«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». Выполнила воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№2

Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование.

Савельева Любовь Витальевна

Г.Нелидово

Тверской обл.

Проект наш исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.

^ Мы определили основные цели проекта :

Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.

Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.

^ Перед нами были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.

Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями Тверского края.

Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Свою работу мы начали с выявления уровня развития речевых умений детей. Нас интересовало, насколько дети владеют малыми формами фольклора. Для этой цели была выбрана методика (сематический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной. Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла слова О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых мы составили свою диагностику.

Для детей на начальном этапе работы некоторые вопросы оказались сложными. Дети мало знакомы с пословицами и поговорками, не могли объяснить их значение. Старшие дошкольники практически не знали колыбельных песен. Некоторые дети употребляли слова и выражения, не понимая их смысла. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что в дальнейшем приводит к затруднениям в овладении грамотой.

Диагностика на начальном этапе работы показала, что высокий уровень имеют - 31% детей, средний уровень - 50%, низкий уровень - 19% (приложение 1).

Кроме того в начале работы мы провели анкетирование родителей (приложение 2). Родители практически не знают колыбельных песен, редко загадывают детям загадки, читают потешки, не употребляют в речи пословицы и поговорки. Это подчеркивается и в исследованиях О.И. Давыдовой.

Мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Следовательно, необходима комплексная методика развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Работу по речевому развитию детей мы начали с создания развивающей среды в группе. Нами был создан уголок речевого развития, который мы наполнили новыми дидактическими играми: «Что лишнее?», «Чего не бывает?», «Кто что делает?», «Найди ошибку», «Цепочка слов», «Звуковые часы», «Найди различия», «Что сначала, что потом».

Были созданы альбомы с участием детей и родителей: «Моё любимое животное» (с рисунками и рассказами детей), «Мы играем» (альбом фотографий), «Мы дружные ребята» (альбом фотографий нашей жизни в детском саду), «Выражения народной мудрости» (из басен И.А. Крылова), «Тайна имени», «Традиционная народная кукла», «Сказки – загадки».

Подобраны серии картинок:

Расскажи сказку по серии картинок.

Серии картинок по развитию связной речи.

Предметные и сюжетные картинки по развитию речи.

Изготовили схемы составления описательных рассказов. Пополнили библиотеку новой литературой: русскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками, загадками и т.д. Совместно с детьми и родителями создали театрализованную зону: подиум, костюмерную, гримерную, декорации, различные виды театров. Изготовили «Волшебную книгу» на развитие речевого дыхания и различных дидактических игр по развитию речи. «Придумай историю», « Когда это бывает?», «Продолжи сказку», «Составь рассказ», «Что лишнее?», «Найди различия», «Магазин», «Где спрятался зайка?», «Кто, что?», «Назови наоборот».

Собрали различный материал для развития мелкой моторики рук, подобрали гимнастики разного вида: дыхательную, пальчиковую, артикуляционную. Таким образом, мы постарались создать условия для овладения детьми навыками речи.

Формирование речевых умений детей происходило в соответствии с разработанной программой по развитию речи дошкольников на основе использования малых форм фольклора (приложение 3).

В ходе работы мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Знания по развитию речи знаниями малых форм фольклора дети получали в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности. Познакомила детей с рассказами Б.В. Шергина, в которых рассказывается смысл пословиц. Дети знакомились с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирали их по смыслу. Создали альбом «Пословицы и поговорки» (приложение 4).

Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Детей старшего возраста следует приучать слышать, понимать, запоминать и использовать в речи пословицы и поговорки. Активировать в речи такие выражения как «водить за нос», «дать волю рукам», «нос повесить», «сказать – узлом завязать», «зарубить на носу». Мы старались, чтобы дети поняли, что пословицы и поговорки это неделимая единица, которая дает определенный смысл.

Вместе с детьми создали «Альбом пословиц и поговорок и народных примет о временах года» в рисунках детей (приложение 5).

Для совершенствования дикции в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи использовали рекомендации А.С. Бухвостовой и А.М. Бородич по заучиванию скороговорок. Совместно с родителями ребята изготовили альбом скороговорок в рисунках детей и родителей (приложение 6).

Каждый ребенок рассказывал свою скороговорку, в результате чего дети выучили все скороговорки друг от друга. В свободное время старшие дошкольники с удовольствием рассматривают этот альбом, озвучивая рисунки. Произнесение скороговорок носит творческий характер: произнеси четко, с изменением темпа и силы голоса, выразить настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку). С этой целью мы в своей работе использовали не только скороговорки, но и потешки.

Дети с удовольствием используют в речи потешки, любят рассматривать «Альбом потешек с иллюстрациями». Также предложили родителям совместно с детьми проиллюстрировать любимые потешки, создав «Альбом потешек в рисунках детей и родителей» (приложение 7).

Нами была проведена работа по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-описания посредствам загадки. По методике Ю.Г. Илларионовой, чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна. В совместной деятельности с детьми мы создали альбом загадок (приложение 8). Схемы составления загадок (приложение 9).

Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяли их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды. Это концовки, частушки, дразнилки, заклички и приговорки, прибаутки и небылицы, частушки и скороговорки. Создали альбом фольклорных произведений (приложение 10).

Большой раздел устного народного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться. Так организовали календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Как хлеб на стол пришел». Разработали конспекты праздников и развлечений (приложение 11). Со старшими дошкольниками проводили различные литературные развлечения: игру-викторину, литературный КВН, игру-соревнование, игру-путешествие. Составили по ним конспекты (приложение 12).

В непосредственно образовательной деятельности познавательного цикла решали речевые задачи, задачи обогащения словаря. Цель данной деятельности: обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве), «Русские потешки», «Счастливая рыбка», «Баю-баю-баю-бай! Поскорее засыпай», «Знакомство с народной куклой», «Семейные обычаи на Руси», «Путешествие в старину сказок», «Загадка – то интересно», «Путешествие по русской ярмарке. Потешки, поговорки, пословицы», «Мастерская слова. Частушки, прибаутки, небылицы, заклички», «Куприян – картофельник» (приложение 13).

Данная непосредственно образовательная деятельность позволяет использовать произведения фольклора различных жанров, сочетание различных видов деятельности. Таким образом, они носят интегрированный характер.

Интерес детей к колыбельным песням усилился после того, как мы стали использовать их в непосредственно деятельности и сюжетных играх (приложение 14).

В своей работе мы широко использовали народные игры. Составили картотеку (приложение 15). Дети знают русские народные игры, с удовольствием в них играют вместе с воспитателями и могут организовать самостоятельно.

Мы составили альбом фотографий «Русские народные игры» (приложение 16). Водящего в играх дети выбирают с помощью считалки, которая также относится к одной из малых форм фольклора (приложение 17).

Старшие дошкольники совместно с воспитателями составили «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок» (приложение 18). Дети могут назвать и пересказать знакомую сказку воспитателю, друг другу, родителям.

Совместно с воспитателями сочинили сказку-перевертыш « Колобок – великан» (приложение 19); сказки на новый лад: «Приключения колобка» (приложение 20); «Дружные звери» (приложение 21). А затем в свободной деятельности проиллюстрировали эти сказки.

Затем мы предложили родителям принять участие в творчестве сочинительства вместе с детьми. Там появились сказки на новый лад:

«Колосок» Полины Васильевой с мамой (приложение 22);

Три медведя» Леры Артемьевой с мамой (приложение 23);

Машенька и медведь» Маши Морозовой с мамой (приложение 24)

Старшие дошкольники инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок, истории-сказки с элементами музицирования, русские народные потешки, а также спектакли собственного сочинения. Ребята с удовольствием принимали участия в этом занимательном творческом процессе. Разработали конспекты праздников, спектаклей, инсценировок с использованием фольклора (приложение 25). Для постановки спектаклей широко использовали декорации, костюмы собственного изготовления, гримёрную, различные виды театров. Показывали спектакли детям младших групп, создавали вместе с детьми альбом фотографий «Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности» (приложение 26). Совместно с детьми и родителями создали альбом «Родословная моей семьи» (приложение 27) с целью вызвать гордость за свою семью, помочь лучше узнать свою родословную, воспитывать любовь и уважение к своим предкам. Оформили в группе выставку фотографий «Семейные увлечения».

Мы с детьми принимали участие в культурной жизни города. Побывали в краеведческом музее, детской библиотеке, в городском выставочном зале, в уголке нашего детского сада «Русская изба», в краеведческом музее средней школы № 3, в Доме детского творчества, в музыкальной школе. Вместе с нами активное участие принимали и родители. После чего был создал альбом фотографий «Путешествие в мир красоты и времени».

В группе совместными усилиями родителей, детей и воспитателей создали музейный уголок «Посиделки».

Проблему развития речи средствами малых форм фольклора мы решали в тесной связи с родителями: сочиняли сказки, делали рисунки к потешкам и скороговоркам, ставили спектакли, составляли родословные семьи, готовили выставку фотографий, посещали музеи и выставки, создавали уголок народного быта в группе. Родители принимали активное участие в праздниках и развлечениях, а также в родительских собраниях (приложение 28). Для родителей были подготовлены консультации (приложение 29), папки-передвижки (приложение 30).

Чтобы убедиться в эффективности работы по развитию речи старших дошкольников средствами малых фольклорных форм, мы провели диагностику на промежуточном этапе работы, в результате которой мы увидели положительную динамику в повышении уровня речевых умений старших дошкольников.

Диагностика речевых умений и навыков детей на контрольном этапе показала следующие результаты: высокий уровень – 85 %; средний – 15 %; низкого – нет.

^ В процессе работы были замечены такие изменени� � :

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

В результате мы составили сводную таблицу уровней сформированности речевых умений детей старшего дошкольного возраста.

^ Исходя из анализа проведённой работы, можно сделать вывод , что выдвинутая нами гипотеза в начале работы о том, что развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора будет осуществляться успешно при определённых, правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М. Учпедгиз, 1957.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М. Просвещение, 1981.

3. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976.

4. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. Ю.Г.

5. Загрутдинова М. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9

6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М. Просвещение,

7. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9

8. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост. В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М. Просвещение, 1967

9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М. Просвещение, 1987.

10. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4

11. Путешествие по Стране Загадок /Сост. Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000

12. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир. Академия, 1995.

13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М. Просвещение, 1981.

14. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М. Просвещение, 1972

15. Ушакова О. Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.

16. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М. Просвещение, 1960.