Психическое и личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольное детство охватывает младший дошкольный возраст (4-й год), средний дошкольный возраст (5-й год), старший дошкольный возраст (6-й год, у некоторых детей еще несколько месяцев 7-го года жизни) На этом этапе кладаеться новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школі.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

В раннем детстве ребенок открыл для себя существование взрослых, сложный их мир раз отделение ребенка от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой она стремится к самостоятельности Эта то енденция является естественной и постоянной Однако ребенок продолжает жить вместе со взрослым, входит в его мир его основной потребностью является участие в жизни и деятельности взрослых, поскольку в этом возрасте ребенок не может реа лизуваты себя из-за нехватки сил, умений, знаний Поэтому она становится взрослым в мыслях, воображении, ориентируется на него как на образец, перебирая на себя присущую взрослым определенную роль, подражает взрослым, действует, как доро слий, но в форме сюжетно-ролевой игры у ребенка появляются элементарные обязанности, ее связь со взрослым приобретает новые формы, что проявляется в замене совместной деятельности с самостоятельным выполнением его в приказовазівок.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение разнообразных отношений ребенка со сверстниками, образования детского группировки Собственной внутренней позиции дошкольника отношению к другим людям свойственны раз свиток осознание собственного Я и значимости своих поступков, огромный интерес к миру взрослых, их деятельности, отношенияв.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре, которая является формой творческой деятельности Играя, ребенок сочетает в в себе роль автора пьесы и актера, декоратора и техника В игре он познает мир, отношения, роли, поведение людей, моделирует межличностные отношения в нем, учится ориентироваться в различных сферах человеческой й жизнедеятельности, овладевает правилами и нормами жизни В игре происходит самопознание, осознание своего внутреннего мира, овладения первыми формами саморегуляциції.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника не потому, что занимает больше свободного от сна времени в его жизни, а потому, что приводит важнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях его лич стости В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности учения (целенаправленный процесс усвоения знаний, овладение умениями и навыками), которое готовит переход ребенка к следующей стадии ро свитка - этапа младшего школьного возрастау.

свое время российский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) отметил, что причина превращения игры на ведущую деятельность дошкольника состоит в расширении осознаваемого ею предметного мира к нему го относятся не только предметы, представляющие ближайшее окружение ребенка, с которыми он сам может действовать (посуда, одежда, телефон, телевизор, мобильный телефон, а порой и компьютер), но и предметы, действия взрослым их, которые для нее физически недоступны (автомобиль и т.п.) В сюжетно-ролевой игре можно делать все, что недоступно в реальной жизни: самостоятельно управлять автомобилем, самолетом, поездом, делать покупки, грести веслами тощщо.

Следовательно, при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству основой трансформации игры есть осложнения предметной среды, овладение которым становится для дошкольника главной задачей

С историей возникновения игры связаны игрушки, которых не знали первобытные люди Это свидетельствует, что игра возникла на определенном этапе исторического развития общества, на котором ребенок занял важное место в системе общественных отношений и межличностных отношений Как известно, в С-5-летних детей проявляется сильная тенденция к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых На ранних исторических этапах, в первоначальном обществе, когда орудия труда были очень примитивными, малыш мог удовлетворять эту потребность своим участием в совместной работе с взрослыми (сбор ягод, корней, рыбалка и т.п.) С развитием общества, циви лизации, усложнением орудий труда менялось место ребенка в системе общественных отношений И если на определенных этапах исторического развития она еще могла работать рядом со взрослыми, используя меньшие по размеру, однако неизменные по внешним формой и функцией орудия труда (маленькую лопату, маленький лук и т.д.), то современный ребенок не в состоянии это сделать, поскольку современные игрушки в большинстве своем мод елямы орудий труда, подобными настоящих только внешним видом (маленький тракторктор).

В филогенезе и в онтогенезе ребенка расширяется осознаваемый ею мир, возникает необходимость участия в деятельности взрослых, для нее недоступна Тогда и возникает воображаемая ситуация, в которой малыш вроде оттуда творюе действия, поведение, отношения взрослых Такая деятельность является ролевой общестою.

Ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними

В ролевых играх дети используют различные игровые предметы, заменяющие реальные предметы деятельности взрослых Как феномен, ролевая игра является социальной по своей природе, происхождению и содержанию Она разворачивается, по утверждению Д Бльконина, от конкретной предметной действия в обобщенную ролевой действия есть ложкой, кормить ложкой куклу, как мама, - такой схематический путь к ролевой декабрягри.

Основной единицей развернутой формы игровой деятельности роль и органически связанные с ней действия В ролях воплощаются сюжет (сфера деятельности, которую дети отражают в игре) и содержание (то, что воспроизводится рис люком как характерный момент деятельности взрослых и отношений между ними) гри.

Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит по следующим направлениям:

1 Изменение сюжета игр Для разных народов характерны особые сюжеты Одновременно им свойственны общие тенденции развития: от игр на бытовой сюжет (\"дочки - матери\" у младших дошкольников) к играм с производством бничим сюжетом (\"больница\", \"железная дорога\", \"школа\" в средних дошкольников), а далее - с общественно-политическим сюжетом (\"война\", \"парламент\" у старших дошкольников) Это дает детям возможность воспроизводить найризном анитниши особенности человеческой деятельности, привлекать в игру любое количество сверстников, то есть воспроизводить широкую систему отношений В игре дошкольник открывает для себя различия между моральными и амор реальными поступками, поскольку он играет в реальной жизниальними й аморальними вчинками, оскільки він грає в реальне життя.

2 Изменение объекта игры В дошкольном возрасте игра развивается от воспроизведения действий с предметами (мытье посуды, приготовления пасочки, рисования писанки, одевание куклы - в младшем дошкольном возрасте) к вос орення отношений между взрослыми (в среднем дошкольном возрасте), а в старшем дошкольном возрасте главным становится исполнение правил согласно взятой на себя роли Каждая роль соответствует проникнутым из сферы отношений взрослых правилам Дети охотно подчиняются им или делают это под влиянием замечаний ровесников (\"так не бывает\", \"это делается не так\") робиться не так"),

3 Изменение отношения между мнимой ситуацией и правилом На первых порах правило игры скрытое за ролью С учетом этого Л Выготский утверждал, что все игры с правилами возникли из игр в воображаемой ситуации й При этом прослеживается тенденция, по которой со свертыванием воображаемой ситуации разворачивается правилавило.

4 Изменение характера перенос значений с одного предмета на другой В младшем дошкольном возрасте для ребенка важно внешнее сходство игрушки с реальным предметом Позже сходство постепенно теряет с свою важностьсть.

5 Изменение действий С развитием игровой деятельности действия ребенка становятся згорнутиниимы, превращаются в символические

6 Изменение характера отношений между детьми В игре существуют игровые (отношение детей друг к другу как к ролей) и реальные (взаимоотношения детей между собой) отношения На первых порах лидируют реальные отношения, как ки распространяются и на распределение ролей в игре Со временем реальные отношения становятся все более подчиненными игровымовим.

В психическом развитии ребенка игре принадлежит особо важная роль Она формирует ее способность к произвольной деятельности и поведения, символических замен, саморегуляции, тренирует память, развивает восприятие, мыс слення, фантазию, способность к общению, волю Игра способствует физическому развитию ребенка, создает его перспективу Как утверждал Л Выготский, \"в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше в ид своей обычного повседневного поведения, она в игре будто на голову выше самого себя Игра конденсированных включает в себя, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре будто пр обуе сделать прыжок над уровнем своего привычного поведенияоведінки ".

В процессе игровой деятельности зарождаются и выделяются новые виды деятельности дошкольника Типичной для этого возраста является художественная деятельность, которая дифференцируется на рисование, лепка, конструирование, виг изготовлению аппликаций, танцы, занятия по музыке, слушания сказок, чтение стихов, драматизацию Рисование, лепка, изготовление аппликаций, конструирование продуктивна, направленной на получение кинцевог в продукта (рисунка, слепленной фигурки и т.д.) Деятельностьтю.

Детские рисунки имеют определенные особенности Чем разви-нениши у дошкольника восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее он отражает в своем творчестве действительность, тем м богаче будут его рисунки-фантазии Эта деятельность не только связана с уровнем развития психических процессов, но и отражает уровень развития личности в целом В рисунке дошкольник не только обнаруживает р вены познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему Попросив его нарисовать предметы, сюжеты по собственному вкусу, можно увидеть, что интересует, увлекает его, почему он предпочитает Наблюдая за тем, кого из членов семьи нарисует дошкольник первым, каких размеров персонажи рисунков, где размещает себя, какие цвета использует, можно в определенной степени выяснить атмосферу в семье, ста влення его до ближайших людилюдей.

Даже при минимальных способностей ребенка к рисованию этот процесс положительно влияет на его развитие, поскольку он активизирует мышление, тренирует память, развивает воображение, настойчивость, усидчивость, учит а аккуратности в работе, упражняет руку, что очень важно в подготовке к школьному обучению.

В дошкольном возрасте начинают готовить ребенка к будущей трудовой жизни Прежде сосредотачиваются на формировании у нее таких психологических предпосылок будущей трудовой деятельности, как умение действовать в по обстоятельствам и требований других людей, проектировать свои действия, способность к самоконтролю и самооценке; произвольные движения руки; двигательные навыкии.

В младшем дошкольном возрасте работа должна характер наследования Ребенок сначала копирует работу взрослого, а затем начинает сотрудничать с ним в качестве помощника На этом этапе важно, чтобы решающим момен нтом в трудовом усилии была не его заинтересованность, а польза для других людей, будущий результат Тогда даже самые неприятная работа будет приносить ему радость Для формирования интереса к трудовой деятель ьность необходимо умело поддерживать положительные эмоции ребенка в процессе рабораці.

На этапе старшего дошкольного возраста происходит усложнение трудовой деятельности детей по объему, видам, содержанию, отношением к ней и направленностью Преобладает работа, связанная с самообслуживанием выполнением поручений взрослых, посильная помощь взрослым, изготовление саморобок.

В процессе игры, художественной деятельности, труда ребенок усваивает знания о себе, овладевает разнообразные навыки Однако усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта происходит только в п процессе организованной учебной деятельности Поскольку дошкольник вскоре станет школьником, основной деятельностью которого является обучение, необходимо подготовить его к этому Эта работа предусматриваетає:

- формирование умения осознанно выделять образ действий;

- овладение общими способами действий, позволяющих решать практические, познавательные задачи, выделять новые связи и отношения;

- развитие умения самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

- овладение навыками контроля за способом выполнения действий и их оценки

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о целесообразности начинать подготовку к учебной деятельности по формированию умений контролировать и оценивать свои действия

Младшие дошкольники, как известно, имеют начальный уровень развития учебной деятельности их умственная деятельность еще не вполне осознанным процессом, поскольку, используя знания, умения, навыки они не нуждаются в них.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют готовность к усвоению знаний, решения познавательных задач, непосредственно не связанных с условиями их жизни и игровой деятельностью В этом возрасте обучение ния обслуживает их практические потребностейи.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют способности к умственных и волевых усилий их уже не захватывают простые игры и игрушки, у них повышаются любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности те, появляется требовательность к себе и другим На этой основе формируется способность решать разнообразные познавательные задачи Это умение является важным критерием успешной учебной деятельности, оно дол нне сформироваться конце дошкольного периододу.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter