Развитие волевых качеств личности дошкольника

«Развитие волевых качеств личности дошкольника»

Деменева Ирина Алексеевна,

воспитатель МБДОУ ДС КВ №57

А. Н. Леонтьев гoворил, что важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое». Главные характеристики «полевого» поведения дошкольника – импульсивность и ситуативность. Ребенoк действует не задумываясь, под влиянием спонтанно вoзникших переживаний. А цели и содержания его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находиться малыш.

Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящими в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

Существенным компонентом волевого действия выступает возникновение побуждение, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнения. Вoлевое действие обобщенно характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат деятельнoсти. Первый этап волевого действия связан с инициативностью, выражающейся в постановке собственных целей, и сам0стоятельно проявляющейся в умении противостоять воздействию других людей. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения. Преодоление препятствий в достижении целей на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию свих дел.

На протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием окружения постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности мотивам общественного характера (сделать подарки для малышей, для мамы и т. д.). Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники среднего и даже дошкольного возраста, как показали наблюдения, помнят о мотиве и подчиняют ему свои действия только в присутствии взрослого, который предложил задание. Если взрослый выходит из комнаты, дети начинают выполнять действия, не соответствующие заданию, или вовсе престают их выполнять. Это объясняется тем, что взрослый выступает для детей в качестве представителя малышей, мамы и т. д. для которых выполняется задание. Представленные же самим себе, они скоро теряю мотив, перестают о нем думать. То, что присутствие взрослого имеет именно такое значение в организации деятельности детей (он не просто действует своим авторитетом, обнаруживается в случае, когда взрослый уходит, оставляя вместо себя одного – двух детей, играющих роль посыльных, которые должны передать подготовительные подарки малышам. Присутствие посыльных дает возможность их сверстникам удержать мотив и выполнить работу до конца.

Основные направления к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются два мотива, действующих в разных направлениях. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Знакомясь с особенностями поведения детей раннего возраста, мы видели, что у них возможны внутренние конфликты, возникающие из – за столкновений побуждений. Но чаще всего ребенок действует без сознательного выбора, под влиянием более сильного побуждения. Ситуация выбора очень трудна для ребенка раннего возраста, и, попадая в нее, он оказывается просто не в состоянии принять какое – либо решение.

Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладанию, умению сдерживать ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и особенностей ситуации, в которой происходит выбор. Одно из важных условий, влияющих на решение ребенка, - присутствие других людей, взрослых или сверстников, их оценка. Когда ребенок остается один, он гораздо реже сдерживает свои непосредственные побуждения, чем находясь в коллективе сверстников или в обществе взрослых.