Интеграция развития речи с другими областями

Все мы знаем, что в системе дошкольного образования сложилась практика интеграции разделов программы. Это обусловлено тем, что особенностью детей дошкольного возраста является способность быстро запоминать, но и быстро забывать. А для того, чтобы добиться долговременности запоминания информации, необходимо многократное повторение материала и частое возвращение к нему в различных видах деятельности детей. Но постоянные повторы требуют дополнительных затрат времени. Чтобы этого избежать, достаточно 1-2х интегрированных занятий, и новый материал будет органично введен в долговременную память ребенка, так как происходит естественный процесс запоминания, основанный на впечатлении и ассоциации. Поэтому всё чаще в практики нашего детского сада педагоги стали использовать в своей работе с детьми интегрированные занятия. Самым сложным разделом программы у нас всегда считалось «развитие речи». Поэтому задача речевого развития в интеграции с другими видами деятельности стала нашей годовой задачей. Работая по программе «Детство», в нашем детском саду изучены и внедрены в работу «Программа развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушаковой и методическое пособие «Знакомим дошкольников с литературой», а также «Программу обучения и воспитание детей с фонетико - фонематическим недоразвитием» Т. Ф. Филичевой.

Сегодня я хочу остановиться не только на интегрированных занятиях, но и на интеграции всего процесса в целом, т. е. осуществление взаимосвязи речевого развития со всеми сторонами воспитания детей. Из таблицы (слайд) мы видим, что развитие речи присутствует во всех видах деятельности. Без участия речи, словарной работы не может осуществиться и проводиться ни одно занятие, включая занятие по физическому развитию, изобразительной деятельности, математики, музыки и т. д. Согласно этой схеме я сделала подборку интегрированных занятий и других мероприятий, проводимых в нашем детском саду за последние годы. И что же мы видим? Что основополагающим разделом в любом интегрированном занятии является раздел «Развитие речи». Даже если материал по развитию речи не новый и дается для упражнения, развития умений, закрепления. Это происходит потому, что данный раздел включает в себя ознакомление с окружающим миром и реализуется через разговорную речь, являющуюся и предметом изучения и средством общения. Поэтому общая для всех разделов тема пронизывает все занятие проходит через другие разделы программы.

В этом учебном году перед нами остро стояла задача художественно - речевого развития, так как в своей речи дошкольники, особенно старшие, редко используют изобразительно-выразительные средства (сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы, метафоры). Поэтому в этом году мы решаем очень важную задачу - это развитие художественного восприятия, интереса и любви к художественной литературе, формирование умения инсценировать художественные произведения, воспитывать эмоциональную отзывчивость на образную речь. Так в рамках «мастер-класс» осуществлен открытый показ занятий в старшей группе «Путешествие в сказочный лес», а так же интегрированное занятие в средней группе «В мире сказок». На занятии дети встречались со сказочными героями. С помощью мимики, интонации передавались характеристика персонажей. И все это происходило в интеграции с музыкой и театрализованной деятельностью. Это как раз то, что дети больше всего любят. Если мы спросим дошкольника, что ему больше всего нравиться делать в детском саду и дома? Ответ не заставит долго ждать. Дети любят петь, танцевать, играть. Как уже сказано было ранее, без участия речи не может проводиться ни одно занятие, включая и занятие по физическому развитию. Так, любое сюжетное физкультурное занятие или спортивный праздник - это и есть интеграция с развитием речи. В практике нашего детского сада - это огромное множество таких занятий. («Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты» и т. д.). В этом учебном году инструктор по физкультуре начала осваивать специфику нашей работы с дошкольниками. Занятия по физическому воспитанию проходят в интересных, нетрадиционных формах. Используется много новых подвижных игр с текстовым сопровождением, всевозможные речетативы. Ею разработаны и проведены интегрированные занятия «Домашние птицы» (2 мл. группа, «Транспорт» (средняя группа). Интересно был организован летний спортивный праздник «Веселые старты», которому предшествовала, конечно же, большая работа по развитию речи.

Все имеющиеся наработки интегрированных занятий интересны и содержательны. И конечно же, они позволяют обеспечить эффективное и рациональное обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста, не утомляя их, что позволят сохранить здоровье детей, их интерес и потребность в получении знаний