Методическая разработка на тему: Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

•               Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

1.1.  Выступление заместителя заведующего по УВР "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".

1.2.  Аналитическая справка о результатах тематического контроля "Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов. Промежуточная диагностика. Уровень речевого развития детей" - заместитель заведующего по УВР

1.3.  Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников".

- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

•               Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста  без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться  с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки  до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные  к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

3.  Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

7.  Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8.  Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме: «Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" я выступила на городском семинаре работников ДОУ, который был посвящен вопросам развития устной речи дошкольников. Данный материал освещает основные задачи работы по данному направлению с детьми младшего дошкольного возраста, основные формы работы с воспитанниками и их родителями в целях достижения оптимпальных результатов речевого развития дошкольников.

Подписи к слайдам:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки». Котова Светлана Аркадьевна – воспитатель I категории МБДОУДетский сад №14 Екатеринбург-2013г. Актуальность:К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей:Словаря;Грамматического строя;Диалогической и монологической речи;Совершенствованию звуковой стороны речи.Сказка Словарный запас Грамматическая речь Звукопроизношение Связная речь Выразительность речи Темп Интонация Задачи:1.Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.2.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками; формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно; формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам. 3.Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Цель: организовать работу по развитию связной речи и словесного творчества детей, обучать составлению творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Формы организации занятий Сочинение сказок Пересказывание Придумывание небылиц Составление творческих рассказов Рассуждение Работу по развитию связной речи разделила на 4 этапа:I этап. «Рассказывание»;II этап. «Пересказывание»;III этап. «Играем в сказку»;IV этап. «Сочинялки». Виды работ:словесные игры пересказ от лица литературного героясловесное рисованиепсихогимнастикапальчиковые игры Готовим с родителями: мягкие игрушки, куклы для театрализованных игр из нетрадиционных материалов. поделки из природного материала Вторая младшая группа:«Курочка ряба»«Репка»«Колобок»«Рукавичка» Средняя группа:«Репка»«Колобок»«Теремок»«Три медведя»«Три поросёнка» Старшая группа:«Лиса и журавль»«Кукушка»«Пузырь, Соломинка и Лапоть»«Заюшкина избушка»«Кот, Петух и Лиса» Подготовительная группа:«Кот, Петух и Лиса»«Старуха Таал-Таал»«Айога»«Заюшкина избушка»«Муха-цокотуха»«Чурум-Чурумчуку»«Сказка о глупом мышонке» Наши постановки:

Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так, давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

Консультация по развитию речи на тему: Мастер-класс на тему "Моделирование как одно из средств развития связной речи"

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Для  того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки  и умения  в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в своей  работе по развитию связной речи детей.

Мастер-класс для родителей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях

Показ родителям упражнений для игр с детьми с элементами цветотерапии и ароматерапии для поддержания интереса, используя программу Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

На нашей встрече я хотела бы поговорить с вами о способах развития связной речи у детей, т. к. вы задаете много вопросов по этой теме. Чтобы речь наших детей была правильной, с чистым звукопроизношением, в наши дни этому уделяется особое значение, т. к. требования к развитию детей с каждым годом растут. Выпускник детского сада должен многое знать и уметь, без правильно сформированной речи это будет очень трудно для ребенка. Можно ли помочь в становлении грамотной, свободной речи? Конечно! И сделать это могут не только педагоги и специалисты детского сада, имеющие специальное образование, но и будет очень здорово, если и родители не останутся в стороне, особенно в старшей и подготовительной группах детского сада, т. к. речь станет основой успешной учебы в школе.

Н. М. Крыловой «Детский сад - дом радости», в сценариях ежедневной работы уделяя огромное значение развитию речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Все игры, занятия, беседы, все виды продуктивной деятельности, знания в познании мира, избыточной информации, прописанные в сценариях Н. М. Крыловой основываются на трудах ученых советской и зарубежной педагогики. Развитие речи тесно связано с развитием познавательных и умственных способностей ребенка. И чем взрослее становятся наши дети, тем занятия с ними должны быть интереснее и соответствовать возрасту. По этому вопросу я могу дать Вам интересные советы.

В нашем современном мире, при катастрофической нехватке времени для живого общения с близкими людьми, детьми, друзьями, все заняты просмотром телепередач сомнительного содержания или все вечера и дети, и родители проводят за монитором компьютера, иногда общение с детьми обходится несколькими фразами. Как же научатся наши дети красивой речи, если мы с ними не общаемся?

Пожалуйста, используйте возможность теплого, задушевного общения с ребенком, постарайтесь узнать, что он или она любит делать больше всего на свете. Возьмите это на заметку, и в нужный момент вам не составит труда, позаниматься с ребенком, заинтересовать его, чтобы чему-то научить. Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание желаний или пожеланий просто потому, что они-то на интуитивном уровне понимают, что все желания имеют обыкновение исполняться. Они с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка.

Вот, например, как можно поговорить, поиграть, позаниматься со своим ребенком. Вы обязательно должны использовать все виды искусств, включите приятную, красивую музыку:

Цель: вызывать эмоциональный отклик в душе ребенка, способствовать развитию воображения, умению составлять предложения в рассказ, способствовать развитию связной речи.

Давайте никогда не забывать, что дети - это бесценный дар, я предлагаю вам на нашем дереве добра написать какой Ваш ребенок? (используя прилагательные: добрый, ласковый, родной, смешной, нежный, дорогой и т. д.). Впишите ваши слова в листочки, давайте сейчас каждый родитель прочтет о своем ребенке (читают). Вы только послушайте, какие замечательные у нас дети.

Цель: уметь придумывать прилагательные, на основе полученных ранее знаний, составляя их в предложения. Формировать умение давать себе самооценку.

Обязательно хвалите ребенка, исправляя ошибки в звукопроизношении или в построении предложений. Мягко предложите повторить еще раз тихо и спокойно. Радуйтесь вместе с ребенком его успеху, красивому дереву с листьями. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику руки. В занятиях с детьми обращайте внимание на свою речь, она должна быть четкой, внятной, не громкой, но эмоциональной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится у вас. Побуждайте детей к общению, создайте такую обстановку, которая заинтересовала бы его, внесите что-то новое, интересное.

(Вносится аромалампа с разными запахами, например, апельсиновое масло, если нет аллергии). Ребенок сразу почувствует запах, спросите: чем пахнет? Насладитесь одним из чувств – обонянием, угадал, угостите его апельсином. В работе по программе Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости», мы каждый день проводим опробывание продуктов, как пишут ученые, медики, что разные вкусы способствуют разностороннему развитию речи ребенка.

Цель: Продолжать формировать умение пересказывать, в соответствии с последовательностью текста, составлять предложения близкие к тексту автора, усваивать новые слова, обороты речи. Способствовать развитию зрительного восприятия, сенсорному развитию, закрепить знания цветов.

Для поддержания интереса в сенсорном развитии детей, так же можно использовать цветотерапию. Введите ребенка в комнату, где в прозрачном аквариуме установлены ёлочные гирлянды, включите их, при приглушенном свете, - вот вам и волшебство, вот вам и сказка. Спросите, какого цвета горят огоньки? (закрепите знания цветов). Используйте этот момент, дайте ребенку интересную информацию - прочтите сказку, рассказ. Прочтите так, чтоб ребенок захотел послушать ещё раз, когда он хорошо будет знать текст, попросите пусть перескажет его для Вас. Если ребенок затрудняется, перескажите с ним эту сказку так: я начну, а ты продолжишь. Побеседуйте о героях: кто тебе понравился? Чем? и т. д. Я вас уверяю, Ваш ребенок никогда не забудет этого: ни сказку, ни обстановку, в которой всё происходило.

Большую роль в развитие речи детей играет развитие мелкой моторики руки, и в нашей группе этому уделяется большое внимание. Это большое количество разнообразного конструктора (напольного и настольного, разные виды мозаик, лото. Наборы для вышивания, труда, настольных игр разной тематики. Много уделяется работе по продуктивным видам деятельности: лепке, аппликации, рисованию. Работы детей нашей группы отличаются от работ детей других групп, ими можно любоваться, что Вы и делаете, радуясь за таланты своих детей.

В домашних условиях можно создать коллаж-аппликацию, путем обрывания на тему «Ёлка в лесу». Сначала приготовьте синего фона бумагу, нарвите из белой бумаги мелкие кусочки и вместе с ребенком наклейте сугробы. Далее, через несколько дней, сделайте ёлочку, но без украшений, используя коричневый и зеленый цвет, так же приемом обрывания. И завершит коллаж – украшение на ёлке. Создание этой работы, подарит не забываемые минуты общения с Вашим ребенком, хорошее настроение и поможет в развитии Вашего любимчика. Устали?

В своей работе с детьми мы часто используем «минутки шалости» для снятия усталости, эмоционального напряжения, учитывая возрастные особенности детей. Включаем любимые песни детей, они с удовольствием поют, это так же способствует развитию речи и двигаются (движения подбираются в соответствии с текстом песен).

Цель: формировать умение соотносить текст игры с движениями, формировать память, четкое произношение текста.

-А можно напрямик (указывают руками направление, ладошки прижаты, трение ладошки о ладошку сопровождается произнесением слов: Вжик! Вжик) Молодцы!

В конце нашего мастер-класса, я хочу, чтобы Вы научились работать с детьми, используя технику «Оригами». В своей работе мы уделяем большое внимание этому, вы видите сами.

Цель: развивать мелкую моторику руки, работать по речевым указаниям воспитателя, уметь ориентироваться в пространстве, логически мыслить. Давайте и мы с Вами сделаем птиц, чтобы Вы подарили их своим детям. Назовите их, например: счастье, удача, любовь, радость, успех и т. д. пусть это будет символическим подарком для каждого Вашего малыша. Я хочу верить, что всё, что Вы сегодня узнали, Вы обязательно будете использовать в общении по развитию связной речи у Ваших детей. Желаю Вам удачи!

Заканчивая сегодняшнее мероприятие, я хочу ещё раз Вам напомнить, что необходимо делать с детьми дома по развитию связной речи:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок учится говорить у Вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

Во-вторых, находите время и как можно чаще общайтесь с ребенком. Если Вы заметили, что у ребенка возникли проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу, невропатологу) и очень прошу Вас, отнеситесь к этому ответственно, Вам обязательно помогут.

В-третьих, если во время занятий с детьми у Вас возникнут какие-либо вопросы, обращайтесь, мы будем рады Вам помочь. Старайтесь всегда заинтересовать ребёнка, учитывая его интересы, возрастные особенности.