Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка - дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные функции и качества личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.П.Нечаев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов и др.).

Память - когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.

Дошкольный период - эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.

Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.

Раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме запечатления и последующего узнавания жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер.

У детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память.

У младших дошкольников единственная форма работы памяти - непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и, конечно же, не применяет для этого специальных приемов.

В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами.

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут её запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания.

В результате исследования развития памяти Истомина З.М. сделала следующие выводы: от младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) запоминание и воспроизведение материала ещё входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке пред детьми специальных мнемических задач совершается переход к произвольной памяти.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа:

1 этап: формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить.

2 этап: возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

На основе многочисленных экспериментов учёные пришли к выводу: памятью детей-дошкольников можно управлять, обучая специальным мнемическим приёмам классификации однородных объектов Л.М.Житникова, 1966, смысловому соотнесению З.М.Истомина, 1975, смысловой группировке.

Целью моей работы было: Изучение соотношения произвольного и непроизвольного запоминания у детей в разных возрастных группах.

Задачи:

  1. Выявление продук­тивности разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания.
  2. Изучить, как дети разных возрастов справляются с задачей припомнить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие.

Анализ результатов показал:

  1. У младших дошкольников продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания практически одинакова. Запоминание картинок младшими дошкольниками носило преимущественно непроизвольный характер. Мало детей использовали повторение и классификацию для запоминания.
  2. Детей среднего и старшего дошкольного возраста мнемическая задача побуждала более внимательно рассматривать картинки, называть их и повторно воспринимать. В облегченных же условиях классификацию выполняли большая половина средних и почти все старшие дошкольники. Использование классификации в мнемических целях вызывало у средних дошкольников особенно большие трудности. Некоторые дети могли производить частичную группировку картинок, но не умели подчинять классификацию целям запоминания.
  3. У большинства детей подготовительной группы задача запомнить вызывала более сложную и разнообразную мнемическую активность: планомерное повторение, проверку запоминания воспроизведением. Дети этого возраста обнаружили и значительно большие возможности в выполнении классификации в познавательных целях, а некоторые из них применяли классификацию и в целях запоминания.

Полученные результаты подтвердили: память дошкольников постепенно совершенствуется от года к году, но существенные различия могут быть между младшим дошкольным возрастом и старшим дошкольным возрастом, поскольку лишь к концу дошкольного возраста память детей претерпевает значительные изменения, приобретая элементы произвольности, долговременности.

Предлагаю, разработанные мною методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию памяти у дошкольников:

  • Развитию памяти дошкольника способствует игра. Игра основная деятельность дошкольника. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Игра будет являться средством развития умственных способностей: мышления, воображения, памяти, внимания. Взрослый должен умело руководить игрой, он воздействует на все стороны развития личности ребенка: па чувства, сознание, поведение. В игре ребенок приобретает знания, умения, навыки, необходимые для дальнейшего обучения в школе.
  • Много игр направленно на развитие памяти, которая постепенно становится произвольной. Каждая игра - это общение ребенка с взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества.
  • В играх по развитию памяти акцепт сделай на обучение планированию и последовательному выполнению намеченного плана, на развитие целенаправленных и произвольных форм поведения. В развитии мышления и памяти большую роль играет речь, поэтому очень много игр словесных.
  • Одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачу, запомнить опосредованную игровым мотивом. Дидактические игры, направлены на развитие произвольной образной памяти, отмеченной следующим требованиям:
    • процесс запоминания должен начинаться со специального организационного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение объекта и объектов, относительно друг друга их количества и т.д.
    • процесс запоминания должен опираться на мысленные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объекта.
    • должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, а следовательно и самих показателей запоминания.
    • в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей.
    • необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок.
    • игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса

Предлагаю для воспитателей и родителей коррекционные и развивающие упражнения, игры на развитие памяти и приемы, помогающие запоминанию. В приложении приведены игры, задания и упражнения, рекомендованные для развития памяти дошкольников 3-4-5-6 лет.

  1. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1979 -№ 5. С.36-39.
  2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М. 1978.
  3. Ильина М.Н. Головнева Н.Я. Тесты для детей. М. 1998.
  4. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. М. 1967.
  5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М. 1994.
  6. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с.143.
  7. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997.
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.1960, С 21-30, 138-187.