Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста

Актуальность: Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Развитие общения является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.

Для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что оно является школой социальных отношений.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия полноценного воспитания и развития именно коллектив сверстников.

Причины, побудившие к проведению исследования особенностей общения детей в группе ДОУ, серьёзны и актуальны, так как развитие общения является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Исследования Л. И. Божович, А. Д. Люблинской, Д. Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость развития общения с самого раннего возраста. Несформированность способности к общению в детстве, негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. Но именно на этапе дошкольного детства есть возможность формировать адекватные навыки общения детей или преодолеть различные деформации в их межличностных отношениях.

Теоретические и практические аспекты проблемы общения дошкольников в ДОУ нашла отражение в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, А. Г. Рузской, Т. А. Репиной, В. Г. Нечаевой, Е. Е. Кравцовой, Л. Н. Галигузовой и многих других. Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников рассматривают А. М. Виноградова, С. А. Козлова. Значимость формирования общения изучалась в контексте исследования природы общения дошкольников со сверстниками (Т. А. Антонова, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, становления общения в игровой, учебной, трудовой деятельности (Я. И. Коломинский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Т. В. Сенько) .

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Согласно теоретическим позициям отечественной возрастной психологии, ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Одним из главных положений концепции игры выдающегося теоретика и исследователя игровой деятельности детей Д. Б. Эльконина является утверждение о ее социальной природе. Он многократно и убедительно подчеркивал особую чувствительность сюжетно-ролевой игры к сфере человеческих отношений. Творческая ролевая игра – одна из важнейших форм общения дошкольников, что подчеркивал еще Е. А. Аркин: «Потребность в общении с другими детьми, которая заложена в ребенке уже с самую раннюю пору, реализуется в игре. Игра – важнейшая форма общения».

В работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой и др. выделяется один из основных аспектов, направление психического развития в игре – овладение ребенком в совместной игре основами кооперации – средствами и способами общения, раскрытия себя и понимания другого, т. е. теми качествами, которые позволяют человеку жить в согласии с другими людьми. Сюжетно-ролевая игра – школа морали в действии, отмечал А. Н. Леонтьев. Д. Б. Эльконин считал её школой произвольного поведения.