2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

21 Воображение в младшем и среднем дошкольном возрасте

Воображение дошкольника ограничена вследствие недостаточности знаний и представлений время бурное детское фантазирование обусловлено низкой критичностью мышления Дошкольник легко объединяет разные впечатления и некритически ста авиться полученным комбинаций, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л С Выготскийкий).

Преобладает пассивная воображение: у ребенка комбинации образов не направлены на практическое воплощение Она фантазирует ради самого фантазирование, которое превращается в своеобразную игру

Сначала воображение направляется на предметы, с которыми ребенок действует, что опирается на игровые действия в сюжетно-ролевой игре, а в конце дошкольного возраста переходит во внутренний план Способность мысленного оперува Ання образами приводит к проявлениям творческой активности детей в различных сферах: в речи (составление сказок, рассказов, загадок), рисовании, конструировании, музыкальной деятельности Растет произвольность воображения, что открывает возможность для создания первых завершенных продуктов творчестветі.

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка

Развитие игровой деятельности, ее переход в дошкольном возрасте до сюжетно-ролевой игры - важнейшее условие развития воображения Исполнение роли в игре требует от ребенка сложной деятельности воображения: предположить, что должен делать герой, планировать его дальнейшие действия Мотивом сюжетной игры является сам процесс ее осуществления, что характерно и для творчества вообще Игра по сюжету означает, что ребенок заранее имеет идеальную картину того, что произойдет в игре, определяет роли, подбирает заменители и предметный материал Именно в игре, как и в творчестве, ребенок выражает себя наиболее полно Творчество начинается в игре, где ребенок проявляет свою инициативу, умение организовывать, планировать, делает первые шаги на пути к способности действовать вполне в плане образов и представлений, Я О Пономарев назвал \"внутренним планом деятельности діяльності".

У младшего дошкольника возникают представления, прямо не отвечают предметам, с которыми он действует Он называет пирамидку деревом, кубик столом, камень конфетой, когда действует с реальными предметами На основ е различия представления и реального предмета возникает явление замещения время предметы, с которыми действует младший дошкольник, должны иметь какую-то внятную признак, подобную воображаемых: да коробочка выступление ае шкафом том, что открывается подобно двери шкаф Таким образом, окружающие ребенка игрушки и предметы определенной степени обусловливают представления Игра имеет ситуативный характер Увидел белый халат - играет в ли уголовного, увидел весы - стал \"продавцом\" (М Г Витязь) Для средних и старших дошкольников опорой воображения является выполнение взятой на себя роли Усложняется действие замещения, заменители совсем не похожи на нужном и предметомна потрібний предмет.

Необходимость наглядной опоры оказывается при воспроизведении художественного текста Без иллюстрации младший дошкольник не может пересказать сказку У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и бе ез наглядной опоры, но они испытывают трудности в передаче внутреннего смысла произведения Важна иллюстрация, изображающая те действия персонажей и их отношения, в которых ярко проявляются их внутренние особо ивостсті.

В среднем дошкольном возрасте у детей на основе стремительного расширения их опыта растут творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, связном речи

По мнению О М Дьяченко, в дошкольном возрасте выделяются два этапа развития воображения Первый - в 4-5 г Уровень творческого воображения несколько снижается из-за ориентации на усвоение образцов социального поведения Аффективная а воображение возникает в ситуациях, вызывающих реальные переживания Познавательная имеет воспроизводящий характер Возникает планирования, но оно распространяется только на следующий шаг, а не на всю цепочку дижок дій.

Второй - 6-7 лет Воображение проявляется как свободное оперирование усвоенных на предыдущем этапе образцов поведения Аффективная воображение предназначена для создания эмоционально важных для ребенка игровых ситуаций, д помогают преодолеть негативные переживания Чтобы избавиться от страха ребенок проигрывает страшной ситуации (игра в Бабу-Ягу, поросят и Волка) Познавательная воображение обогащается Отличается процесс поиска идеи, создан ния замысла, а также подбора адекватных средств их воплощения Образ воображения - это уже не отдельный предмет, а целостная ситуация (квадрат дорисовывает к кирпичу, которую поднимает кран на стройке) Планирование распространяется ется на всю деятельность, хотя и корректируется в ходе осуществленияйснення.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter