Скачать:

Автор программы: Примак Т. А.

Должность: воспитатель в группе

г. Нерюнгри

    Пояснительная записка

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Необходимость разработки программы по социально – личностному развитию детей дошкольного возраста назрела уже давно.  Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.

В период дошкольного детства ребёнок начинает осознавать своё «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребёнок переходит к общению со сверстниками. Поступив в детский сад, ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.                     Все без исключения родители хотят видеть ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается. И задача взрослых – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; помочь  наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Программа социально – личностного развития детей «Я + ТЫ = МЫ» является программой не столько обучения, сколько воспитания.  Не возможно,  развивать в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Только помня о том, что каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право на своё мнение, желания, можно научить детей быть доброжелательными и терпимыми к другим людям.

Программа «Я + ТЫ= МЫ» требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребёнку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и доверительного взаимодействия с его близкими.

Программа «Я + ТЫ = МЫ» состоит из трёх основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки».

Цель первого раздела - «Уверенность в себе»  - оказание каждому ребёнку необходимой помощи для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки. Для того, чтобы стать успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребёнок должен знать, что хотя ему многое пока не удаётся и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Этот раздел предполагает решение следующих задач.

    помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим.

Цель второго раздела – «Чувства, желания, взгляды»  - обучение детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Предполагает решение следующих задач:

    познакомить детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются: мимика, жесты, позы; учить пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния окружающих; развивать и обогащать словарный запас детей по данной теме.

Цель  третьего раздела – «Социальные навыки»  - обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми; анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать. Предполагает решение следующих задач:

    формировать коммуникативные навыки детей, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Предполагаемый результат:

    Дети осознают свои характерные особенности и предпочтения; понимают, что они, как и другие люди, уникальны и неповторимы.
    Дети умеют пользоваться выразительными средствами (мимикой, жестами, позами) как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния окружающих;
    У детей сформированы  коммуникативные навыки. Они умеют устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Программа социально – личностного развития «Я + ТЫ = МЫ» составлена для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет и рассчитана  на 1 (учебный) год обучения. НОД кружка будут проходить 1 раз в неделю. Продолжительность НОД кружка – 25 - 30 минут.

Формы подведения итогов:

В течение учебного года будет проводиться мониторинг детей. Цель,   которого.   определение уровня развития социальной компетентности и эмоционального развития  детей.

Основным   методом  определения уровня эмоционального и социального развития детей будет являться метод наблюдения. А так же для   мониторинга я буду использовать   беседы  с детьми.

Мониторинг проводиться 2 раза в год (сентябрь-май). Результаты обследования  заносятся в сводные информационные стандарты, обрабатываются  и анализируются (смотри приложения).

Проведение мониторинга позволит  познакомиться с особенностями каждого ребёнка и спланировать работу  с целью коррекции и развития социальных навыков,  и обучения детей применять  полученные ими знания в различных видах деятельности.

Для определения уровня эмоционального развития и социальных навыков у детей   использую  диагностическую методику «Педагогическая диагностика социально – коммуникативной компетентности дошкольников», разработанную к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  Авторы – составители данной методики: Дыбина О.В. Анфисова С.Е. Кузина А.Ю. Груздова И.В.

Результат образованности воспитанников (НРК (ФГОС)):

Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:

-   желание понимать свои собственные чувства и действия;  способность к самонаблюдению;

- умение различать настроение людей, животных, устанавливать связи между эмоциональным состоянием человека и причинами, его побудившими, между настроением и поведением;

- владение способами передачи собственных эмоциональных состояний (жесты, мимика, интонация, поза, движения), умение сдерживать проявления негативных эмоций;

- умение адекватно реагировать на различные эмоциональные состояния других людей;

-  умение использовать культурные эталоны как критерии оценки;

- умение самостоятельно осознавать и осваивать особенности норм поведения, нравов и традиций народов России и Якутии, различных стран;

- практическое применение знаний в разных видах деятельности: музыкальной, речевой, изобразительной, трудовой, физкультурной, конструктивной, игровой, коммуникативной;

- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

- умение анализировать свое поведение, поведение других, объяснять свои предпочтения: нравственные, эстетические, утилитарные;

- умение работать и осуществлять совместную деятельность в коллективе;

- умение анализировать свое поведение, сопоставлять его с социально приемлемыми способами поведения в различных ситуациях;

- умение в различных формах деятельности выразить особенности взаимоотношений героев изображаемой и реальной ситуации;

- умение охарактеризовать поведение персонажа литературного произведения и конкретного человека;

- умение планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия;

Предметно-информационная составляющая образованности:

- знание своих достоинств и способов их активного проявления в разнообразных видах деятельности.

- знание элементарных нравственных норм на основе характеристики и оценки действий сказочных и мифологических персонажей, реальных ситуаций общения;

- знание основных норм и правил, регулирующих взаимодействие с разными людьми;

- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями;

Ценностно-ориентационная составляющая:

Отношение к себе:

- ощущение самодостаточности, эмоционального комфорта;

- появление эмоционального отклика на совместную деятельность с детьми и взрослыми, сопричастности к общим делам

- проявление чувства собственного достоинства (оценка себя «я – хороший» на основе гордости, стыда, совести);

- интерес к собственной внутренней жизни, к возможностям собственного тела, интерес к спектру своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности;

- чувство собственного достоинства, ответственность, осознание своих прав и свобод, прав и свобод других людей;

- чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;

- чувство восхищения достижениями человечества; чувство собственного достоинства, ответственность, осознание своих прав и свобод, прав и свобод других людей;

- осознание себя членом группы;

- осознание своих потенциальных возможностей, умений на текущем этапе.

Отношение к другим:

- способность к сопереживанию, эмпатии;

- проявление заботы, доброжелательного отношения к членам семьи, ближайшим родственникам и др. людям;

- оценочное отношение к другим в контексте конкретной ситуации оценивания;

- уважение и интерес к внутренней жизни другого человека;

- отношение к окружающим людям в соответствии с морально-нравственными нормами и правилами;

- проявление уважения к личным правам и достоинству других людей;

- осознание нравственной ценности поступков людей;

- проявление толерантности, интереса, симпатии и уважения к носителям других национальных культур, стремление к познавательно-личностному общению с ними;

опыт различных стратегий поведения (сотрудничество, компромисс, лидерство и др.);

Отношение к разным видам деятельности:

- потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счет приобщения к тому, что известно и неизвестно;

- устойчивый интерес к объектам русской культуры, предпочтение ее элементам в разных видах самостоятельной деятельности;

- осознание роли человека в развитии культуры, проявление восхищенного отношения к элементам культуры как к результатам человеческого труда, предвосхищение своего возможного участия в обогащении культурного наследия;

- проявление бережного отношения к семейным реликвиям;

Отношение к миру (ближайшее пространство):

- доверительное отношение к миру;

- интерес к настоящему и прошлому в ближайшем социокультурном окружении, окружающем мире;

- осознание общественной значимости исторических событий;

- бережное и ответственное отношение к культурному окружению;

- интерес к объектам других национальных культур, потребность получения информации о них.