Скачать:

Работа с детской агрессией

Что такое детская агрессивность?

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб.

Причины агрессии:

- Нарушение и дисфункция нервной системы.

- Нарушенное воспитание в семье.

- Генетическая обусловленность.

- Негативное влияние окружающей среды.

Часто в семьях, где воспитывается агрессивный ребенок, родители активно демонстрируют следующее поведение – кричат на него, унижают чувство собственного достоинства, бьют. В такой ситуации ребенок накапливает гнев, который начинает разрушать его внутренний мир, у него понижается самооценка, мотивация к деятельности, формируется тревожность лежит в основе и агрессии, и боязливости, замкнутости. В случае, если такой ребенок встречается с более слабым, он обидит его вернув обиду миру, а  если с более сильным – у него постепенно будет развиваться чувство патологического страха. Такой малыш вырастет драчуном или всего боящимся неудачником.

Все хорошо в меру, и наказания не должны стать вечным спутником, т.к. в итоге или они превращаются в пустой звук и ребенок уже не реагирует на нормальное отношение или слушается, только когда с ним говорят на повышенных тонах.

Очень важно демонстрировать такому ребенку доброжелательное отношение, веру в его лучшие качества, любить его. Приоритет здесь отдается нравственному воспитанию, развитию гуманности, эмпатии, созидания.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми, высокую эффективность имеет использование изотерапии. Детям нравится играть с водой, глиной, песком. В работе с ними можно использовать разные способы рисования: пальчиками, ладошками, ножками. Темы рисования: «Мой добрый поступок», «Мы – друзья!», «Как я был злым» и др.

С целью коррекции агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли, которые имеют позитивную силовую характеристику (богатыри, рыцари и т.п.).

Взрослым, которые окружают агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед выпадами ребенка способствует повышению его агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Хорошо, если я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание только на негативные действия детей, а хорошее поведение воспринимают как должное. Для детей важно создавать «ситуации успеха», которые развивают у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах, обращая внимание на их хорошее поведение и одобряя их.

Коррекционную работу следует проводить параллельно с ребенком и его родителями. В зависимости от выявленных причин в работе с родителями нужно сосредоточиться на смене негативной установки в отношении к ребенку на позитивную, на вооружение родителей способами снятия детской агрессивности. И помнить всегда, что агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых.

Критерии детской агрессивности

Ребенок:

- быстро выходит из себя;

- часто гневлив;

- мстителен;

- имеет повышенный уровень раздражимости;

- радуется беде другого.

Агрессивность имеет место, если 4 из 9 критериев проявляются не менее шести месяцев.

Методы снятия детской агрессивности

Обучение самоуспокоению:

    Одним каучуковым мячиком сбивать другие мячики, плавающие на воде. Сдувать из дудочки кораблики. Сжимать и разжимать кулочки.

Выход агрессии социально приемлемыми способами.

Цель – обучение способам адекватного выражения гнева.

«Маленькое привидение»:  превращение в доброе привидение. В зависимости от громкости хлопка ведущего (тихо, громче, громко)ребенок произносит пугательное «у-у-у» в позе устрашения (руки согнуты в локтях, пальцы врастопырку).

«Рубка дров»: ребенок рубит воображаемым топором дрова с криком «ха!». Это поможет выдоху гнева.

«Толкалики»: (в паре). Дети встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Руги на высоте плеч и опираются ладонями о ладони партнера. По сигналу начинают толкать партнера, пытаются сдвинуть его с места. Кто устанет, говорит: стоп!

«Мячик»: ребенок садится на корточки, голову прижимая к коленям. Взрослый «лепит» из него мячик, поглаживая его с разных сторон. Если ребенок легкий, «мячик» можно подбросить несколько раз вверх.

«Конкурс художников»: ведущий заранее готовит черно-белый рисунок какого-нибудь сказочного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпу и т.п.

При этом можно устроить конкурс – чей персонаж выглядит добрее всх?

«Почему подрались мальчишки»: ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчишки. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончилась драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было поступить по- другому.

«Я могу защитить…»: дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить…» Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить…, потому что…».

Детям важно научиться «выпускать» свою агрессивность. Им можно предложить:

- драться с подушкой;

- использовать физические силовые упражнения;

- рвать бумагу;

- нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

- использовать «мешочек для криков»;

- постучать по столу надувным молотком и т.п.