«Пальчики играют – малыша развивают» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

0 (2065) Просмотры

— Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей сенсорному развитию у детей младшего дошкольного возраста.

— Обеспечение преемственности воспитательных условий педагогов и родителей.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки, достаточно развитого фонематического слуха и т.д. В результате недостаточно точного и гибкого восприятия возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой. Но дело даже не в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

Жизнь современного человека, его деятельность требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на получаемую информацию. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать у ребенка.

У ребенка-дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Цель: Осуществление целенаправленного, последовательного и планомерного педагогического воздействия, обеспечивающего формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

— формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-развивать у детей познавательный интерес через сенсорное развитие;

-расширять кругозор детей и осмысленное восприятие

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного опыта ребенка.

Дидактические игры авторского пособия «Пальчики играют — малыша развивают»:

— создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности;

— развивают различные стороны психической деятельности;

— способствует систематизации и углублению знаний об окружающем мире;

— формируют умение понимать образовательную задачу и разрешить ее самостоятельно или с помощью взрослого.

Наличие дидактических задач на каждой «Пальчики играют — малыша развивают», ради которых проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда образовательные задачи ставлю перед детьми не прямо, а через игру, которые тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Идея актуальна и поможет расширить кругозор каждого ребенка, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, которая направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок образовательной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, продуктивной, коммуникативной и экспериментально-поисковой деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

Для развития познавательного интереса детей посредством дидактических игр — рекомендую:

• первые игры должны быть легкими для восприятия;

• на каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак;

• не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым играм;

• обучение должно проходить в игровой форме.

Время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.

Новизна опыта

Подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

Ведущая педагогическая идея

— Учение без принуждения, основанное на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на подлинном интересе.

— Обеспечение мыслительной и речевой активности детей.

— Обеспечение детской самостоятельности.

Реализация идеи «Пальчики играют –малыша развивают» посредством дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста подтверждает:

— что «сенсорное воспитание», это целенаправленное, последовательное и планомерное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека;

— усвоение сенсорных эталонов осуществляется во всех видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и т.д.);

— в качестве основных форм формирования сенсорного воспитания выступают дидактические игры;

— выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста: последовательность и систематичность использования дидактических игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.

Теоретическая интерпретация опыта:

1. Утверждение Л.А.Венгера, что способности понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольников средств (образная форма).

2.Теория деятельности (А.И.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова), в которой особое значение придается игре — ведущей деятельности в дошкольный период.

3. Положение А.В.Запорожца о самоценности дошкольного возраста, подчеркивающее, что целью дошкольного образования должна быть амплификация детского развития.

4. Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считают, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Скачать презентацию