Методическая разработка "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ПЕРЕСКАЗ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИДУМЫВАНИЕ СКАЗКИ"

Актуальность темы состоит в следующем.

Во-первых, в современном дошкольном образовании уделяется внимание личностно-ориентированному подходу, когда наряду с разностартовыми возможностями детей учитываются также и интересы каждого ребёнка.

Во-вторых, применительно к дошкольному воспитанию появился новый термин: креативность. Как раз работа с детьми по придумыванию сказки помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в развитии связной речи, а также развитию детской креативности, т.к. показателем развития детской креативности является его способность создать новый продукт речевой деятельности, например, сказку.

Поэтому немаловажным является систематизация обучения детей пересказу и трансформации сказок детьми дошкольного возраста.

Цель работы: подвести дошкольников к самостоятельному словесному творчеству и сочинению собственных сказок.

Задачи:

1.Формировать умение понимать идею литературных произведений.

2.Создать представление о многообразии сказочных образов.

3.Развивать умение излагать сказку связно, последовательно, логично передавая в пересказе основные моменты сказочного произведения.

4.Развивать интерес к творческому пересказу, желание фантазировать.

5.Способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития.

Моя система по обучению пересказу и трансформации сказки построена на основании требований комплексной программы «Детство» (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной). В этой программе разделы по развитию речи представлены несколькими методическими пособиями, из которых наиболее актуальными для занятий с детьми старшего дошкольного возраста являются:

 «1,2,3,4,5 - начинаем мы играть» Л.Е Белоусовой,

 «Удивительные истории» Л.Е. Белоусовой,

 «Ребёнок и книга» под ред. В.И.Логиновой.

Условиями успешной реализации опыта являются:

Первое: Развивающая предметная среда

Вторым условием является широкая речевая практика. Это и совместные праздники, досуги, театрализованная деятельность, выставки, походы «в гости» в театр, библиотеку, музей, которые имеют соответственную тематическую направленность.

Третьим условием является детское речевое творчество, его поддержка и развитие. В группе созданы условия, помогающие детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью.

Воспитательно-образовательный процесс по выбранной теме можно условно разделить на 3 этапа.

В средней группе идёт «Первоначальное знакомство со сказкой».

Цель:

1. Обучение детей элементарному анализу сюжетов сказок, определению места и времени событий.

2. Самостоятельный пересказ сказки.

3. Подведение к самостоятельному придумыванию окончания сказки.

В старшей группе происходит «Знакомство с законами сказки и правилами составления сказочного текста».

Цель:

1. Обучение анализу причинно-следственных связей и динамики состояния героев.

2. Придумывание новой сказки на основе известной.

3. Подведение к самостоятельному коллективному сочинению сказки на предложенную тему.

В подготовительной группе будет проходить «Совершенствование знаний о законах и правилах сказок».

Цель:

1. Подведение к свободному придумыванию сказки.

2. Обучение детей составлению сказок разных типов: динамического, описательного, морально-этического.

Система работы со сказкой способствовала:

• Развитию связной речи детей: дети научились составлять сказочные тексты, используя для этого разные методы и приёмы,

• Способствовала развитию творческих способностей детей, воображению,

• Умению работать самостоятельно и в коллективе,

• Способствовала не только развитию речевого творчества у дошкольников, а также обогащению словаря, развитию звуковой культуры, структурированности, образности речи.

Новизна разработанной мной системы работы по обучению пересказу и трансформации сказки заключается в том, что:

1 Она отвечает требованиям инновационной комплексной программы «Детство», и сопутствующих инновационных технологий;

2 Система работы включает в себя множество инновационных компонентов в виде ТРИЗ, «творческая мастерская», «интегрированное занятие с элементами кооперации»

% Данный опыт работы заключается в интеграции речевого развития с другими видами детской деятельности;

3 Благодаря данной системе происходит развитие самостоятельного словесного творчества и способности к сочинению собственных сказок и это происходит благодаря совместным усилиям детского сада и семьи, для повышения компетентности которой используются инновационные формы работы в виде игровых обучающих семинаров.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле .

На странице приведен только фрагмент материала.

Автор: Шахова Ольга Жановна → ojanovna