Подготовка к школе с 5 лет (Школа развития)

Подготовка к школе в образовательном центре ‘’Учимся играя ‘’ 

г. Новороссийск

Как правило, родители считают, что дляподготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре. Самое главное, понять, чтоподготовка к школе — это длительный и творческий процесс, в котором нет места муштре, зубрежке и скучным беседам. Подготовку к школе надо начинать заранее и проводить регулярно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша свои особенности развития.

Подготовка к школе (школа развития) - это группа для детей 5-6 лет. Численность детей в каждой возрастной группе – 7 человек.

Цель учебного и воспитательного процесса на занятиях – это комплексная подготовка к школе, что включает интеллектуальную, психологическую (в том числе  мотивационную) и физиологическую готовность детей к обучению в первом классе.

Занятия по развитию речи, обучению грамоте, подготовке к письму, математике, ознакомлению с окружающим миром, музыке, рисованию, физкультуре, ручному труду проводятся в групповой форме, но при этом обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка (функциональные, возрастные и личностные, а также возможности к адаптации, специфика индивидуального развития и т.д.). Такой подходшколы развития обеспечивается благодаря сопровождению педагогического процесса специалистами (логопедом, психологом).

В основе курсаподготовки к школе (школы развития)  детей 5-6 лет – программы Н.Ф.Виноградовой, Л.Е. Журовой (обучение грамоте), В.А.Егуповой (развитие речи и окружающий мир), Л.Г.Петерсон, К.В.Шевелёва, А.В.Белошистой (математика), В.Г.Дмитриевой, Т.И.Гризик (подготовка к письму).

На каждом занятии педагоги поподготовке к школе не только дают дошкольникам необходимый объём знаний, умений и навыков, но и развивают школьно-значимые функции, которые позволят будущим первоклассникам избежать трудностей в обучении.

Есть в расписании занятий у дошкольников групповые занятия с психологом, на которых дети в увлекательной игровой форме учатся понимать себя и других, конструктивно взаимодействовать со сверстниками, педагогами и родителями, ощущать себя личностью и членом коллектива.

Каждый ученик класса подготовки к школе может участвовать во всех мероприятиях для дошкольников (праздники, досуговые развлекательные программы, олимпиада для будущих первоклассников). В программу курса включены занимательные уроки на компьютере.

При разработке заданий учитывались методические рекомендации Государственного Научно-Методического Центра Министерства Образования РФ. Уроки на компьютере проходят в увлекательной, игровой форме. В каждый урок включены задания на развитие логико-математических способностей и обучение счету, а так же задание на обучение чтению. Компьютерные уроки развивают внимание, память, школьные навыки и мышление (логическое, пространственное, наглядно-образное).

Подготовка к школе

Программа для детей 5-6 лет

Занятия поподготовке к школе для детей 5-6 лет проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.

В возрасте 5-6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру. Это так же время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе.

В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и в программе особое внимание уделяется развитию моторики.

Развитие лексико-грамматических конструкций - обогащение активного словаря по лексическим темам, умение грамматически правильно оформлять речь;

Обучение грамоте (знакомство с графическим образом буквы, звуками родного языка, подготовка руки к письму, "печатание" букв, далее слов и предложений, чтение, развитие фонематического слуха (умение выделять определенный звук из ряда других) и фонематического анализа (умение выделять позицию звука в слове - в начале, середине или конце, что крайне необходимо для письма);

Развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания, восприятия. Тренировка логического мышления. Занятия способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать, логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументированно отстаивая своё мнение. Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: задача — это не скучное, ненужное упражнение, а интересная жизненная ситуация, требующая его участия и помощи. ребенок учится различать части задачи, тренируется в сложении и вычитании чисел.

Развитие мелкой моторики. Подготовка кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.

Пространство занятий готовит ребенка к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Занимаясь в центре «Учимся играя», дети учатся усидчивости и дисциплине, необходимым в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.

Подготовка ребенка к школе - речь

Формирование звуковой культуры речи

К концу старшего дошкольного возраста ребенок должен уметь четко и внятно произносить все звуки родного языка, уметь говорить не торопясь, выразительно.

Необходимо научить ребенка различать на слух все звуки речи, а также дифференцировать сходные по звучанию звуки (с - з, ж - ш, б - п, д - т, в - ф, г - к, ч - щ).

Перед поступлением в школу у малыша должны быть хорошо развиты фонематический слух и слуховое внимание, так как это является необходимым условием успешного обучения грамоте.

Научите ребенка называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и в тексте (на слух), определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце).

Формирование грамматического строя речи

К концу старшего дошкольного возраста у ребенка должен сформироваться правильный грамматический строй речи.

Малыша необходимо научить:

правильно согласовывать слова в предложении: существительные с числительными и прилагательными, местоимения с числительными и прилагательными;

образовывать однокоренные слова (окно - оконце - окошечко); образовывать новые слова из двух слов (пар - ходить - пароход), существительные с суффиксами (масло - масленка), глаголы с приставками (ехать - приехать), сравнительную и превосходную степень прилагательных (веселый - веселее - еще веселее);

составлять простые и сложные предложения;

использовать в речи сложные предложения разных видов.

Формирование словарного запаса

К концу старшего дошкольного возраста ребенок должен иметь достаточный словарный запас, необходимый для того, чтобы ясно излагать свои мысли и правильно понимать речь других людей. Хорошо, если объем активного словаря (те слова, которые малыш использует в своей речи) будет соответствовать объему пассивного словаря (тем словам, которые ребенок понимает).

Ребенок должен уметь: правильно использовать слова в речи, точно подбирая их по смыслу; использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением.

Когда ребенок начинает знакомиться с окружающим миром, открывает что-то новое для себя, пополняется и его словарный запас. Пусть малыш чаще использует в своей речи новые слова: названия профессий, техники, материалов, признаков предметов, действий и т.д.

Развитие связной речи

К моменту поступления в школу у малыша должна быть хорошо развита связная речь. Будущий ученик должен:

хорошо владеть диалогической и монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их;

уметь самостоятельно пересказывать литературный текст, делая это выразительно, последовательно, без повторов;

уметь составлять рассказы о предметах (можно по плану, предложенному взрослым), называя, к какой группе относится предмет, из чего он сделан, для чего нужен, как выглядит и т. д.;

уметь составлять рассказы по картинке или серии сюжетных картинок;

уметь составлять небольшие рассказы, описывая события, которые с ним произошли; полезно придумывать фантастические рассказы и сказки - это поможет развить творческое мышление и совершенствовать связную речь.

Подготовка ребенка к школе - чтение

Звуковой анализ слова

К моменту поступления в школу малыш должен правильно, отчетливо произносить все звуки родного языка, говорить связно, не торопясь, уметь выражать свои мысли. Очень важно, чтобы у ребенка была хорошая дикция. Он должен внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с правильной интонацией. Хорошо, если ребенок умеет определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), называть слова с определенным звуком, находить слова с заданным звуком в предложении или в тексте.

Малыш должен знать, что в алфавите 33 буквы, а буква - это письменное обозначение звука.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных ъ, ь.

Буквы и звуки бывают гласные и согласные. Гласных букв 10: а, е,ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Гласных звуков б: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. Согласных звуков 21. Ъ и Ь звуков не обозначают.

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.