Игры на развитие мышления

Игры на развитие художественно-образного мышления

В мире детских игр существуют такие, которые в целом можно назвать «спортивным комплексом», но… для ума, для развития творческих способностей ребенка. К сожалению, современное обучение детей в большинстве своем направлено в одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – развитие воображения, образного мышления – как правило, остается без внимания.

В принципе, каждого ребенка можно сделать творчески развитым, но незнание основ педагогики и психологии детей, да и традиции некоторых родителей этому серьезно мешают. Творческие умы с хорошо развитым образно-художественным мышлением – сегодня большая редкость. К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди сами научились «делать» алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать… таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут различные научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны.

Оказывается, природа щедро наделила при рождении каждого из нас возможностями развиваться. И каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности! Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Но когда именно следует приступать к этому? И как это делать? Очень многое зависит от родителей, в том числе от их отношения к детям.

Как быть, например, если малыш успешно справляется с самыми трудными и сложными заданиями игры? Каждая творческая игра направлена на развитие у ребенка образно-художественного мышления и памяти. В некоторых из них предусматривается вариативность заданий, и переход к творческой работе над самими играми тем успешнее и приятнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка.

Очень хочется думать, что, познакомившись с развивающими играми и попробовав занять в них своих малышей, сами мамы и папы, в зависимости от своих склонностей или профессиональных знаний, дополнят их новыми условиями, придумают дополнительные варианты игр, способствующих развитию образно-художественных способностей, будь они из области математики, рисования, техники или физики, химии, биологии.

«Облака»

Самой простой из огромного числа игр, направленных на развитие художественно-образного мышления, является игра «Облака». Она способствует возникновению ассоциативности у ребенка и активной работе воображения. Рассчитана она на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но наряду с детьми играть в нее могут и взрослые.

Организовать ее лучше на свежем воздухе, в облачный летний день. Заключается она в том, чтобы попытаться определить, с какими знакомыми вещами или животными имеют сходство проплывающие облака. Удобнее всего, если дети, принимающие участие в игре, лягут на ровную горизонтальную или немного наклонную поверхность, на которую, чтобы не испачкать одежду, желательно постелить какое-нибудь покрывало.

Особенно приятно играть в подобную игру на пляже, но в том случае, если, несмотря на наличие облаков, день будет достаточно солнечным. Кстати, детям лучше укрыться в тени, так как длительное пребывание под солнцем может привести к солнечному удару или получению значительной дозы солнечной радиации. Играть можно и стоя, подняв лицо кверху, но длительное пребывание в такой неудобной для организма позе ведет к появлению головной боли и физиологическим нарушениям.

«Пантомима»

Подойдет игра детям 9—14 лет, она способствует не только увеличению их багажа знаний, но и проявлению их художественных, актерских способностей. Суть в следующем: родители, участие которых обязательно, объясняют детям, какие жесты были в ходу несколько веков назад (поклоны, реверансы), и показывают их. Задача детей состоит в том, чтобы как можно лучше повторить эти жесты, но речь здесь идет не о чисто механическом повторении, а именно о «вживании» ребенка в роль. Ему надо постараться представить себя на месте людей, кланявшихся или размахивающих шляпой при встрече.

Это одна из игр, способствующих развитию фантазии ребенка, его мгновенной способности перевоплощаться в других, незнакомых ему людей. Пантомима способствует и раскрепощению ребенка, так как, поучаствовав в ней, он начинает увереннее чувствовать себя в обществе, избавляется от излишней стеснительности. Такой мини-спектакль помогает раскрытию художественного потенциала, который пригодится впоследствии, если он решит связать свою судьбу с одной из творческих профессий.

«Лесной подарок»

Рассчитана игра на детей дошкольного и младшего школьного возраста и принадлежит к числу настольных, но участвовать в ней может неограниченное число детей и взрослых. Для этой замечательной забавы детям понадобятся пластилин, еловые и сосновые шишки, желуди и каштаны. Задача ее состоит в том, чтобы дети попытались с помощью подручных средств изобразить пейзаж, который чем-то привлек их внимание, или же сюжет, рожденный фантазией. И если ребенок действительно заинтересуется этой игрой, предела полету его фантазии не будет. В ход могут идти различные предметы, казалось бы, не сочетающиеся друг с другом, и чем богаче творческие способности у ребенка, тем неожиданнее и вернее окажутся эти сочетания.

Кроме непосредственной тренировки художественно-образного мышления, эта игра способствует развитию памяти, так как в следующий раз ребенок сам сможет сосредоточить свое внимание на тех деталях, которые он хочет воплотить в пластилине.

Одновременно он постарается домыслить то, что не успел запомнить, а также найти лучшее соотношение желудей, каштанов и прочего, что помогает развитию чувства гармонии и творческого воображения.

«Ассоциации»

Для этой игры понадобится несколько участников, рассчитана она на детей среднего школьного возраста. Как видно уже из ее названия, она помогает развитию ассоциативного мышления и формирует творческие способности ребенка, так как в ней необходимо наличие определенной фантазии и умение мыслить нетрадиционно.

Все участники игры собираются в одной комнате и с помощью какой-нибудь считалки выбирают одного из детей, который на несколько минут уходит из комнаты, в то время как остальные загадывают человека, знакомого всем присутствующим. Вернувшийся возвращается в комнату и начинает задавать каждому по очереди вопросы, основанные на ассоциативном мышлении, например: «Если бы он был мебелью, на что он был бы похож?» или «Какое животное по своим качествам похоже на него?» Продолжается игра до тех пор, пока игрок не угадает предложенное ему задание, после чего тот, кто дал ему последнюю подсказку, сам становится главным участником игры.

Существует еще один вариант этой же игры, в которой условия прямо противоположны вышепредложенным. Все участники заранее договариваются, о ком пойдет речь, после чего по очереди начинают придумывать предметы или животных, сходных по своим чертам с загаданным человеком. Выбывает в этой игре тот, кто не сможет продолжить цепочку ассоциаций, а продолжаться это развлечение может до тех пор, пока в игре не останется только один участник, который и объявляется победителем, после чего игру можно начать заново.

«Тень»

Игры, в которых ребенок пытается распознать предмет по его тени, принадлежат к числу наиболее интересных и способствующих развитию творческого потенциала. Образность и непосредственность, изначально свойственные детям, благодаря возможности пофантазировать на славу становятся мощным толчком для зарождения художественного таланта.

Немногие владеют искусством показывать тени на стене с помощью пальцев, но достаточно даже каких-то минимальных знаний, чтобы продемонстрировать голову собаки или другие простейшие фигуры. Ребенок, для которого предназначена эта игра, то есть в возрасте детского сада и начальной школы, получит настоящее удовольствие, если кто-то из родителей покажет ему такие фигуры. Но от этой, казалось бы, простой забавы можно получить и большую пользу, так как дети, пытаясь угадать тень животного, одновременно тренируют свою память и сообразительность, а также на время уходят в страну вымысла и фантазий.

«Клякса»

Такой забавой можно занять дошкольников и учащихся начальных классов, но тем не менее она способна стать развлечением и для более старших возрастов, так как отличается простотой и очень интересна. Она способствует не только развитию наблюдательности, но и создает условия для полета фантазии, помогая проявлению художественных дарований ребенка.

Правила игры незамысловаты, для участия в ней понадобится старая перьевая ручка, пузырек чернил и несколько листов бумаги. С помощью ручки необходимо сделать на листе бумаги несколько клякс и попытаться по их причудливым очертаниям определить сходство с какими-то знакомыми вам предметами.

Если в игре участвуют несколько детей, они могут искать сходство по очереди, пока все возможные варианты не будут исчерпаны.

«Цепочка»

В эту игру, рассчитанную на детей младшего и дошкольного возраста, часто играют даже взрослые, так как она очень интересна и благотворно влияет на развитие творческих способностей человека, помогает выявлению образности мышления. Число игроков, принимающих участие в ней, не ограничено.

Атрибуты игры весьма незамысловаты, весь комплект состоит только из обычной цепочки, не обязательно ценной, которую можно найти в любой семье. Поднимите ее над полом на высоту 1—2 м и отпустите, чтобы она свободно упала на пол или на землю (если вы играете на улице), а затем попытайтесь понять, на что похожи причудливые переплетения звеньев цепочки. В том случае, если все варианты окажутся исчерпаны, можете кинуть ее заново.

«Спички»

Условия игры в целом схожи с предложенными выше, но она не менее интересна. Зачастую группа участников этой игры пополняется даже взрослыми, не меньше детей любящими такие игры, требующие применения некоторых творческих способностей, а также свободного полета фантазии.

Играть в нее можно как дома, так и во дворе, где она будет, пожалуй, интереснее, так как там спички можно рассыпать на большем расстоянии, следовательно, увеличивается возможность комбинаций, которые составляют рассыпанные спички.

Наиболее удачно раскидывать их на песчаной поверхности, так как смысл игры заключается в том, чтобы провести линии между разбросанными спичками и тем самым превратить их в некий рисунок, изображающий какого-нибудь зверя или любую другую знакомую ребенку вещь. Проводимые линии, разумеется, могут быть только воображаемыми, но ребенку легче включиться в игру, если он действительно сможет увидеть перед собой изображение животного.

«Угадай эмоцию»

Дети 4—10 лет, особенно застенчивые, с большим удовольствием отдаются этой игре. Уже через некоторое время вы заметите в них перемены. Они станут активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок. Большинство детей всегда радуются возможности поиграть в артистов.

Самое главное – правильно замотивировать необходимость игры упирающемуся ребенку. Дело в том, что застенчивые дети обычно стесняются своих эмоций, и уж тем более им стыдно «кривляться» на людях. А данная игра будет восприниматься ми именно как кривлянье. Поэтому вам придется взять на себя активную роль и подавать ребенку пример.

Сперва лучше играть вдвоем. Затем, когда ребенок без труда начнет справляться с заданиями, можете вовлечь в игру его приятелей. Но если ребенок очень раскрепощенный и большой выдумщик, начинайте играть с несколькими участниками.

Правила просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию на лице, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко.

Лучше всего начинать с легко узнаваемых и угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали и т. д. Показывать эмоции следует утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость, раздумье и т. д.).

Детям постарше и посмелее можно давать задание не только на отгадку эмоции, но и разыграть с ними экспромтом маленькую сценку с использованием этих эмоций или даже зарисовать их на листе бумаги. Естественно, что за каждое новое задание, если оно выполнено, ребенок получает дополнительное очко. Победителем становится участник, набравший большее количество очков.

«Живая иллюстрация»

Детям от 5 до 10 лет эта игра придется очень по душе. Для ее проведения идеально подходят стихи А. Барто, в которых очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, часто оказывающимся для нервных детей целебней любых лекарств. Стихи А. Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», «Бычок», «Мячик». Детям постарше – «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.

Правила следующие. Один игрок читает стихотворение, а другой в это время мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Необходимо научить ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств: разочарование, возмущение, заинтересованность, восхищение и т. п.

Если игроков несколько, можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий объективно оценивает выступления участников и награждает победителей. За каждое выступление игрока, удачно изобразившего прочитанный отрывок из стихотворения А. Барто, ведущий по пятибалльной системе выставляет оценку. Но не забывайте о том, что, если у ребенка ничего не получилось, это вовсе не значит, что он неумеха. Скорее всего, он очень стеснительный, и ваша задача в данном случае – не только установление справедливости, но и психокоррекция.

«Нарисуй фигуру»

Многие дети, дичащиеся взрослых, боятся физического контакта с ними и с другими сверстниками: отстраняются, если кто-то хочет погладить их, съеживаются, втягивают голову в плечи. С другой стороны, среди застенчивых детей достаточно и таких, которые жаждут нежности, явно недополучая ее от родителей.

Предлагаемая нами игра как раз рассчитана на сближение родителей со своими детьми возраста 6—12 лет. Правила простые и не предусматривают особых строгостей. Участники договариваются, что они будут изображать. Взрослый должен позаботиться о том, чтобы задумка детей не была слишком сложной и трудно выполнимой.

Один из игроков рисует пальцем на спине другого какую-то фигуру, и тот, в свою очередь, начинает изображать ее мимикой, жестами, можно танцем (как угодно, только чтобы это было понятно противоположной паре). Вторая пара должна отгадать, что же изобразили противники. Внимание! Очко присуждается не отгадавшим, а тем, кто похоже изобразил задуманное.

Играть нужно минимум вчетвером: двое детей и двое взрослых. Надо разбиться на пары – один взрослый и один ребенок. Лучше, конечно, чтобы дети оказались в паре с чужими родителями. Можно, правда, ввести условие, что игроки непременно должны меняться партнерами, но если у застенчивого ребенка это вызывает сильное напряжение, лучше немного подождать. Когда он будет готов, он сам с радостью испытает свои силы.

«Передай рисунок»

Число детей 6—12 лет, занятых в этой игре, не ограничено. Все игроки разбиваются на две равные команды. Каждая команда усаживается в свой замкнутый круг. Принцип игры, как в «испорченном телефоне», только вы не шепчете какое-то слово на ухо партнеру, а рисуете на его ладошке знак или букву. Этот игрок должен догадаться, что это такое, и быстро «передать» рисунок дальше. Обе команды получают одинаковое задание – рисунок от ведущего, роль которого вы, родители, можете взять на себя.

Правила игры должны соблюдать все игроки, за нарушение правил у команды отнимается очко. Победившая команда зарабатывает 5 очков. Подглядывать нельзя. Значки, естественно, должны быть простыми, чтобы сами игроки без особого труда догадывались о том, что изображает напарник. Заранее объясните детям, какие это могут быть значки: круг, треугольник, квадрат, волнистая линия, примитивная рожица, вопросительный или восклицательный знаки, елочки и т. п. Соответственно этим значкам, ведущий должен подобрать простое задание.

Получив сообщение – рисунок, последний в цепочке быстро вслух называет загаданное изображение. Ведущий сравнивает этот ответ с первоначальным заданием, и если рисунок правильно отгадан, команда выигрывает.

«Скульптура»

На первый взгляд, игра может показаться детям сложной и трудной в исполнении. Но при ближайшем знакомстве с ней ребенок обязательно заинтересуется. В основном направлена она на развитие образно-художественных способностей детей, любящих пофантазировать, изображать различных киногероев или героев любимых книжек.

Наилучшим образом игра подходит детям 5—13 лет. Число игроков не ограничено, главное – выбрать ведущего, точнее сказать, жюри. Чем больше детей участвует в ней, тем она увлекательнее. Минимальное количество участников – 4 человека: один ведущий и 3 игрока.

Суть игры состоит в показе какой-либо скульптуры или какого-либо сюжетного отрывка. Все участники рассаживаются в один большой круг. В центр круга выходят два человека. Они договариваются между собой о том, какую фигуру хотят изобразить, и после этого пишут на листке бумаги или тихонько говорят ведущему об этой фигуре. Затем один игрок «лепит» вместе с другим саму «скульптуру», постепенно заставляя принять его нужную позу. Другие игроки должны отгадать, что это за скульптура.

Игрок, знающий ответ, говорит его вслух, а ведущий сравнивает с первоначальным заданием. Тот, кто первым и правильно отгадает, выбирает себе в пару еще одного человека и с ним тоже «лепит» скульптуру.