Скачать:

Аналитический отчет за межаттестационный период

Введение.

Актуальность проблемы:  В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. ФГОС дошкольного образования, очерчивает ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема. как обеспечить развитие математических способностей у дошкольников, отвечающее современным требованиям образования. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.

Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и так далее). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.

Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование и развитие математических способностей связывают не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения), а с процессом мыслительной деятельности, то есть с развитием математического мышления детей.

Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», что в большей мере, обусловлено особой спецификой, так называемых познавательных и интеллектуальных способностей.

В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признании того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что это происходит естественно, без «внешней стимуляции», другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию мышления. В работах Ж.Пиаже, А.Валлона, Б.Инельдера, В.В. Рубцова, Е.Г.Юдина определены границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта, которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования математических способностей. Ж. Пиаже рассматривает интеллектуальное развитие индивида как процесс, относительно независимый от обучения, подчиняющийся в основном биологическим законам. Согласно этим воззрениям обучение в дошкольном возрасте не является основным источником и движущей силой развития.

В работах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, Н.А.Мечинской, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М.Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.

При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, то есть не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.

Исследователи выделяют так же такую характеристику, как глубина мышления. (Колягин Ю.М. «Учись решать задачи»)

Многие исследователи отмечают и целенаправленность мышления, то есть способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская детали.

Современные требования к развивающему обучению  в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

В связи с этим возникает противоречие  между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило направление моего профессионального самообразования. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не на усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.

Объект исследования  – образовательный процесс, направленный на развитие математических способностей дошкольников.

Предмет исследования  – применение интеллектуальных игр при организации образовательной деятельности.

Цель моего аналитического отчета – проанализировать условия, содержание организации образовательной деятельности, эффективность применения интеллектуальных игр для развития математического мышления у дошкольников и результативность данной педагогической деятельности.

Задачи:

    изучить научную, психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; организовать предметно - пространственную среду в группе для развития математических способностей; осуществить мониторинг для определения результативности образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений; представить опыт работы по развитию у дошкольников математических способностей педагогическому сообществу.

Ожидаемый результат:  предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

    у детей будет выработан интерес к самому процессу познания математики;
    воспитанники будут преодолевать трудности, не будут бояться ошибок; будут самостоятельно находить способы решения познавательных задач; будут стремиться к достижению поставленной цели; сумеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

В связи с этим необходимо представить анализ собственной педагогической деятельности, направленный на рассмотрение данного технологического подхода по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста.

Аналитическая часть

Анализ созданных условий для получения результата.

Первоначальным шагом для освоения новой сферы педагогической деятельности является повышение уровня педагогической компетенции. С этой целью прошла обучение на курсах повышения квалификации по темам «Актуальные вопросы современного дошкольного образования», (72 часа, 2012 год) и «Проектирование деятельности педагога ДО в соответствии с ФГОС ДО», (120 часов, 2014 год).

За межаттестационный период мною разработаны: рабочие программы для среднего и старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ, рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с детьми 3-го года жизни в соответствии с ФГОС.

Немаловажным является процесс самообразования, направленный на изучение современных педагогических технологий деятельностного типа, что позволяет осуществить отбор форм, методов, средств и приёмов организации образовательной деятельности. Мною изучены педагогические технологии, построенные на применении интеллектуальных игр для развития математических способностей детей дошкольного возраста, проведены апробации некоторых элементов авторских технологий в образовательном процессе и получены подтверждения их результативности.

Для успешной реализации поставленной цели и задач необходимо пересмотреть формы организации предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. Для формирования математических способностей дошкольников важен учет принципов построения предметно-пространственной среды детского сада: принцип открытости, принцип функционального зонирования, принцип мобильности, принцип полифункционального предметного мира.

Для совместной деятельности с воспитанниками по развитию математических способностей  сделана подборка дидактического материала и игр по изученным мною авторским технологиям. А так же я изготовила дидактические пособия: «Знакомимся с календарем», кубики и квадраты Никитина, нестандартное оборудование: игры с прищепками, «собери бусы», «выложи картинку». Я подобрала дидактический материал для работы по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант».

Эти игры помогают в индивидуальной работе. Они используются в утренние и вечерние часы, когда количество детей позволяет уделять наибольшее внимание педагога каждому воспитаннику. Опыт показал, что изготовленные дидактические игры можно использовать в работе с детьми как с младшими, так и со старшими дошкольниками.

Так же для математического развития ребенка необходимо, чтобы все его контакты с предметным миром носили открытый, диалогический характер. Решение данной задачи видится в принципе открытости, который призван дать детям более широкий диапазон действий, впечатлений, новых знаний, различных эмоций путем обогащения предметно-пространственной среды дидактическими материалами.

Для повышения информационной компетентности, уровня психоло-педагогических знаний и практических навыков родителей в вопросах формирования математических представлений использовала такие формы, как: беседа «Маленькие логики», родительское собрание «Удивительный мир математики», тематический буклет «Рисование по клеточкам».

Одно из главных условий получения высоких результатов в своей педагогической деятельности по данному направлению – качественное взаимодействие с семьей. С целью определения отношения родителей к развитию математических способностей дошкольников в рамках применяемых мною игровых педагогических технологий провела анкетирование:

    родители продемонстрировали свою осведомлённость по вопросам педагогической деятельности, направленной на формирование математических способностей детей через применение интеллектуальных игр; родители поддерживают данную деятельность и готовы оказать воспитателю посильную помощь в организации и осуществлении образовательно-воспитательного процесса.

По истечении определенного времени я пришла к умозаключению, что необходимо перестраивать педагогическую деятельность не в отдельно взятой группе, а в дошкольном учреждении в целом.

Мной был обобщён и представлен опыт работы по данному направлению деятельности коллегам детского сада по темам: «Графический диктант как средство развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста», «Работа с развивающими играми Дьенеша, Кюизенера и Никитина».

На заседании районного методического объединения воспитателей ДОУ Артинского городского округа, а также на территориальной педагогической конференции работников дошкольных образовательных организаций в г. Красноуфимске «Обновление образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях с учётом ФГОС дошкольного образования» представила опыт работы по использованию современной педагогической технологии по теме «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОС». Тезисы опубликованы в сборнике конференции (2014г.). Коллеги из других ДОУ проявили заинтересованность в применении теории решения изобретательских задач в своей педагогической деятельности.

Считаю, что большую помощь в работе оказало достаточное информационное обеспечение: в нашем образовательном учреждения имеется выход в Интернет, где можно найти много интересного и полезного материала для использования в работе с воспитанниками, изучить опыт педагогической работы не только в своем регионе, но и по всей стране, что открывает большие возможности, как для общения (на различных форумах), так и обогащения своего педагогического опыта.

Для развития способностей интеллектуальных, физических, личностных качеств воспитанников нужна другая технология общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, то есть обучения. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и исподволь формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и интегративные качества (личностные, физические, интеллектуальные). Для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

Таким образом, повысив свой профессионально – личностный потенциал и создав комплекс условий для реализации в образовательном процессе игровых педагогических технологий, направленных на развитие математических способностей дошкольников, я приступила к практической реализации данного направления педагогической деятельности.

Анализ содержания применяемых игровых педагогических технологий.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и другое) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Педагогам дошкольных образовательных учреждений широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.

Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и так далее.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования").

Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше - меньше", "больше - меньше на. ", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "каждый", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др. С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого - в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.

Технология развивающих игр направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и создает условия для опережающего развития способностей детей.

Педагогическая технология развивающих игр Б.П.Никитина не является инновационной для практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако сегодня, в аспекте деятельностного подхода к образованию детей дошкольного возраста, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как о технологии развивающих игр - специальном построении деятельности педагога, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие способностей и формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста. Чтобы понять существенные черты данной технологии и обеспечить возможность ее воспроизведения, необходимо сделать детальное описание и анализ педагогической технологии развивающих игр по определенной структуре, в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой), предложенной Г.К.Селевко.

Характеризуя технологию развивающих игр, особо важным моментом я считаю рассмотрение ее целевых ориентаций.

Направление: формирование у ребенка готовности к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.

Цель: развитие воображения и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.

Задачи:

1. Ознакомить ребенка с различными способами получения и передачи информации.

2. Развивать творческие способности, воображение детей.

Немаловажным в понимании и функционировании данной технологии является описание ее концептуальной части: руководящих идей, гипотез, принципов.

Концептуальной основой педагогической технологии развивающих игр являются следующие идеи:

- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми (Д.Б.Эльконин).

- В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические преобразования. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Одним из важнейших компонентов структуры анализа любой технологии является процессуальная характеристика педагогической технологии, или описание особенностей методики, средств обучения, форм образовательного процесса в рамках данной технологии.

Так технология развивающих игр основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата интенсифицирующего развитие творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоского рисунка, инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами подачи информации.

Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи информации. Задачи располагаются в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей: от доступных двух-трехлетнему малышу, до непосильных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

В данном процессе практически отсутствует обучение, в котором формируются исполнительские черты в ребенке. Содержание большинства игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, позволяет детям и взрослым составлять новые варианты заданий, новые варианты игр, то есть заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В этих играх один из основных принципов обучения, «от простого к сложному», объединяется с принципом творческой деятельности, «самостоятельно по способностям». Таким образом,  ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Процесс организации развивающих игр обеспечивает решение нескольких проблем, связанных с развитием математических способностей:

1)        развивающие игры могут дать «пищу» для развития математических способностей с самого раннего возраста;

2)        их задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

3)        поднимаясь, каждый раз самостоятельно до самого «потолка», ребенок развивается более успешно;

4)        развивающие игры могут быть разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества;

5)        не вторгаясь в игру ребенка, взрослый создает тем самым условия для развития детской самостоятельности.

В процессе реализации педагогической технологии развивающих игр ярко прослеживается принцип активности ребенка в деятельности, характеризующийся высоким уровнем мотивации. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. Технология развивающих игр  не является исключением.

Мотивационная характеристика технологии

•        Постоянно обеспечивается привлекательность игр: игры должны быть на виду у ребенка, но не должны перейти в число очень доступных и привычных.

•        Обеспечивается интерес и желание играть за счет создания ситуации некоторой (небольшой) недоступности игры.

В ходе реализации педагогической технологии развивающих игр очень важна роль взрослого, причем она меняется на разных этапах освоения детьми новых игр. Приведу методические советы, которые помогут педагогу эффективно внедрить педагогическую технологию развивающих игр в свою работу:

- Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Ребенку предоставляется максимальная степень свободы.

- Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.

- Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.

- Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта».

- Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются.

- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.

- Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать (подсказка исключается полностью). Он должен иметь возможность думать  самостоятельно.

- Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

- Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий.

- Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.

И в заключении я хочу обратить внимание на методы и приемы  технологии развивающих игр. Это – игровые, диалогические и методы обучения. Игровые методы: вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации; принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью; выполнение практических действий по получению необходимой информации. Диалогические методы: беседа, «вопросы – ответы», формулировка выводов. Методы обучения:  показ способа действия (после выполнения задания), проблемная ситуация, упражнение.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно - ориентированных умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно – оцениваемым видам деятельности.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и так далее. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Результативность развивающих игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Анализ результатов деятельности.

Формирование математических способностей дошкольников является одной из целей познавательного развития. Главным в реализации педагогической работы считается развитие личности, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны взрослого.

Для достижения высоких результатов в своей работе широко использовала педагогические технологии, которые активно применяла в образовательной деятельности:

    информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, технологию развивающих игр Б.П. Никитина, технологию, основанную на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), методику «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.

Эффективность практического применения реализованной системы подтверждена мониторингом: доля детей с высокими математическими способностями увеличилась на 9 % с 42% – ноябрь 2012 г. до 51% – май 2013г. на 18 % с 68 % – ноябрь 2013г. до 84 % – май 2014г. (Приложение 1); доля детей успешно ориентирующихся в пространстве (на листе бумаги) увеличилась с 55% (сентябрь 2013г.) до 89 % (май 2014г.), 100 % выпускников (2014г.) по результатам входного контроля успешно адаптировались к условиям начальной школы в МКОУ «Староартинская СОШ» (Приложение 2).

Мои воспитанники успешно участвовали в районных мероприятиях: Калугин Максим, 5 лет – 1 место в конкурсе рисунков «Огонь – наш друг, огонь – наш враг» (2013г.), команда старшей группы – 2 место в районном конкурсе «Легоград» (2013г.).  Результаты конкурса были освещены в газете «Артинские вести» (статья Н. Егориной «Дети строят мир» от 17.12.2013г.).

Для расширения кругозора воспитанников были организованы экскурсии в МКОУ «Староартинская СОШ» на торжественную линейку 1 сентября 2013г. школьный музей (2013г. 2014г.), Староартинскую сельскую библиотеку (2013г.). Дети старшей группы принимали участие в концертах МКОУ «Староартинская СОШ» к 8 марта, ко дню Победы (2014г.) в ДК «филиал Староартинский».

В межаттестационный период принимала активное участие в муниципальном конкурсе педагогических проектов «Малые олимпийские игры» (2014г.), в районном профсоюзном смотре конкурсе «Грани Таланта» (2014г.)

Вкладом в саморазвитие считаю:

    приобретение таких личностных качеств как инициативность, настойчивость, креативность, уверенность в себе; повышение своего профессионального уровня; достижение результативности в намеченных целях и задачах; овладение современными педагогическими и инновационными технологиями; повышение уровня педагогической рефлексии.

Современный воспитатель — это профессионал, умеющий решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Он должен видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ. Для этого мной были обозначены диагностические задачи, решение которых позволяет:

    знать индивидуальные особенности и возможности ребенка; учитывать их в образовательном процессе ДОУ; отслеживать динамику изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.

Анализ научной, методической литературы и практики ДОУ обнаружил ряд противоречий:

- развитие математических способностей дошкольников невозможно без построения благоприятной  предметно-пространственной среды детского сада;

- структурное развитие математического мышления ребенка невозможно без использования разных средств развития и интеграции их во всех видах деятельности детей дошкольного возраста.

Проектная часть.

«Математика имеет задачей не обучение отчислению, а обучение приемам человеческой мысли при исчислении, что именно эти знания нужны человеку для того, «чтобы жить хорошей жизнью»».

Л.Н Толстой

Тема проекта: «Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр»

Формы реализации:

    обучение в повседневных бытовых ситуациях; демонстративные опыты; сенсорные праздники (младший возраст); театрализация с математическим содержанием; коллективное занятие (свободное участие детей в нем); фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех; свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна; самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде; индивидуально-творческая деятельность; творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей); учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия); игровой тренинг.

Методы и приемы:

     практические (игровые);  экспериментирование;  моделирование;  воссоздание;  преобразование;  Конструирование;  сюжетно – ролевая игра;  игра – драматизация.

Дидактические средства:

     наглядный материал (книги, компьютер);  блоки Дьенеша;  палочки Кюизенера; Кубики Никитина;  Модели.

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

    Математические развлечения:
    игры на плоскостное моделирование (Крестики Воскобовича, Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, Ребусы.
    Дидактические игры:
    сенсорные, моделирующего характера .
    Развивающие игры  - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям».

Основные средства:

    информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье; участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН); создание обогащенной развивающей среды в группе; проведение бесед; создание игровых ситуаций; проведение интеллектуальных игр;  проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН.

Условия инновационной работы:

    создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса; новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков; большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка; необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом; при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.

М. Морозова и Е.Тихеева в книге "Счёт в жизни маленьких детей" описывают примерную программу для детей от 2 до 8 лет: "Объёмы числовых представлений нормальных детей":

2 года - распознавание понятий: один - много, большой - маленький.

3 года - счёт до трёх, количественное восприятие предметов в пределе трёх, выбор по называнию: большой и маленький, распознавание и выбор по называнию форм: шар и куб.

4 года - счёт до четырёх, распознавание понятий: низкий - высокий, широкий - узкий, длинный - короткий, толстый - тонкий, тяжёлый - лёгкий.

5 лет - счёт до пяти, употребление названий: глубокий - мелкий, высокий - низкий, распознавание форм: цилиндр, круг.

6 лет - счёт до десяти, сложение и вычитание в пределах восьми на конкретном материале, понятия: прибавить, отнять, решение и составление соответствующих задач.

Методологической основой разработки проекта явились:

    Программа «Детство» под редакцией  Логиновой В.И. и др. А.З.Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет» Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении

Имеющиеся ресурсы на начало реализации проекта и его окончание

Развивающая среда:

    Обучающие настольно-печатные игры по математике; Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов; Геометрические мозаики и головоломки; Занимательные книги по математике;  Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы; Тетрадь в крупную клетку; Простой карандаш; набор фломастеров; ручка шариковая; Линейка и шаблон с геометрическими фигурами; Небольшие ножницы; Набор цветной бумаги; Счетный материал;                                
    Набор цифр;

Этапы реализации проекта:

I этап.  Организационный.

     Составление проекта поэтапного плана работы;  Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;  Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;  Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно – образовательного процесса математической направленности.

II этап.  Планирование реализации проекта.

    Определение задач воспитательно-образовательной работы; Планирование деятельности; Разработка конспектов игр -  занятий.

III этап. Реализация проекта.

Задачи:

    Определить новые направления в работе с родителями; Составить новые формы работы  с детьми; Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем; Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач; Развитие пространственного и логического мышления; Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач.

Работа проводится по блокам:

I блок: работа с детьми

II блок: работа с родителями

III блок: самостоятельная деятельность

IV блок: работа с педагогами