Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ЗПР.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, относится развитие у них связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов, пересказов. Это необходимо как для дальнейшего успешного обучения в школе, так и для всестороннего развития личности ребенка.

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны ограниченный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слов. Кроме того, у большинства из них наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Особая роль в развитии связной речи принадлежит пересказу. В пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. У детей с ЗПР отмечаются трудности при составлении пересказа: нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания.

В коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ЗПР для достижения наилучшего результата и стойкости сформированных навыков связного высказывания используются приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей с ЗПР развивается память, мышление, внимание, воображение и, следовательно, речь.

Мнемотехнику в специальной дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В Большева – коллажем [1], Л. Н Ефименкова – схемой составления рассказа.

Основные цели использования мнемотехники:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;

- освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;

- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

- развитие творческих способностей: фантазии, воображения;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Особенности мнемотехники – использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация.

Мнемотаблица-это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ, и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему – ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами [2].

Особенно эффективно использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ЗПР, так как:

- для детей данной категории характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;

- применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

На занятиях по развитию связной речи на этапе обучение составлению пересказа, необходимо учить не только, рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Взрослый на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. На первых этапах его формирования, можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети [3].

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью [4].

Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Литература

1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. 2005. 59с.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб. Детство-Пресс, 2009. 64 с.

3. Селиверстов В. И. Детская логопсихология. М. ВЛАДОС, 2008. 175с.

4. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. М. ТЦ Сфера, 2005. 64 с.