Каталог файлов

Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ребенка, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Результатом образования должны быть не знания (которые рассматриваются как средство), а личностные характеристики (результат переработки знаний). т.е. культура (суждений, убеждений, речи, поведения, нравственная, политическая, эстетическая культура), таким образом, конечным результатом образования должно стать не просто знание, а, прежде всего культура личности. Получение определенных знаний для ребенка должно стать не самоцелью, а средством развития. Каждого нужно научить учиться. Но сформировать личность из ребенка может только педагог и учитель-логопед ,в частности, который сам ею является, как носитель культуры и ее творец, преемник и создатель мирового педагогического опыта, творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»(04 .02. 2010) нацеливает образование по единственному пути – это модернизация и инновационное развитие, которое позволит России стать конкурентным обществом в мире 21–го века, обеспечить достойную жизнь всем гражданам страны. Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. Должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.

Социализация, как процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений(Большой психологический словарь под редакцией Б.Г.Мещеряковой,В.П.Зинченко) входит в обязанности и учителя-логопеда. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. К числу основных задач образования как института социализации относятся: -приобщение нового поколения детей к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры; -овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности; -уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Д.Б.Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры. Эта деятельность должна подготовить ребенка к главной задаче современной школы – не взять объем предложенных знаний, а научиться учиться( отсюда новый подход к стандартам.) Все игры могут и должны использоваться для социального развития детей. Одной из разновидностей игр являются игры – драматизации. Под игрой-драматизацией понимается такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка) разыгрывается всеми участниками в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, предлагаемому педагогом. В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему. Игра-драматизация – это история, «рассказываемая» всеми участниками в действии. Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребёнка. Одними из основных являются: -развитие умения следить за развитием действий, адекватно воспринимать художественный образ, делать самостоятельные выводы, различать хорошие и плохие поступки. -обучение детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние героев. Игра – драматизация даёт возможность наглядно увидеть к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Такая игра даёт возможность по своему желанию в свободное время переиграть произведение так, как хочется детям. Игры- драматизации разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказки – особо любимый детьми репертуар. Здесь образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Здесь присутствуют и необходимые для развития связной речи диалоги. Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни ( смешной случай, интересное событие). Игра- драматизация «Путешествие с Тигренком.» Уровень сформированности учебной деятельности прямо коррелирует с уровнем развития личности. Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Использование методики А.В.Ястребовой и О.И.Лазаренко «Хочу в школу», применямой в коррекционной деятельности, позволяет наиболее полно развить предпосылки к формированию полноценной учебной деятельности, а также сформировать речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. У детей с ОНР при продуцировании вопросительных высказываний, выполняющих контактно устанавливающую функцию в диалоге ребенка со взрослым или сверстником, затруднения возникают при определении темы и лексико-грамматического развертывания вопроса, а недостаточная их целеориентированность ( отсутствие отдаленных целей) снижает процент инициаций-вопросов в ходе общения. Эта методика дает алгоритм, как постановки вопроса, так и ответа на него ,что в последствии служит образцом для ребенка с проблемами речи при формировании собственного развернутого, связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения). Социальная ситуация развития изменилась. Традиционный этап образования ребенка это, когда знания передаются через традицию, учитель передает их, ученик воспринимает. Но из-за социальных изменений, возникла драма отставания учителей от ученика. Зачастую дети не слышат взрослых. видя их беспомощность вхождения в мир информации чужаками, а дети уже даже дошкольного возраста в нем живут.

Поэтому современный этап развития общества свидетельствует о формировании информационной культуры. Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1988; О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

Задачу учителя-логопеда – помочь детям с проблемами в развитии речи, найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми позволяют реализовать, наряду с традиционными средствами, новые информационные технологии, как перспективное средство коррекционно-образовательной деятельности с логопатами. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Поэтому в своей коррекционной работе использую такие информационно-коммуникационные программы. как «Дэльфа -142» и « Игры для тигры.» В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.). Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Несформированность фонетических компонентов речи, а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития детей (О.И. Кукушкина, 1994 и др.), особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера.Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие способности извлекать информацию из речевого общения, широкие возможности для которой предоставляют компьютерные средства обучения (Т.К. Королевская, 1998 и др.). Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению.

Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста,

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционной деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Социально-личностное развитие детей в коррекционно-логопедической практике заключается в формировании у дошкольников начальной речевой компетентности, как условия естественного, бесстрессового их перехода на ступень начального общего образования.

Формирование речевой компетентности включает развитие коммуникативных и языковых способностей. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для развития личности. В процессе общения осознаются духовные и материальные ценности, познаются природный, предметный и социальный миры, развиваются межличностные отношения, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме. Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих ,на которых она основывается и без которых не может существовать: -мотивационную ( «я хочу общаться»); -когнитивную («я знаю, как общаться»); -поведенческую («я умею общаться»). Первая составляющая – «область желания» - создает потребность включения в ситуацию общения. Это отправной момент высказывания, задача которого как раз и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ситуации. Общение со сверстниками побуждается особыми, специфическими коммуникативными потребностями. Сформированность диалогических умений обеспечивает конструктивное общение взрослых и детей. Монологическая компетенция предусматривает сформированность комплекса речевых умений: словарного богатства родного языка; элементарного филологического анализа речи; грамматического строя речи. У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития: