Использование звуковых символов для формированияфонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Гришина Марина Владимировна, учитель-логопед

МКДОУ детский сад компенсирующего вида № 22 г.о. Самара

Одной из основных задач любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к шко­ле, в том числе к усвоению письменной речи.

Как показывает практика, само по себе, знание букв не исключает се­рьезных затруднений даже у дошкольников с нормальным речевым развитием при обучении грамоте. Тем более, процесс усложняется у детей с тяжелыми нарушениями речи. Основные причины подобного явления, у таких детей — нарушение фонема­тического восприятия, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Именно, на обучении фонематическому анализу и синтезу дошкольников 5-6 лет, с тяжелыми речевыми нарушениями, акцентируем внимание в своей работе.

При коррекции общего недоразвития речи, логопед коррегирует, или заново формирует все компоненты речевой системы. Это напрямую относится к формированию фонематического восприятия у дошкольников с ТНР. Практически при любой речевой патологии мы встречаем нарушенное фонематическое восприятие и слух, как следствие, нарушается процесс становления фонематического анализа и синтеза. Что, в итоге, приводит к дислексии и дисграфии.

Этап формирования фонематического слуха и восприятия является одним из основных начальных этапов работы при коррекции общего недоразвития речи (ОНР). Т.к. несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влия­ет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формиро­вание навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Однако, по мнению Т. А. Ткаченко, фонематическое восприятие при нормальном речевом развитии, само по себе, не требует специального обучения, при его нарушении, требуется коррекция. А звуковой анализ всегда требует специального планомерного обучения, построенного на базе сформированного фонематического восприятия.

Значит, овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры, а также для усвоения письменной речи.

Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу, как можно раньше, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения — сначала символа, а позже, буквы.

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по­следовательности. Таким образом, навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

В основе предложенной работы лежит учебно-методическое пособие Александровой Т.В. «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников», однако, нами была предпринята попытка дополнить и изменить предложенный материал.

Таким образом, предлагаемая нами система работы позволяет наиболее полно решать такие основные задачи обучения, как:

  • Формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звуко-произношения, воспроизведения слоговой структуры;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Овладение элементами грамоты;
  • Взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

Суть работы заключается в следующем: ребенку с ОНР сложно сразу связать цепочку: звук – буква. Когда же, ребенок видит символ звука, с «нарисованной» артикуляцией, (на красных кружках, обозначающих гласные звуки, «рот» показывает положение губ при произнесении определенного звука), с обозначением твердости-мягкости; глухости – звонкости, ему намного проще усвоить понятие звук, в дальнейшем уяснить цепь звук – буква, соответственно, гораздо эффективнее усваиваются навыки фонематического анализа и синтеза, и как следствие, дети лучше усваивают начальные навыки чтения.

Учитывая возрастные особенности детей с речевой патологией, в работе, была предпринята попытка найти такие символы, которые легко усваиваются, быстро запомина­ются и однозначно ассоциируются с соответствующими звуками родного язы­ка.

Выбирая, обозначения для гласных звуков, основное внимание было направлено на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и под­биралась аналогия, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролиро­вать в случаях затруднений. Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при арти­куляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему с предложенным символом звука. (Ребенок смотрит на «рот» звукового символа и «прочитывает» звучание звука). Согласные звуки обозначаются цветом (синий – твердый, зеленый - мягкий), у звонких звуков есть колокольчик, у глухих – колокольчик зачеркнут, а так же «рот» у твердых – прямая линия, у мягких – улыбка.

Использование данной символики является промежуточным звеном меж­ду этапом совершенствования фонематического восприятия, а также звуковым анализом и синтезом слов в добукварный период обучения грамоте, поэтому ус­ловные обозначения (звуковые символы) взаимосвязаны с общепринятой символикой (красные для гласных зву­ков и синие — для согласных, зеленые – для мягких согласных).

Так, слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моде­лирование чтения, а выкладывание слов с помощью тех же символов — аналог письма.

Такой подход дополнительно усиливает дифференцировку звуков по признакам: гласные – согласные, и перекликается с привычными для специалистов схемами. Однако, в традиционных схемах это просто квадратики, (в нашем же случае — каж­дый зрительный символ вызывает прямую аналогию со звуком (в отличие от букв!).

К примеру, после ознакомления с двумя – тремя гласными звуками, ребенку практически сразу будет доступен анализ звукосочетаний АУ; ОИ. т.е. кроме анализа, возможно выложенный ряд прочитать:

Причем буквенное обозначение детям не дается, ребенок смотрит только на «артикуляцию» символа. Таким же образом анализируются буквосочетания и простые слова с согласными:

Четкость и логичность структуры занятий, по данной методике, позволяет планомерно, используя традиционные схемы, однако в занимательной и игровой форме, обучить дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями навыкам звукового анализа и синтеза, в дальнейшем первоначальным навыкам чтения.

Учитывая принцип поэтапного формирования умственных действий и принцип системности, знакомство со звуками проходит также традиционной последовательности.

Уникальность же данной методики заключается в том, что ребенок, познакомившись со звуком (как проговорил логопед), глядя на символ, может легко его «прочитать» или «пропеть», при этом положение губ символов четко дает понятие, какой в данный момент звук произносится. Используя данные символы ребенок не перепутает А с У, или О с И.

Таким образом, с помощью предложенных символов педагог может формировать следующие навыки:

  • Синтез звуков в слоги и слова, то есть моделирование чтения;
  • Определение позиции звука (начало, середина, конец слова);
  • Определение наличия, либо отсутствия звука в слове;
  • Анализ звукового состава слова;
  • Подбор слов с заданным звуком и т.п. которые малодоступны детям 4-летнего возрас­та с нормальным речевым развитием и практически недоступны дошкольникам с речевыми недостатками без использования означенных вспомогательных средств обучения.

Мониторинг показывает, что дошкольники с диагнозом ОНР, прошедшие обучение по данной системе, в 85% случаев овладевают навыками фонематического анализа и синтеза, как следствие, первоначальными навыками чтения и успешно обучаются в начальных классах школы.