Образовательная область "Социализация" (формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств; формирование доступных пониманию дошкольников представлений о государственных праздниках) интегрируется с образовательной областью "Коммуникация" (развитие ситуативно-делового общения со сверстниками во всех видах деятельности) ; с образовательной областью "Познание" ФЦКМ (проявление инициативы в деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата) ; с образовательной областью "Чтение художественной литературы" (развитие способности к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умение выявлять основное содержание, понимать характеристики героев, несложные мотивы их поступков) ; с образовательной областью "Художественное творчество" (развитие продуктивной деятельности детей: рисование, лепка, аппликация) ; с образовательной областью "Физическая культура" (формирование у воспитанников потребности в двигательной активности, интереса к физическим упражнениям) ; с образовательной областью "Безопасность" (закрепление умений и навыков безопасного поведения в условиях специально организованной самостоятельной деятельности) ; с образовательной областью "Труд" (расширение представлений о труде взрослых, о разных профессиях) ; с образовательной областью "Музыка" (формирование навыков культуры слушания музыки, ритмичного движения в соответствии с характером музыки, развитие навыков пения) .

2.1. Цель: формирование у детей представления о Российской Армии, о защитниках Отечества.

Предмет: социально-личностное развитие дошкольников через патриотическое воспитание.

Объект: социально-личностное развитие детей средней группы.

1. Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.

2 .Формировать у детей представление о Российской Армии, о родах войск, военной технике.

3. Воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов.

4. Развивать познавательные процессы посредством игр и упражнений, НОД.

5. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

6. Приобретение детьми социального опыта.

7. Обобщить результаты работы по теме проекта.

Сроки проведения: 9 - 22 февраля (краткосрочный)

2.2. Этапы проекта:

I. Организационный ( 9-11 февраля)

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, рассказов, пословиц и поговорок.

Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.

Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.

II. Содержательный ( 12-19 февраля)

Проведение с детьми бесед о Российской армии, о защитниках Отечества.

Создание игровых обучающих ситуаций.

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Чтение художественной литературы детям, заучивание стихотворений.

Рассматривание картин, плакатов, открыток.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (военной техники).

III. Результативный ( 20-22 февраля)

Подготовка к празднику мужчин, посвященному 23 февраля.

Выставка детских рисунков "Наши защитники".

Проведение праздника «День защитника Отечества».

Оформление фотоальбома "Серпухов помнит своих героев" (памятники воинской славы) .

Проект реализуется по четырем направлениям деятельности:

1. Непосредственно-образовательная деятельность.

2. Режимные моменты.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с родителями.

Непосредственно организованная деятельность детей

Познание (ФЦКМ). «День защитника Отечества», «Беседа о профессиях».

Чтение художественной литературы: Л. Кассиль «Твои защитники», В. Бороздин «Звездолетчики», С. Маршак «Пограничники», С. Михалков «А что у вас? ».

Художественное творчество: «Танк», «Самолет» (рисование) ; «Вертолет» (лепка, «Летят самолеты» (аппликация) .

Музыка. «Бравые солдаты» слушание песни, «Будем в армии служить» пение, «Самолеты» муз. игра.

Физическая культура: «Летчики на аэродроме», «Стрелок», «Попади в цель», «Достань гранату», «Защитник», «Перепрыгни через ров».

Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Моряки», «Летчики».

Настольно-печатные игры: «Профессии».

Рисование: работы детей на военную тему в подарок папе и дедушке.

Лепка: «Танк», «Самолет».

Рассматривание картин, иллюстраций, открыток на военную тематику, плакатов «Рода войск».

Режимные моменты

Беседы: «Кем служил твой папа? », «О родах войск».

Экскурсия к памятнику павшим воинам с возложением цветов.

Рассматривание и обсуждение альбома «Наши защитники», открыток, иллюстраций с изображением родов войск.

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Кому что нужно? », «Военные профессии».

Чтение стихотворений о родах войск.

Слушание песен на военную тему: «Катюша», «У солдата выходной».

Взаимодействие с родителями:

-встречи с папами, служившими в армии (рассматривание армейских альбомов, военной формы) ;

-помощь в оформлении музыкального зала к празднику;

-экскурсия к обелиску павшим воинам с возложением цветов;

-организация выставки детского рисунка «Наши защитники» совместно с родителями;

-подборка фотографий памятников павшим воинам и защитникам Отечества.

2.3. Содержательная часть проекта.

1. Конспект непосредственно образовательной деятельности

"День защитника Отечества. Танк".

2. Тематическое занятие в средней группе детского сада

Праздник «День защитника Отечества».

Обогащение знаний о Российской Армии, о защитниках Отечества, способствует социально-личностному развитию дошкольников.

У детей формируются волевые качества: смелость, целеустремленность, чувство товарищества, желание помочь в беде. В результате приобретенных знаний на патриотическую тему, воспитывается чувство любви к Родине, чувство уважение и гордости к защитникам Отечества. Появляется желание подражать им, быть такими же смелыми, сильными. У родителей повышается заинтересованность в патриотическом воспитании детей.