Аннотация

Учебно-творческие занятия по изобразительному искусству и изобразительной деятельности, как правило, направлены на развитие творчества обучаемого, его способности к восприятию и отражению окружающего мира природы, людей, животных и предметов. Такое развитие происходит в результате познания ребенком природы, гармонии цвета и формы различных предметов. Развивать творческий потенциал дошкольника, означает научить его понимать и любить своё окружает.

Abstract 2011 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Gorbunova G. A.

Похожие темы

Текст

научной работы на тему "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

УДК 37+7

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ -КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА

© 2011 Г.А.Горбунова

Институт искусств Санкт-Петербургского государственного университета

Статья поступила в редакцию 20.10.2010

Учебно-творческие занятия по изобразительному искусству и изобразительной деятельности, как правило, направлены на развитие творчества обучаемого, его способности к восприятию и отражению окружающего мира природы, людей, животных и предметов. Такое развитие происходит в результате познания ребенком природы, гармонии цвета и формы различных предметов. Развивать творческий потенциал дошкольника, означает научить его понимать и любить своё окружает.

Ключевые слова: методика дошкольного преподавания изобразительного искусства, педагогика и психология детского творчества.

Ребенка всегда окружает пространство, которое наделено цветом, формами, звуками, движением, которое изменяется со временем. Учебно-творческие занятия по изобразительному искусству и изобразительной деятельности всегда нацелены на развитие творчества обучаемого, его способности к восприятию и отражению окружающего мира природы, людей, животных и предметов. Это развитие происходит в результате познания ребенком природы, гармонии цвета и формы различных предметов. Развивать творческий потенциал дошкольника, означает научить его понимать и любить то, что его окружает. Развивая воображение детей, опираясь на внутренние качества его личности, детскую интуицию, ассоциации, мышление, память, желание работать, мы подводим ребенка к творчеству, к созданию неповторимого нового для него продукта, который он создает в конкретном временном промежутке.

Разработанные нами занятия с детьми используются для приобщения их к творческой деятельности. Известно, что маленький ребенок свободно перевоплощается, отлично входит в игру, быстро увлекается придуманным, образом или действием, и легко воплощает его в изобразительной игре-действии. Мы полагаем, что для развития творческого потенциала детей на занятиях необходимо присутствие следующих условий: 1) должно быть: непосредственное восприятие живого слова, музыки, звуков природы, красок, форм, ритма и движения; 2) увлечение работой и умение радоваться; 3) переживание разнообразных чувств, ощущений в процессе восприятия окружающей среды и природы; 4) активное самостоятельное творчество основанное на познании

Горбунова Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства отделения дизайна и реставрации. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

натуры; 5) раскрытие выразительных особенностей разных видов изобразительных искусств; 6) полихудожественное развитие ребенка.

Центральная линия работы с детьми нами выстраивается на установлении взаимосвязи: среды, изображения, слова, музыки и знания. Используемые виды творческой деятельности на занятиях: рисование с натуры, рисование по памяти и по представлению, рисование под музыку, рисование со слов (стихи, проза) и т.п. Особое значение на занятиях отводится игровым технологиям. Игровые технологии представляют собой дидактическую систему занимательных, театрализованных, деловых, ролевых игр, имитационных упражнений, игрового проектирования, индивидуальных тренингов, решения практических ситуаций и задач. Использование игровых технологий для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста позволяют нам осуществлять преемственность в использовании разнообразных методов обучения детей разного возраста. Обучение с использованием игровых технологий должно пробуждать творческое воображение детей и основываться на положительной мотивационной основе, когда содержание предлагаемой учебной работы они воспринимали бы как свободно выбранный ими способ деятельности, а поиск решения задач и результат приносили им удовлетворение.

Учебно-творческие игровые занятия, направлены на развитие наблюдательности и творческого воображения способности сопоставлять, осмыслять явления окружающего мира, природы, предметного окружения и т.д. Методы используемые для данных занятий следующие, это: 1) зрительно-внешнее наблюдение и развитие детального дифференцированного зрения; 2) перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение); 3) собственное творчество ребенка -

самостоятельное создание творческого продукта; 4) умение самому составить свой художественный образ объекта через собственное «Я», опираясь на разнообразие освоенных детьми навыков работы с инструментами и материалами.

Все эти методы являются ступенями в развитии творческой личности, индивидуальных качеств детей в художественной деятельности. Ребенок учится видеть многоцветный окружающий мир. Разработанные нами задания, прежде всего, интересны тем, что они рассматривают многосторонние связи с окружающей средой и отвечает на вопросы, какие импульсы жизненной среды оказывают негативное или позитивное влияние на людей, их здоровье, настроение, психологическое состояние, работоспособность, взаимоотношения с другими и общее поведение. Восприятие цвета, формы ребенком - это компонент сенсорной культуры, которая формируется в течение всего раннего (с 3 до 7 лет) возраста. Мы предлагает проводить занятия в форме увлекательного путешествия, игры, экскурсии, наблюдения, кукольных спектаклей, продуктивной творческой деятельности, при широком использовании наглядности, произведений живописи, музыки и художественного слова1.

Процесс восприятия - это один из компонентов художественного воспитания ребенка. Вторым его компонентом является исполнительство. Поэтому каждое занятие включает в себя практическое задание, направленное на освоение многообразия цветовой гаммы. Выполняя его, ребенок учится познавать и экспериментировать с цветом, постигая его смысловое и эмоциональное значение. Третьим компонентом является творчество. Ему необходимо дать место на каждом занятии. Каждый ребенок на занятиях должен стать активным творцом красоты. Раскрыть творческий потенциал, взрастить его - основная наша задача.

Успех спектакля-импровизации проводимый и сочиненный педагогом, зависит от его профессионального умения - умения осуществить дифференцированный подход к детям, влиять на развитие каждого ребенка, пробуждать у него чувство прекрасного средствами природы и искусства. На занятиях используются разнообразные формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная творческая деятельность, комплексные занятия, экскурсии в художественный музей, городские выставки произведений искусства, выставки детских работ, специально разработанные дидактические игры (в том числе компьютерные) как целое занятие или его часть, праздники народного искусства. При проведении занятий с детьми педагог учитывает возрастные особенности детей: их подвижность, быструю утомляемость, нагруз-

1 Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М. 2009. - С.160.

ку на зрение и позвоночник и создает благоприятный эмоциональный настрой основанный на: знании индивидуальных психологических особенностей ребенка, учитывает психологическую совместимость обучающихся.

Психолого-педагогическое обеспечение процесса творческого развития дошкольников зависит от сформированности их мотивации к изобразительной деятельности, психологической и физиологической готовности ребенка к работе, индивидуальных психологических особенностей, созданного благоприятного психологического климата.

Одним из ведущих смыслообразующих мотивов, определяющий успех будущей изобразительной деятельности, является потребность маленького художника, еще раз как бы «пережить» события, явления, факты, поразившие и удивившие его. Рисование детей неотделимо от развития чувств и мышления ребенка. Рисуя, ребенок рассуждает, запоминает, осмысливает окружающий его мир. Цвет как одно из активных свойств изображения привлекает ребенка с раннего детства. Изучить свойства цвета, разнообразие его оттенков - естественная потребность ребенка, воспитателю необходимо правильно направить ее в нужное русло, обогатить потенциал юного художника наблюдениями, рассматриванием художественных произведений.

Чтобы определить психологическую готовность ребенка к процессу творчества мы должны знать уровень его базового уровня на момент начала обучения. Для этого мы используем тест М. Люшера для определения психологического состояния ребенка и набор цветовых эталонов для выявления эмоционального восприятия ими цвета. Диагностика детей проводится в соответствии с программой психолого-педагогического исследования, что включает такие методики, как тест «Свободный рисунок», основанный на типологии К.Юнга и Г.Рида, тест П.Торренса и методика Д.Б.Эльконина по определению уровня творческой игры, тест М.Люшера для определения цветового предпочтения учащихся. Практический блок занятий проводился по методикам М.Мон-тессори, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной. На занятиях где использовались игровые технологии, мы активно использовали известные игры: «Выбери предметы одинакового цвета» по методу М.Монтессори; «Выбери цвета по образцу» по методу Н.П.Сакулиной; «Выбери цвета по называнию предмета» по методу Е.А.Флериной; «Моя палитра» свободное рисование на определение навыков по смешению цветов. В блок игровых технологий входят творческие занятия с детьми дошкольного возраста такие как «Краски и чувства», «Чудо-радуга», «Волшебный лес», «Загадочное море», «Тень-свет», «Времена года», «Фантастический мир», «Мой любимый город».

Рассмотрим на примере несколько занятий. Содержание и методическое сопровождение разработанных нами занятий с детьми в основном старшего дошкольного возраста.2

Творческая игра «Свет и тень». Цель: воспитать у детей интерес к различным явлениям природы, умение видеть красоту окружающих предметов при конкретном освещении (искусственном, направленном, дневном, солнечном). Задачи: научить детей передавать в изображении освещенные и теневые стороны предметов изображения (мяч, коробка и др. предметы). Художественные способности: развить пространственное мышление, внимания, наблюдательности, умение видеть и передавать контраст. Знания, умения и навыки: движении Солнца и Луны по небосводу вокруг Земли, навыки работы с контрастным цветом (свет и тень); смешивание красок на палитре. Художественные и наглядные материалы: бумага, гуашь, кисти, таблица движения планет, репродукции с изображением ночи, солнечного дня и пасмурного дня (Н.Крымов, И.Левитан, А.Куинджи, К.Моне «Восход солнца»).

Этапы работы: Детям в течение нескольких дней предлагается понаблюдать, когда они идут в детский сад или домой за Солнцем и Луной, как меняется освещение, как ведут себя птицы, цветы, деревья и т.д. На прогулке дети наблюдают, как меняется цвет падающей тени от предмета и какой цвет предмета в зоне его освещения. В качестве упражнения дети могут нарисовать несколько предметов при разном освещении. Детям обязательно необходимо проговаривать свое отношение к тому или иному цвету, оценивать вои ощущения при восприятии этого цвета, и педагог непременно должен спрашивать ребенка, почему он так чувствует.

Игра-задание «Грустный и веселый дождик». Цель: воспитывать эстетическое отношение к явлениям природы. Задачи: проводить сравнительный анализ состояния природы в солнечный и пасмурный день. Способности: передавать с помощью цвета, линий, пластики движений настроение дождя. Чувство ритма цвета и линии в композиции рисунка, передача движения. Знания, умения и навыки: научить комбинировать различные приемы изображения дождя в живописи и рисунке, узнавать в музыке настроения дождя. Художественные и наглядные материалы: пастель, цветные карандаши, тушь, фломастеры, кисточки от второго номера по четвертый, бумага простая, торшон, цветная для работы с темперой или гуашью.

Этапы работы: Дошкольники наблюдают, как идет снег, как бегут ручьи, капают капли и образуются лужи, как меняется небо, какие на

2 Сакулина Н.П. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду - М. 1973. - С.208.

нем облака, какие происходят изменения в природе с деревьями, цветами, листьями, травой и землей дождь под музыкальное сопровождение. Предлагается прослушать живую музыку, музыкальный работник проигрывает песню о дождике. Педагог младшему школьнику показывает различные приемы работы с художественными материалами. Дети старшего возраста с помощью вопросов открывают возможные способы работы с материалами догадываются как изобразить дождь на цветной бумаге, и какой для этого можно использовать цвет. Как линия, цвет, фактура может передать настроение дождя. Предлагаются для просмотра слайды, репродукции картин Пимено-ва, И.Левитана «Осень» «В парке», Угарова и др. Как вариант можно нарисовать музыку дождя. Прослушав произведения А.Вивальди, Бетховена, П.И.Чайковского. Детям предлагается подобрать цвета к определенной музыке.

Задание «Музыка цвета» (живопись, цветная графика). Цель: воспитание эстетического отношения к природе с помощью живописных работ и музыки. Задачи: научить детей перекладывать музыку на цвет. Способности: находить сложные цвета, выражать свои чувства через цвет и цветовые сочетания. Знания, умения и навыки: знакомство с музыкальными произведениями, песнями, подбор заготовленных репродукций к конкретным музыкальным произведениям. Подбор каждому цвету определенной ноты. Художественные и наглядные материалы: репродукции, музыкальный ряд.

Этапы работы: в начале прослушивается гамма, затем анализируется какой цвет подходит к той или иной ноте. В ходе задания прослушивается музыка связанная с различным настроением (веселая, грустная и т.п.). Детям показывают различные репродукции и они подбирают подходящую к изображению музыку. Детям предлагается рассказ, какое настроение у музыки, какими красками лучше изобразить хорошее (плохое) настроение, смех (слезы) и объяснить почему так считается. Затем дети выполняют рисунок своей любимой мелодии.

Задания «Превращения», «В гостях у красок» проводились как театрализованные занятия, что соответствовало общему содержанию, целям и задачам. Например, игра-задание «Веселая-радуга» проводилась как игра. Дети знакомились с цветами радуги, их последовательным расположением, выявляем отличия в оттенках цветов. Заучивали стихотворения Е.Благининой «Здравствуй, радуга!». Далее дети самостоятельно рисовали радугу.

Игра-соревнование «Волшебный или Таинственный лес». Цель: познакомить детей с изменениями зеленого цвета по светлоте и насыщенности. Задачи: научить детей различать изменения

по светлоте одного и того же цвета; научить смешивать краски так, чтобы менялись насыщенность цвета при использовании белой и черной красок; развивать у детей тонкое цветовосприятие градаций зеленого цвета; воспитывать в детях наблюдательность за природными явлениями, связанными с освещенностью; желание экспериментировать на палитре, при составлении цветовой палитры. Развивать способность запоминать основные и локальные цвета и оттенки зеленого. Игра состоит из двух этапов: 1-й этап: Дети получают знание: что из разложенных на полу в разброс кубиков нужно выбрать кубики одного цветового тона (кубики все зеленые, но разные по светлоте). Обучаемые, распределяются на команды и каждой команде нужно выложить свою картинку. 2-й этап: дети рисуют на бумаге лес или отдельные растения, пользуясь разными оттенками зеленого цвета. Для данного задания используются навыки по смешиванию из двух основных цветов для получения дополнительного (желтый + синий = зеленый), а при изменении светлоты и насыщенности оттенка они добавляют белую или черную краски. Затем дети самостоятельно выполняют рисунки на гармоничное сочетание цветов по темам: «Времена года», «Морской пейзаж», «Голоса птиц», «Сон». Из детских рисунков организуется выставка. Дети рассматривают их высказывают свои суждения об эстетическом и художественном значении цвета в природе и в произведениях изобразительного искусства, а так же в собственном рисунке.

Рекомендуется, при завершении цикла занятий, проводить с детьми обсуждения предлагая им следующие вопросы: 1) Замечаете ли вы перемены цвета в окружающей природе? 2) Замечаете ли вы краски утра, вечера, полдня, ночи?

3) Какого цвета больше в природе осенью?

4) Что вы можете сказать, когда на поле вперемешку с желтыми одуванчиками зацветают маки или васильки? 5) Что вы видите красивого (яркого, необычного) в природе, о чем хотелось бы

сказать? 6) Запоминаете ли вы красоту природы (облака, свет луны, сверкание воды), когда смотрите на небо (землю, лес поля)? 7) Запоминаете ли вы, какими красками художник изображает природу в разные времена суток(времена года) (пасмурное и ясное небо, осеннее и летнее дерево, цветущий луг)?

Вопросы задаются в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей и уровня их развития. Таким образом, игровые технологии используемые нами в работе с детьми имеют определенные преимущества, как средство развития творческого потенциала дошкольника, они: 1) повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности (обучаемости) и воспитанности ребенка; 2) способствует формированию целостной научной картины мира, учит рассматривать предметы, явления мира с разных сторон: теоретической, практической, прикладной;

3) способствуют развитию художественных и музыкальных умений и навыков, помогает выразить чувства изобразительными средствами, а также объяснить художественные понятия словом;

4) позволяет систематизировать знания; 5) способствует развитию, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого); 6) обладая большей иформативной емкостью, способствует увеличению темпа выполнения учебных операций, позволяет вовлечь каждого дошкольника в активную работу на каждой минуте занятия и способствует творческому выполнению учебного задания; 7) формирует общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда; 8) способствует повышению, росту профессионального мастерства педагога-воспитателя, так как требует от него владения развивающей технологией организации учебно-воспитательного процесса, реализующей деятель-ностный подход к обучению.

GAME TECHNOLOGIES FOR VISUAL ART CLASSROOM - A MEANS OF PRESCHOOL

CHILDREN'S CREATIVITY DEVELOPMENT

© 2011 G.A.Gorbunova St. Petersburg State University Institute of Fine Arts

Creative-classrom activities in the lessons of visual art are mostly children's-creaivity-development-orientd. They teach a child to see and understand the world around us, the nature, the people, the animal and the objects world. This development happens due to the child's percepiton of the colour and form harmony. To develop a child's creativity is to teach him undertand and love the environment.

Keywords: preschool technique of fine arts teaching, pedagogy and psychology of children's creativity.

Galina Aleksandrovna Gorbunova, Cand. Sc. in Pedagogics, Associate rofessor of the department of Fine Arts, design and restoration branch. E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.