Скачать:

Предварительный просмотр:

Важным целеполагающим аспектом дошкольного воспитания детей сегодня является формирование мировосприятия ребенка, ориентированного на развитие общечеловеческих духовных ценностей. Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия - способность принимать позицию другого человека, основы его будущей профессии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка в процессе осваиваемой им деятельности.

Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уровня, к способности её практического освоения.

Основным приоритетным направлением в деятельности нашего образовательного учреждения является художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Цель дошкольного учреждения. создать условия для формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.

Задачи:

1.     Воспитывать эстетическое восприятие детей;

2.     Приобщать к миру искусства;

3.     Развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

4.     Развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности, развитие читательского интереса;

5.     Формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Основные направления работы педагогов с детьми  по приобщению к искусству:

Ознакомление с предметным миром, миром людей и природы через произведения изобразительного искусства, художественной литературы, театра, музыки.

Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой деятельности (художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, театрализованная и т.д.)

Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература, изобразительное и театральное искусство).

Становление эстетической развивающей среды.

Основные направления деятельности учреждения в рамках приоритетного направления.

Приобщение детей дошкольного возраста к культурным и историческим ценностям, через высокие образцы литературы, музыки, изобразительного искусства и создание творческой, эмоционально-насыщенной образовательной среды для детей и родителей, способствующей развитию и социализации детей.

Разработка проектов эстетической направленности объединяющих педагогов, детей, родителей и учреждения культуры, в целях приобщения дошкольников к историческому и культурному наследию страны.

Отбор, систематизация и использование в практической работе с дошкольниками высоких образцов классической литературы, музыки и живописи.

Творческое развитие детей в ДОУ обеспечивают воспитатели и педагоги на занятиях, играх в досуговой, творческой и трудовой деятельности, в режимных моментах, на праздниках и развлечениях, в  кружках и студиях (дополнительное образование).

Художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный уровень осознания функций искусства и возможностей художественного воспитания для развития личности ребенка.

Л.С. Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. “Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека”.

Работа по художественно-эстетическому приоритетному направлению требует объединения усилий педагогов по музыкальному воспитанию, изодеятельности и развитию речи.

При организации образовательного процесса мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; «Познание» - формирование целостной картины мира; «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения жизненного опыта детей и познания окружающего мира; «Физическая культура» - развитие мелкой моторики; «Музыка» - использование музыкальных произведений во время детского творчества;  «Художественное творчество» и «Труд»- формирование трудовых умений и навыков в продуктивной деятельности.

Принцип интеграции  реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность педагога с детьми. здесь мы используем такие методы: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение).

2. Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы стараемся использовать исследовательский метод: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу (с более старшими детьми), рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей. Регулярно организовываем выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам.

Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Развитие ребенка в изобразительной деятельности.

Групповые комнаты оборудованы мольбертами, имеются в наличии оригиналы предметов декоративно-прикладного искусства, необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства. «Выставки  красоты» в группах используются для демонстрации оригинальных или самодельных образцов народного искусства и детского творчества. Формы и методы работы с детьми разнообразны: циклы наблюдений, экскурсии в парк, музей, игровые обучающие ситуации, занятия, развлечения, викторины, конкурсы. Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.

В детском саду функционируют кружки художественно-эстетического направления: «Веселый художник», «Озорные ладошки». Рисунки и поделки воспитанников неоднократно становились призерами и лауреатами городского конкурса «Искорки Уварово» в номинациях «Юный художник», «Юный конструктор», становились призерами конкурса рисунков «Осенняя карусель».

Для родителей проводятся индивидуальные беседы, консультации на родительских собраниях, анкетирование, семинары-практикумы, вечера встречи с искусством, экскурсии, стали традиционными выставки художественного творчества детей.

Развитие ребёнка в музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических игр. Педагоги по музыкальному воспитанию формируют у детей певческие умения и навыки; развивают музыкальный слух, певческий голос, укрепляют и расширяют его диапазон. Осуществляются развитие музыкального восприятия, обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения, развитие художественно-творческих способностей. Учат детей различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры. Развивают музыкальный слух, чувство ритма и музыкальной памяти. Музыкальный зал полностью оснащен материально-техническими средствами, в группах функционируют музыкальные уголки.

Главным критерием качества работы является уровень музыкального развития детей. Для развития творческих способностей и самореализации личности детей в ДОУ действуют танцевальный кружок  «Веселый каблучок». Воспитанники являются активными  участниками развлечений, праздников, постановок, концертов, как в детском саду, так и в общегородских мероприятиях, принимают участие и становятся лауреатами и призерами городского конкурса «Искорки Уварово» в номинации «Юный вокалист». Педагоги организуют совместную музыкальную деятельность детей и взрослых (родителей). Выпускники ДОУ продолжают музыкальное образование в детской школе искусств.

Развитие ребёнка в театрализованной деятельности

В ДОУ имеются хорошие условия для проведения театрально-игровой деятельности. В театральной студии и группах подобран материал для знакомства детей с различными видами кукольных театров – би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др. Имеются маски, элементы костюмов, декорации, ширмы, уголки ряженья, предметы-заместители, аудиозаписи, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Театр». В ДОУ проводятся специальные игры–занятия с детьми по театрализованной деятельности, выразительному движению, создан кружок «Карусель». Педагоги поощряют исполнительское творчество детей, предоставляют детям право выбора средств для импровизации и самовыражения, организуют выступления детей старших групп перед малышами, знакомят детей с театральной азбукой, приобщают к театральной культуре, посещают с детьми спектакли гастролирующих театров – гостей города.

Совместная работа с детьми по музейной педагогике.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена, в первую очередь, на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Основное внимание музейной педагогики  сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Основной задачей педагогов является не создание музейной атмосферы, а возможность  введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познаний, а также воспитание нравственно-патриотических чувство на основе культурного наследия.

Основным направлением музейной педагогики выступает формирование музейной культуры посетителя,  степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея, умение ориентироваться в музейной среде. В широком смысле музейная культура – это  наличие у человека музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. Чем же хорош музей для ребенка?  В первую очередь он дает возможность  ребенку  получить информацию в новой, интересной для него форме.  Ребенок, обучаясь, приобретает  знания, общается и выражает свои мысли, отдыхает и созерцает, наблюдает и рассуждает.

А что такое музей глазами ребенка? Это место, где собрано много старых, порой не понятных вещей…не потрогать, не поиграть. А как хочется поиграть! Ребенок познает окружающий мир, прежде всего, используя тактильные ощущения: ему важно действовать, исследовать предмет. Поэтому нами было принято решение  создавать мини-выставки в группе, где юный исследователь имел бы возможность осязать предмет, играть с ним.

В процессе изучения экспонатов выставок дети обменивались мнениями,  составляли рассказы об увиденных предметах. Свои впечатления  отображали в рисунках. По результатам наблюдений можно было сделать вывод, что не было  темы, которая детей не заинтересовала бы и оставила равнодушной. Наверно, потому, что это все проходило через их непосредственное участие.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, слушают рассказы и песни, но и участвуют в подборе и создании экспозиций,  сами читают стихи, задают вопросы, размышляют, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, который усваивается ребенком на протяжении детства, воплощенный в продуктах материальной и духовной культуры.

Работа по  ознакомлению детей с художественной литературой.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

В прошлом учебном году, приоритетным направлением развития в нашем дошкольном учреждении стало приобщение детей к художественной литературе. Был разработан и реализован проект «Создание книги». Его цель: дать знания детям об историческом прошлом книги, людях, принимающих участие в ее создании, о библиотеке. Завершением проекта стало создание детьми книги на основе произведения М.Горького «Воробьишко» и русских народных сказок. Книги были созданы по всем правилам книгопечатания: обложка, титульный лист, иллюстрации и т.д. Опыт работы по данной теме был обобщен на методическом объединении воспитателей города.

В заключении хочется сказать, что все художественно-творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия.

Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств. Главное в работе любого педагога, чтобы образовательная деятельность  приносила детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его веру в собственные силы.