Семинар-практикум «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами современных образовательных технологий в условиях обновления образования. Использование ОТСМ – ТРИЗ – РТВ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Данный курс - итог многолетней исследовательской деятельности (с 1994 г.) в различных ДОУ России по адаптации методов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ к работе с дошкольниками с ОВЗ. Курс предназначен для воспитателей, логопедов, дефектологов дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, дефицит внимания, отклонения в поведении. Что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе. В современной научной литературе подчеркивается, что проблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относящихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолингвистике, логопедии. Сложившая же традиция – рассматривать речевые расстройства детей только как прерогативу логопедии «не способствует продвижению вперед в создании образовательных и коррекционных программ (как школьных, так и дошкольных) для детей с первичным недоразвитием речи». Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Обобщенные данные исследователей об особенностях психического развития этих детей необходимо знать и учитывать специалисту для разработки адекватной модели коррекционного, в том числе логопедического, воздействия. Механизмов системной работы с данным контингентом на сегодняшний день нет, а она, безусловно, отличается от работы с детьми с нормальным развитием.

Таким образом, причиной поиска новых методов и форм работы стал очевидный недостаток эффективных педагогических инструментов в современной системе образования и в коррекционной педагогике в частности. Ведь дети с речевыми нарушениями разной тяжести должны не только научиться чисто и грамотно говорить, но и использовать речь, как средство общения. Правильная, логично выстроенная и содержательная речь - обязательное условие и фундамент гармоничного развития личности, ее социальной и - в дальнейшем - профессиональной успешности. Поэтому для педагогов и родителей, несомненно, важным является поиск универсальных методов и приемов, которые бы отвечали требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного дошкольника в целом и детей с ОВЗ в частности.

Уже не вызывает сомнений, что оптимальным путем развития дидактики является не удлинение времени ученичества, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. На наш взгляд, овладение детьми с ОВЗ способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.

В своей работе мы опираемся на методы и приемы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ. (Общая теория сильного мышления – Теория решения изобретательских задач – Развитие творческого воображения, авторы Г. С. Альтшуллер, Н.Н. Хоменко).

Использование методов ОТСМ – ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями дает несомненные преимущества в развитии всех сторон мышления и речи детей, повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами. Мы убедились, что ОТСМ – ТРИЗ – РТВ работает, как минимум в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом деятельность педагога с ребенком, выстроенная на основе алгоритмов с использованием моделей, помогает педагогу в планировании и облегчает проведение занятий. Поэтому адаптивное использование данной технологии в работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.

Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешнее адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться.

Вариант программы разрабатывался на основе ФГОС дошкольного образования, основных принципов коррекционной педагогики и логопсихологии, авторской программы Крохиной И. Н.

Ожидается, что по окончании занятий педагоги смогут активно использовать полученные инструменты в учебном процессе. Воспитатели, объединив уже имеющийся опыт практической деятельности с освоенными на семинаре инструментами, приемами, методиками и содержанием ТРИЗ – педагогики, не только многократно усилят эффективность своей деятельности, но и получат истинное наслаждение от ее результатов.

Все слушатели семинара смогут совершенно самостоятельно и с полным пониманием пользоваться разнообразной литературой и Интернет-ресурсом как по ТРИЗ, так и по ТРИЗ-педагогике.

Желающим углубить свои знания будет предложено дистанционное обучение. В качестве раздаточного материала слушатели будут снабжены большим методическим материалом на электронном носителе.

Психолого-педагогические аспекты развития творческого воображения, познавательно-речевого развития дошкольников с ОВЗ.

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий в условиях обновления образования.

Общая характеристика ОТСМ – ТРИЗ - РТВ. Проблема развития воображения у детей дошкольного возраста. Особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи.

Методы активизации творческого воображения у дошкольников. (Морфологический анализ. Кольца Луллия. Синектика. Составление загадок и метафор Метод «каталога» и фокальных объектов Составление лимериков. Типовые приёмы фантазирования.)

Распределение инструментария ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в рамках программы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников.

Слушатели, прошедшие курс обучения получают Удостоверение о повышении квалификации по программе «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами современных образовательных технологий в условиях обновления образования. Использование технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» объеме 36 часов.

Семинар-практикум «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами современных образовательных технологий в условиях обновления образования. Использование ОТСМ – ТРИЗ – РТВ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Семинар-практикум «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами современных образовательных технологий в условиях обновления образования. Использование ОТСМ – ТРИЗ – РТВ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Она рассматривается учеными как первичная естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, возражение, формула речевого этикета и коммуникативные связи реплик.

Экспериментальные данные А. Арушановой в старших группах показали: в возрасте до 5 лет диалогическое общение со сверстниками отличалось только у 24% детей; в 6 лет – у 45%, а в 7 лет – 68%. У остальных детей наблюдалось проявление интереса к сверстникам, попытки привлечь внимание, но диалог не получался: каждый ребенок говорил о своём и не слышал партнера, не отвечал на высказывания. Низкий уровень сформированности диалогических умений у дошкольников не позволяет эффективно реализовывать потребности в общении, взаимодействие с окружающим миром.

Поскольку особенностью современных технологий обучения является их взаимная комплиментарность, дополнительность по отношению друг к другу, то наибольшую эффективность они приобретают во взаимодействии. В силу этого мы считаем, что при организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.

. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

ребенка изменившимся условиям его жизни и деятельности при вхождении в новый коллектив, при поступлении в детский сад.

Б.Г.Мицерянова и В.П.Зинченко считают что, новая социальная среда предъявляет к ребенку особенные требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Поступление в детский сад связанно с включением в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами, а все вместе они образуют первую социальную общность, в которой им предстоит наладить взаимоотношения.  Ситуация нередко осложняется, когда ребенок поступает не во вновь сформированную группу, а в уже существующую, в которой уже сложился определенный стиль взаимоотношений. Как показывает практика,  далеко не все дети готовы к этому событию. Исследования К.Л.Печора показали, что только18,2 % детей готовы к посещению дошкольных учреждений, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы.

Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.

Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ велико. Согласно результатам наблюдений главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в ДОУ, связана с включением его в группу неизвестных сверстников.  Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками. Об этом свидетельствуют результаты исследования А.Т.Арушановой, С.А.Мироновой.

Освоение языка изменяет действие ребенка. Обозначенная словом цель придает действию четкую направленность и разумность. Действия ребенка, благодаря речи, становятся более нацеленными и произвольными.

Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.

Доказано, что в первую неделю посещения ДОУ проявление речевой активности у детей резко снижается  примерно на 73%.

Таким образом, закономерным является предположение о том, что  если обеспечить  комплексное решение задач развития речи и общения детей в период их адаптации к ДОУ, то это позволит сократить сроки адаптации воспитанников и повысить эффективность работы по данному направлению.

- Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и  интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.

По мнению А.Г.Арушановой, в ряду проблем речевого развития выделяются основные: речетворчество, диалог, развитие культуры речевого поведения как главные составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшей сферы саморазвития личности.

Зверева О. Л. Кротова Т. В. Свирская Л. Козлова А. В. отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное

- партнёрство родителей и педагогов;                                                        - единое понимание педагогами и родителями целей и задач;                        - помощь,  уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;                        - знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:

- изучение семьи;                                                                                        - привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;                                - просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;                - работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.                Реализация задач осуществляется через такие

взаимодействия как:  экскурсии по детскому саду;  дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия.                 На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских  собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?» и т.д.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс речевого развития ребёнка, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.

Сотрудничество дошкольного учреждения  и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.