Цепкие пальчики наших малышей: как развивать мелкую моторику рук

Мама несет ответственность за состояние здоровья ребенка, его двигательную активность, физическое и умственное развитие, качество адаптивности. Вот и мелкая моторика рук малыша является заботой взрослых. Инстинктивно ребенок сам тянется к предметам, но всё-таки следует направлять его потенциал в нужное русло.

Развитие мелкой моторики рук идет постепенно, в соответствии с возрастом ребенка. Первый период – от 0 до 6 месяцев. В это время движения крохи непроизвольны, поэтому его пальчикам может помочь только мама – делать массаж.

Необходимые манипуляции рекомендуется проводить во время кормления. Следует гладить ладошки и массировать каждый пальчик, естественно, без давления, мягко и нежно.

Методика усложняется к началу третьего месяца. На этом этапе можно вкладывать в руки ребенка разные предметы. Желательно чередовать фактуры и формы: деревянные кубики, пластиковые шары, резиновые игрушки. Давая малышу предметы, нужно проговаривать их названия и характеристики: «это кубик из дерева», «это гладкий шар», «это ёжик с колючками».

Груднички обожают погремушки – с удовольствием теребят их в руках. Данная манипуляция способствует развитию не только мелкой моторики, но и слуха. Также кроха обнаруживает причинно-следственную связь: двигается игрушка – возникает звук.

Когда ребенку исполнится год, можно усложнить задания. Отличное подспорье – матрёшка и пирамида (кольца должны быть крупными). Пусть ребенок учится делить игрушки на части и собирать их в нужном порядке.

Можно затеять простую, но интересную игру – воображаемое рисование. Держа пальчик ребенка, нужно повторять черты лица. При этом мама проговаривает слова: «глаза», «брови», «нос», «губы», «волосы» – в общем, то, что малыш «изображает».

Хорошая помощница в развитии мелкой моторики рук ребенка – красная и белая фасоль. Сначала нужно перемешать ее, а после позвать кроху и вместе с ним раскладывать продукт по цветам.

Наверняка ребенку понравится игра «украшение ёлки». Мама должна подготовить лист бумаги, зеленый карандаш и разноцветный пластилин. Она рисует хвойное дерево, а малыш украшает его кусочками эластичного материала.

Дальше – больше. После того как исполнился год, ребенок начинается хулиганить: проливать воду, рвать бумагу, оставлять следы. Маме не следует бранить чадо за проделки. Это очередные упражнения для развития мелкой моторики.

Пусть малыш расплёскивает воду во время купания, тогда озорство не будет столь ощутимым. Можно вовлечь его в создание картин на плитке в ванной. Для этого предназначены специальные краски. Они продаются во многих магазинах. Аппликация из цветной бумаги – занятие, которое тоже может увлечь ребенка. Основную работу придется делать маме, зато ребенок получить возможность развивать свои навыки.

Рисунки на столе – что может быть проще? Мама рассыпает немного манки и позволяет крохе творить пальчиками. Вряд ли он изобразит что-нибудь шедевральное. Родительница должна помочь – показать, какими замечательными получаются цифры и геометрические фигуры.

Действия ребенка становятся всё более осмысленными. Он играет в ладушки и двигает пальчиками на своё усмотрение. Легкое упражнение: мама берет пальцы малыша и формирует из них лодочку, затем кладёт внутрь маленькую игрушку и качает ладонь, будто началась качка.

Теперь нужно согнуть руку ребенка в локте и сделать из ладони клюв. Так у него получится гусь. Для убедительности можно пропеть песню «Жили у бабуси…».

Две ладони объединились – вышел бутон. Когда солнышко всходит, он раскрывается (мама показывает малышу, что его пальчики раскрываются).

К цветочку прилетела бабочка. Чтобы она появилась, нужно взять ребенка за руки и сформировать из его ладоней подобие крыльев. Пальчики начали двигаться, и бабочка взмыла вверх. Вот такая игра в театр весьма эффективно развивает мелкую моторику. Каждый специалист это подтвердит.

Упражнение «уборка». Так, играючи, можно приучить ребенка к порядку. Под руководством мамы он должен собрать разбросанные игрушки. Только процесс нужно дополнить фантазийными элементами: «кукла хочет спать – положи ее в кроватку», «отвези машинку в гараж (гаражом будет называться коробка)». Мытье игрушек также способствует развитию мелкой моторики рук.

Конфеты в обёртках – идеальное приспособление для развития пальчиков. Ребенок должен сам их разворачивать. Можно дать ему возможность почистить яйцо, мандарин.

В этот период идет освоение мозаики, конструктора. Подходит для занятий puzzle. Если детали мелкие, нужно постоянно следить за ребенком, чтобы он не засовывал их в нос и рот.

Не стоит забывать о рисовании и лепке. Эти занятия актуальны на протяжении всего периода развития. Работают не только руки, но и мозг, а именно память, воображение.

«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Речь, является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение, с помощью того или иного языка. Она представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твёрдое нёбо), а также органы голосообразования дыхания. Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

К шестому году жизни у ребёнка происходит существенные изменения в речи. Это связано с началом развития письменной речи. Возникает нагрузка на центральную нервную систему ребёнка. При предъявление повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности, возникают трудности при произношении. Исследования Филичевой Т. Б. показывают, что в практике работы недостаточно используются упражнения, направленные на развитие мелкой моторики с целью коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Анализ особенностей произношения у детей шестого года жизни показал, что до 50% воспитанников детских дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются не подготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные внешние признаки, так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой системы. В этих условиях необходимо оказать ребёнку соответствующую коррекционную помощь, развивать моторику пальцев рук, для того, чтобы ликвидировать трудности, возникающие при нарушении произношения у детей.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.

Выявить влияние мелкой моторики пальцев рук на коррекцию произношения у детей 6-г, 7-го года жизни. Для достижения этой цели необходимо решить задачи.

Проанализировав литературные источники, выявить влияние развития пальцев рук на коррекцию произношения детей дошкольного возраста.

Для проведения исследований по теме: «Готовность моторики руки дошкольника к обучению в школе» используется следующий методологический аппарат:

Гипотеза: Если развивать тонкую моторику руки ребёнка дошкольного возраста, то совершенствуется качество письма и развитие речи.

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.[7;с.1].

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории, высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведения опытов и исследования большого количества детей Фоминой Л.Ф. была выявлена следующая закономерность:

«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».

Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и электрофизиологических исследований, Кольцова М.М. пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению Кольцовой М.М. «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении[6;с. 125].

Крайне важно учитывать благоприятное влияние движений на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционной - воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением произношения необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев рук.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. Особенно велика ее роль в группах для дошкольников с общим недоразвитием речи, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами.

Создать предметно-развивающую среду, которая позволила бы воспитателю реализовывать задачи, направленные на коррекцию звукопроизношения у ребенка, а самому ребенку - исправлять звукопроизношение. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Это помогает воспитанию таких качеств, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. Итак, предметная среда должна побуждать детей к самостоятельности, быть вариативной, соответствовать опыту и интересам детей.

Использовать специальный массаж, для того, чтобы развивать мелкую моторику пальцев рук (можно использовать упражнения с пособиями и без них).

Таким образом, коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствует формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста.

1.2 Коррекция произношения у детей шестого, седьмого года жизни посредством развития мелкой моторики пальцев рук. Правильное беспрепятственное развитие моторного аппарата имеет громадное влияние на развитие языка ребенка. Об этом надо помнить, руководя развитием речи на всех этапах детства. Если ребенок имеет определенную степень речевых нарушений, ему необходима коррекционная помощь.

Для коррекции произношения у детей шестого года жизни специалисты рекомендуют использовать различные методы и средства:

Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей, целесообразно включать в занятия логопеда и воспитателя. Они могут проводиться также в часы, отведенные для игр, и во время прогулок.

Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движения, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребенок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движение пальцев совершенствуется, и дети выполняют их активно.

Для формирования тонких движений пальцев рук могу быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы различные упражнения без речевого сопровождения.

Важное место в коррекции занимает моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Широкое применение получило знаковое - символическое моделирование. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также показом артикуляции звука, упражнений. Использование игровых упражнений (например, имитация действий: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки животных) вызывает эмоционально - положительный настрой детей, снимает у них напряжение. Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

• осознание ребенком цели, это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;

• систематичность, которая реализуется в многократном повторении; •постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;

• осознанное выполнение практических и речевых действий; •самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции;

На каждом этапе логопедической коррекционной работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов и средств. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используется беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы работы. Таким образом, выбор методов и средств коррекции речевых нарушений определяется задачами и этапами коррекционной - логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально - психологическими особенностями детей; а своевременная коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушения в произношении, позволит сформировать у ребенка правильное произношение, сделать речь богаче и содержательнее.

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. «Онтогенез речи,- по мнению Жуковой Н.С.,- период динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжающийся до становления развернутой фразовой речи» [1;с.2]. Главный показатель уровня развития детской речи - умения ребенка строить предложения различной структуры. Период, сенситивный для развития речи, признается всеми психологами. Об этом периоде писано: «Известно, например, что речевой слух, артикуляция и вообще речь формируются в раннем возрасте необыкновенно легко, производя даже впечатление как бы спонтанного развертывания; с другой стороны, если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется»

В то же время о наличии именно сенситивного периода для овладения речью свидетельствуют и другие данные. Галигузова Л.Н. и Смирнова Е.О. отмечают, что «очень упорные попытки родителей добиться от малыша повторения кончаются ничем. Так, например, в 8-10 месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вокализацию. В год с напряженным вниманием всматривается в шевелящиеся губы взрослого, сам шевелит губами и будто даже что-то шепчет, но ничего не произносит»[2;с.31].

В сенситивном периоде для овладения речью четко прослеживаются биологическая и социальная составляющая. Еще Выгодский Л.С. отмечал, что без созревания соответствующих структур не может быть нормального овладения языком. По мнению Леннеберга, в приобретении языка есть биологически детерминированные критические стадии, и существует связь между языком и моторикой: «…дети начинают говорить не раньше и не позже, чем достигают определенной стадии физического созревания» [23;с. 355].

Его наблюдения за развитием языка у детей показали, что отличительной особенностью детского лепета является «контур интонации». Звуки детского лепета не имеют смысла, но обладают интонациями. Позднее в процессе развития детской речи начинают появляться фонемы.

Леннеберг утверждает, что этот этап в развитии ребенка объясняется созреванием, которое позволяет ему лучше контролировать свои языковые функции. До того, как биологическое развитие достигнет уровня, необходимого для формирования фонем, возможна генерация только общих ритмических паттернов. Сенситивный период в развитии речи Леннеберг объясняет с позиций теории «средового фильтра» Готлиеба- Эйслина. По мнению ученых, самостоятельная речь у ребенка возникает на втором году жизни (Гвоздев А.Н. Кистяковская М.Ю. Розенгард-Пупко Г.Л. Жукова Н.С. Штерн В. и др.). Фактом является и неравномерность речевого развития: периоды активного развития отдельных сторон речи сменяются паузами, при которых возможны даже утраты ранее накопленных навыков. Впервые на это обратил внимание Штерн В. Он же зафиксировал скачок в развитии речи, который приходится на период 1 год 6 месяцев- 1 год 7 месяцев. Предлагая схему нормального развития детской речи, В.Штерн именно в 1 год 6 месяцев проводит раздел между первой и второй «эпохами» в онтогенезе речи. По мнению Штерна, первая эпоха ( возрастные границы: 1 год-1 год 6 месяцев) характеризуется звукоподражанием и преобладанием звуковых двигательных реакций, вторая же эпоха ( 1 год 6 месяцев- 2 года) отличается «внезапным нарастанием запаса слов, пробуждением осознания значения речи, окончанием стадии однословного предложения [13;с. 101]. Развитие речи ребенка идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

В дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять наибольшую чуткость к языку («чутье языка»). Продолжает развиваться фонематический слух. Ребенок хорошо дифференцирует слова, звуки.

К шести годам язык становится средством общения и мышления, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи. Дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития [9;с.75].

Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы одним только звонким или глухим, твердым ил мягким звуком. Таким образом, как считает Мухина В.С. первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано [20;с. 177].

Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста. Речевое общение не ставит перед ним такие задачи. Поэтому ребенок пяти-шести лет затрудняется дать анализ простейших слов, содержащих, например, три звука (мак, сыр, дом, кит). Обучение детей звуковому анализу слова показало, что при определенных условиях даже младшие дошкольники могут выделять первый и последний звуки в слове, а для детей среднего дошкольного возраста эта задача не представляет сколько-нибудь значительных трудностей.

При анализе звукового состава слова ребенок начинает произносить его особым образом- с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно. Например, слово «морж» дети произносят «м-м-морж», если им нужно выделить первый звук, и «морж -ж-ж», если стоит задача выделить последний звук.

Начиная с пяти - шестилетнего возраста дети могут производить полный звуковой анализ слова, если они овладеют приемом подчеркнутого произношения отдельных звуков. Такой прием позволяет детям свободно ориентироваться в звуковом составе слова.

У детей значительно снижается количество неправильно произносимых звуков, реже встречаются нарушения в слоговой структуре слова. Большинство детей может четко и чисто произносить шипящие звуки ш, ж,ч,щ; многие овладевают верным произношением звуков р. рь. Однако, даже умея произносит все звуки правильно, они не всегда верно употребляют их в некоторых словах, иногда смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки р, рь,- со звуками л, ль. Например, ребенок, правильно произнося звук р в середине слова сарай, может произнести его в слове крыша как л –клыша. Не все дети умеют регулировать дыхание, голос, темп речи, правильно ставить ударение в словах. У некоторых недостаточно развиты фонематический слух, интонационная выразительность речи.К концу дошкольного возраста дети начинают достаточно правильно понимать и употреблять значение слов слово, звук, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и разные по звучанию, выделять в них определенные звуки[6;с.102].

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех речевых занятий. Важно, чтобы дошкольники четко произносили все звуки родного языка. Особое внимание следует уделять звукам с,сь, з, зь, ц, ш, щ, ч,л,ль,р, рь [21;с. 38].

Звуки выделяются двумя способами: одни произносятся дольше всех остальных звуков слова, другие - громче. Интонационно выделять звуки необходимо на слитном проговаривании всего слова. Взрослые должны четко произносить слова, так как речь взрослого является образцом для подражания. Проговаривая и вслушиваясь в звучание слова, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

Таким образом, ребенок дошкольного возраста может научиться произносить слова с целью выявления звукового состава, отказываясь при этом от сложившихся в общении привычных форм произнесения слов. Умение произносить звуковой анализ слова способствует успешному овладению чтением и письмом.

Речь, представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные формы и виды. Речевое развитие ребенка предполагает формирование языковых, речевых и коммуникативных систем к старшему дошкольному возрасту. Одинаково важны как внешняя коммуникация, так и т.н. «самокоммуникация» (внутренняя речь), ибо речь является одновременно средством общения и механизмом интеллектуальной деятельности[14;с.25].

В период дошкольного детства происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой системой, прежде всего как базисным знаком с его неограниченными возможностями словоизменения и формоизменения, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания. Воспитатели, родители часто жалуются на недостатки звукового оформления: на нечеткость восприятия речи, связанную с недостаточностью слухового внимания к звуку, слову и речи, с нарушениями процесса анализа звука и буквы в период подготовки к обучению грамоте [6;с. 67]. Задача взрослых - научить ребенка правильному произношению слов. При возникновении нарушения произношения специалисты советуют проводить коррекционную работу с таким ребенком, имеющим нарушения в произношении.

Данная работа должна осуществляться и воспитателем и логопедом. Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают развития ребенка. Формирование звукопроизношения, по мнению, Фомичевой М.Ф. - это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха[24;с.16].

Логопед работает с детьми, у которых на занятиях с воспитателем неправильное звукопроизношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию речи. Исправление звукопроизношения - это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков [5;с. 182].

• подготовительного - на котором, происходит уточнение движений органов артикуляционного аппарата, создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата;

• этапа появления звука - происходит постановка звука и закрепление его; •этапа усвоения звука – отрабатывается правильное произношение звука в речи через слова, фразы, стишки, потешки и д.т. [24;с.16-17]

Выполнение социального заказа общества - всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте и подготовке его к школьному обучению - ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные коррекционные приемы и методы для профилактической работы, наблюдения и анализа динамики изменений в речевом развитии ребенка.

Итак, мы можем сделать вывод, что детям шестого года жизни необходима специальная работа для формирования произношения звуков позднего онтогенеза.

Для этой методики нам понадобятся белый лист бумаги и простой карандаш. Надо показать детям заранее нарисованный узор, предложить им внимательно рассмотреть его.

Спросить у детей, как следует положить лист бумаги, чтобы весь узор поместился на листе. Дальше следует спросить с чего лучше начать рисовать узор. Напомнить требования к выполняемой работе. В процессе выполнения детьми узора следует наблюдать, чтобы дети не спешили, больше смотрели на образец, сравнивали одну часть с другой. Если замечается ошибка, то следует указать на нее. По окончанию работы предложить оценить свои работы, сравнить с образцом.

Для методики «Крутые виражи» раздаются детям листы с картинками, на которых нарисованы машины и извилистые дороги. Когда дети сядут за стол, показать им игру «Пожарная часть» объяснить, что машина может ехать по пря мой дороге и по извилистой. Сначала попросить каждого ребёнка провести пальцем по дорогам, потом взять в руки ручки и ещё раз провести по дорогам, до домиков, стараясь повторять все изгибы дорог. В процессе выполнения задания следует следить за детьми, чтобы они не спешили и не мешали друг другу.

Для этой методики мы используем рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» часть 2. Причитать вместе с детьми слова, которые написаны в тетради, все дети умеют читать. Настроить детей на работу, напомнить, как правильно держать ручку. В процессе выполнения работы смотреть за детьми, чтобы они не мешали друг другу, соблюдали дистанции между словами и буквами. Если дети устали провести физкультминутку, которая поможет отдохнуть рукам и глазам.

ВЫВОДЫ: Как показывает практика, дети шести, семи лет, к сожалению, имеют низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении нарисовать простой узор, провести линии, написать печатную букву. Развитию моторики детей следует уделять специальное внимание, эту необходимость испытывают не только первоклассники, но и все учащиеся начальных классов.

Для совершенствования тонкой моторики руки детей: Скавинской Алины, Новиковой Насти, Тен Иры, Николаева Максима, Ремизова Алёши, Кравца Данила предусмотрены следующие упражнения:

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию тонкой моторики. Каждый комплекс разучивается в течение одной недели, затем включаются следующие.

Пальчики здороваются (на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук: большой палец с большим, указательный с указательным. )

Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

«Ворота» (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

«Мост» (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

«Кот» (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх).

«Волк» (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).

«Колокол» (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать их).

«Пожарник» (упражнение с предметом, используется игрушечная лесенка, указательный и средний пальцы бегут по ней).

«Лестница в небо» кончик указательного пальца правой руки смыкается с кончиком пальца левой руки. Кончик указательного пальца левой руки- с кончиком большого пальца правой руки. Нижние два пальца размыкаются и обходят с двух сторон сомкнутые пальцы.

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Упражнения позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у младших школьников показали, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие младшим школьникам нарушение мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.

Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей подготовительной группы страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На формирующем этапе были использованы специально подобранные упражнения для развития мелкой моторики у детей

Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Пальчиковые игры помогли подготовить руку к письму, развить координацию движений, дети свободно общаются. С помощью этих упражнений пальцы стали крепко сжиматься, легко расслабляться, растягиваться в разные стороны.

У Скавинской Алины моторика рук изначально была развита хорошо, поэтому с ней был проведён только первый эксперимент, на котором она показала себя очень хорошо.

У Новиковой Насти и Тен Иры в конце двух этапов эксперимента были замечены улучшения. Девочки стали увереннее держать ручку, рассуждать, стали более усидчивы. Работали каждая за себя.

Среди мальчиков: Ремизова Алёши, Николаева Максима, Кравца Данила, чувствовалась конкуренция. Каждый пытался быть лучше, поэтому во время упражнений отвлекались сами и тем самым отвлекали других. Но, тем не менее, в конце эксперимента у них появился интерес, они стали более ответственно относится к заданиям, реагировать на замечания. Стали более выносливы, терпеливы, внимательны. Заметны улучшились навыки письма.

Основной задачей семьи и школы наряду с вопросами обучения и воспитания является задача сохранения здоровья детей.

На рост и развитие ребенка влияют внешние и внутренние факторы. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка, точное определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ среды является основой эффективности коррекционной работы. Коррекция моторики и рефлекторных движений кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма.

Физическое и психологическое состояние организма сказывается и на кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «Все из рук валится», «руки опускаются» и т.п. Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Дифференцирует - дифференциация означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому педагогический процесс, строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Сенситивный период - время качественного скачка в развитии ребёнка. В детской психологии – имеется в виду глобальные перестройки на уровне индивида и личности.

Онтогенез – период, который начинается после рождения, и продолжатся до конца жизни, период становления и формирования личности, включая только периоды детского и юношеского развития.

Кинестетические импульсы ( от греч. движение и ощущение) ощущение положения отдельных частей тела, сопротивления и тяжести внешних предметов.

Отрефлексировать - произошло от слова рефлексия - (обращение назад) обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание или на свое собственное состояние.

Абстрагирование - это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо) глотка, гортань.

10. Коррекционные приёмы - исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций.