Архивы

Развитие диалогического общения у дошкольников

Октябрь 17th, 2014 admin

Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умениевести диалог, т.е. умение общаться с окружающими людьми. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи – коммуникативная.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие диалогического общения является одной из актуальных задач личностного развития дошкольника. Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамкахвзаимодополнения образовательных областей«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» .

Цель диалогического общения — поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера.

Задачи диалогического общения:

— освоение языка как средства общения;

— установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных — речевых и неречевых средств;

— овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи;

— установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).

В рамках социально-коммуникативного и речевого развитиядиалог выступает как основная форма общения. Такое общение характеризуется несогласованной речевой активностью детей. Здесь не преследуется задача обмена сложной интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения общего результата. Прежде всего удовлетворяется потребность в установлении социального контакта и эмоциональной связи со сверстниками.

У дошкольника ярко выраженапотребность в самопрезентации. потребность вовнимании окружающих. желание довести до них цели и содержание своих действий. Дети испытывают потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих походах в лес, о любимых игрушках, маме, сестренке или братишке.

Развитие диалогической формы общения проходит следующие этапы:

— этаппреддиалога («дуэта», «коллективного монолога»),

— этапскоординированных речевых действий. направленных на поддержание социального контакта (беседа),

— этаппрактического взаимодействия (содержательный диалог, личностно окрашенное общение).

В результате происходит формирование диалогической позиции, умение слышать и слушать собеседника.

Очень важенцелостный подход к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Педагогу следует обращать внимание на овладение детьми невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, пантомимики), правильную лексическую и грамматическую направленность в общении, а также воспитание звуковой культуры речи (чистое произношение, четкую дикцию, интонационную выразительность).

Обучение диалогическому общению осуществляетсяв процессе бесед, различных игр, инсценировок, драматизаций, занятий продуктивной деятельностью.

В подобных формах взаимодействия как раз и решаютсязадачи, которые являются традиционными для методики развития речи:

— обогащение и активизация словаря,

— воспитание звуковой культуры речи,

— формирование грамматического строя языка ребенка.

Необходимо подбирать конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации таким образом, чтобыактивизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания, вопросы, рассказы из личного опыта, а такжеинициировать речевое творчество .

Приемы, стимулирующие диалогическую речь:

— сюрпризное появление игрушек, предметов;

— обследование предметов, их свойств;

— инсценировки, драматизации;

— беседы на темы из личного опыта;

— свободное пользование материалами (картинками, красками, цветной бумагой, кубиками), интересными костюмами для ряжения, элементами декораций и пр.

Методику развития речевого общения дошкольников Вы можете скачать на странице«Библиотека» в разделе «Речевое развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите вкомментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.