Скачать:

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ.

    Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.). Первичное выразительное чтение произведения.

(Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)

    Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

    Повторное чтение, суммирующее результаты разбора, с целевой установкой на запоминание. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). Пересказ произведения детьми (3 – 5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

ПРИМЕЧАНИЕ:

    Не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавая детям излишне много вопросов, требующих простого припоминания содержания. Вопросы должны отражать основные моменты сюжета. В млад. и средн. дошкольном возрасте практикуется совместный пересказ  педагога и ребенка (договаривание ребенком слов, начатой фразы. Попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ  (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). При затруднениях ребенка используются приемы: подсказ (слова, части фразы педагогом или детьми), исправление речевой ошибки, напоминание, вопросы, указания, одобрение и др. Пересказ произведения  должен сопровождаться оценкой речевой деятельности ребенка (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища; в ст. дошк. возрасте – оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.). В старшем дошк. возрасте применяют прием «трансформации» текста: пересказ от первого лица, третьего лица. В случаях, когда произведение делится на логические части и длинно, применяется коллективный пересказ по частям со сменой рассказчика. В конце занятия подводятся итоги, кратко формулируется тема (сюжет) произведения (рассказывали о том, как рак перехитрил лису и т.д.).

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ.

Младший дошкольный возраст.

Цель. учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).

    Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя). Рассматривание картины. Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины. Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.

Средний дошкольный возраст.

Цель:  учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.

    Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя). Рассматривание картины. Беседа по ее содержанию. Целевая установка на составление рассказа по картине. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу. Обобщающий рассказ педагога.

Старший дошкольный возраст.

Цель. учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

    Предварительная беседа. Рассматривание картины. Беседа об основных моментах сюжета. Целевая установка на составление рассказа. Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми). Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности. Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя). Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).

В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.

Итак, основные методические приемы: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).

Подготовительная к школе группа.

Цель:  учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.

    Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины. Рассматривание картины. Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.) Целевая установка на составление рассказа по плану. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа. Рассказы детей (коллективный рассказ). Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.). В конце занятия дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя). Итоги занятия с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ:

    К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ – образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Но в то же время, в зависимости от сложности задания, допустим речевой образец всего рассказа или его части в начале, середине или конце занятия. Возможно использование литературного образца. Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы. В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).