Театрализованная игра как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Половенко М. А.

студентка факультета педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, Москва, Россия

Личность ребёнка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Эта деятельность спонтанна, непринужденна и неожиданна. Она даёт отдых, и разрядку психической напряженности, благодаря доставляемому удовольствию.

Проблема игры вызывала интерес как у отечественных, так и у зарубежных педагогов и психологов (Г.Спенсер, Ф. Шиллер, З. Фребель, К. Гроос, К.Д.Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) При изучении игры исследователи сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределённостью границ игры. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, за­конах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики). При этом важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

В театрализованной игре проявляются и формируются все стороны психической жизни ребенка. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный образовательный процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. К таким ресурсам относится игра, потенциал которой используется в неполной мере, в частности, в целях эмоционального развития детей.

В связи с актуальностью данной проблемой была выбрана тема исследования: « Театрализованная игра, как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».

Целью исследования стало эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.

Задачами - диагностика эмоционального развития детей и методы работы с детьми по актуализации эмоциональных проявлений в театрализованных играх.

Методологической основой исследования является концепция деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), идея развивающего обучения (Л.С.Выготский), теория игры (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, М.Д.Маханёва, Л.В.Артёмова и др.), теория воспитания и развития дошкольников (Л.А.Венгер, Н.Ф.Виноградова, Н.Н.Поддъяков и др.), теория эмоционального развития детей (И.А.Сикорский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.).

Исследование проводилось в ГОУ «Начальная школа – детский сад» №1657 Юго-Западного округа г. Москвы.

Педагоги и психологи считают, что театрализованная игра способствует эмоциональному развитию старших дошкольников (Л.С.Выготский, Л.П.Стрелкова, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Л.В.Артёмова, Н.Ф.Сорокина и др.).

Анализ проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного в процессе театрализованной игры, позволяет сделать следующие выводы:

- театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и имеет определяющее значение в его психическом развитии;

- разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств;

- создание психолого-педагогических условий является основой развития театрализованной игры детей дошкольного возраста;

- театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям;

- театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, за­ставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;

- театрализованная игра важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия;

- театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для де­тей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

На констатирующем этапе эксперимента изучалось эмоциональное развития детей старшего дошкольного возраста путем наблюдения за детьми в разнообразных видах деятельности и определения понимания ребёнком эмоциональных состояний человека в процессе беседы на основе фотографий, картинок, графических карточек с изображением эмоций.

Итоги наблюдения за детьми в разных видах деятельности и в разных типах поведения показали, что тревожность является преобладающей эмоцией. Беседа показала, дети в основном имеют среднюю степень понимания эмоционального со­стояния других людей.

Более половины детей не воспринимают графического изображения эмоциональных состояний, что соответствует низкой степени выраженности эмоций и осознавать свои собственные эмоции. Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о том, что эмоциональная сфера ребёнка недостаточно сформирована, необходимо осуществлять работу по эмоциональному развитию детей, учить узнавать переживания по внешним выражениям: мимики, жестам, позе, интонации и произвольно выражать разные эмоциональные состояния, используя для этого возможности различных видов деятельности, в частности, театрализованной игры.

На этапе формирующего эксперимента в образовательный процесс был внедрен перспективный план развития театрализованных игр «Колобок», «В гостях у Снегурочки», «Лесная Аптека». рассчитанный на десять месяцев.

В плане предусматривалась работа по приобщению детей к театру; занятия по изучению художественных произведений и пониманию характеров героев; работа по развитию «актерского мастерства»: упражнения на формирование выразительности исполнения, над интонацией и выразительностью речи (техникой), творческие задания по воплощению «сценического образа»; игры, упражнения, этюды на выражение разных эмоций; мимические этюды; ритмопластика.

Подготовка к театрализованной игре носила целенаправленный и чётко спланированный характер, включающий комплекс форм, методов и приёмов.

Работа была направлена на развитие различных видов детского творчества: художественно-ре­чевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического, певческого. Большое внимание уделялось созданию развивающей среды, а также совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Результаты контрольного эксперимента демонстрируют значительное улучшение отношений между детьми. Они стали чаще проявлять эмпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т.д.); научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное; речь стала более выразительной; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; у детей появился интерес к театрализованной игре.

Таким образом, систематическое включение театрализованных игры в целостный образовательный процесс, содержание которого актуализирует эмоциональный опыт ребёнка; комплексное использование различных методов и приемов руководства театрализованной игрой, выполнение различных упражнений, этюдов, постоянное обогащение представлений детей об окружающем мире и стимулирование самостоятельной игры,

а также партнёрская позиция взрослого по отношению к ребёнку и их совместная творческая деятельность – это условия эмоционального развитие дошкольников.