РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея, даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения не заговорит. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Развитие речи детей на четвертом году жизни

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Дети этого возраста обычно свободно вступают в контакт с посторонними людьми. У детей 4-го года жизни проявляется стремление расширить свои знания, однако внимание недостаточно устойчиво. И поэтому они не всегда могут выслушать ответы взрослых.

К концу 4-го года словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов.

В речи детей кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные.

Имея хорошую память, малыш способен запомнить и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

На четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикулярного аппарата. Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят трудные звуки «ы», «э», «х», приближают свистящие звуки, появляется звук «ц». У некоторых детей появляются звуки [ш], [ж], [г], [щ], [л], [р], но как правило большинство малышей еще не произносят шипящих звуков, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: ш ® с; ж ® з; ч ® ц; щ ® с, сь. Звуки «р», «рь», «л» - заменяют звуком «й» или «ль».

Развитие речи детей на пятом году жизни

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Словарный запас к концу пятого года увеличивается от 2500 до 3000 слов.

В речи детей все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений, начинают появляться притягательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, овощи, фрукты, мебель), хотя их дети употребляют еще очень редко.

На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение.

Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки «л», «рь», «р», отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения.

Развитие речи на шестом году жизни

У детей старшего дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно у детей появляется более критическое отношение к речи сверстников.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (вход-выход; хороший-плохой; быстро-медленно; говорит-молчит), подбирать прилагательные к существительным, наречия к глаголам, близкие по смыслу слова – синонимы (ходить-идти, шагать, топать, вышагивать).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо «груш»), изменение по падежам несклоняемых существительных («на «пианине» стоят часы»). Поэтому взрослые должны исправлять ошибки детей, давая правильный образец.

На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков «л», «р». Причиной неправильного произношения звуков могут быть дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность. Смена молочных зубов в 5-6 лет на постоянные нередко, отражается на произносительной стороне речи: ухудшается звукопроизношение, дикция.

Развитие речи детей седьмого года жизни

Словарь старшего дошкольника достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения.

В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания.

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня.

Задержки в развитии произносительной стороны речи выражается в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков. У некоторых детей могу быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих звуков «л» и «р»).

В дошкольном детстве, естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.