Познавательно - речевое развитие дошкольников

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В текущем учебном году продолжалась работа по созданию оптимальных условий для развития речевой компетенции воспитанников. Большое внимание уделялось методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу: оформлены перспективные планы по интеграции образовательных областей, разработана система конспектов различных интегрированных мероприятий педагогического процесса, разработаны и осуществлены образовательные проекты:

  • · «Развитие внимания детей 6-7 лет через игровую деятельность»,
  • · «Дидактическая игра – средство сенсорного развития детей в младшей группе»,
  • · «Играем – речь развиваем».

В ДОУ созданы условия для работы по познавательно – речевому развитию дошкольников: картотеки по артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем

В группах имеются настольные театры, это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников. Для воспитанников ДОУ во всех возрастных группах созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус» и др. что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.

Анализ деятельности по данному направлению показывает, что педагоги учреждения используют эффективные средства речевого развития, учитывая возрастной и индивидуальный подход, наблюдается преемственность в развитии речи между возрастными группами.

Важно отметить, что педагоги успешно развивают коммуникативные умения, как в условиях естественного общения, так и в нетрадиционных формах речевой деятельности: встречи в библиотеке (литературные викторины).

Воспитатели проводят определённую работу по коррекции и развитию произносительной стороны речи, лексического объема и грамматического строя речи, обеспечивают обучение грамоте.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является – развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, мышления и речи.

В 2011 – 2012 учебном году в средней группе функционирует кружок

«В гостях у весёлого Язычка» (руководитель Полякова Е.Г.). Занятия кружка включают в себя систему игр: артикуляционных, пальчиковых, словесных (подвижные, хороводные), игры с предметами, с элементами драматизации и т.д. Постоянная смена деятельности, наличие наглядности помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия кружка.

Для педагогов проведены следующие мероприятия:

  • семинар – практикум «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи»,
  • семинар – практикум «Система педагогической работы по развитию словотворчества детей»,
  • семинар – практикум «Требование к речи педагога дошкольного учреждения»,
  • мастер – класс «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Проведены консультации: «Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера», «Игра в интеллектуальном развитии ребёнка», «Как способствовать развитию внимания старшего дошкольника», «Интеллектуальные игры для развития мышления дошкольников»

В 2012 году проведён открытый показ пальчиковых игр во всех возрастных группах ДОУ.

Для педагогического просвещения родителей проведены консультации: «Учения с увлечением», «Игры на кухне», «Как вырастить гения», «Говори правильно», «Наши пальчики играют». В рубрике в родительских уголках «Мама, поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по речевому развитию детей дома. Оформлены фотовыставки «мы играем целый день, целый день играть не лень».

Проведены семинары – практикумы «Учимся, играя», «Роль семьи в развитии речи детей». Ток – шоу в подготовительной к школе группе «Что нужно знать об интеллектуальной готовности детей к школе»

Активное использование педагогами развивающих приемов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.

Профессиональный уровень педагогов позволяет применять инновационные технологии с целью создания оптимальных условий для развития связной речи детей. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, а основным видом деятельности дошкольников является игра.

Педагоги используют в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», «Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное» и т.д.

Игры на повышения внимания, развития переключения внимания и навыков самоконтроля: «Тёмный лабиринт», «Муха» и т.д.

Для развития логического мышления воспитанников воспитателем ДОУ Зелениной Н.В. изготовлены и активно применяются игры по методике А.Зака.

Под руководством педагога в подготовительной группе детского сада организован кружок «Умники и умницы». Цель кружка развитие логического мышления дошкольников.

В учреждении созданы оптимальные условия для развития у детей элементарных математических представлений. В группах созданы уголки по познавательному развитию, предоставляющие возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Уголки содержат материалы для рисования (тетради на печатной основе, линованная бумага в клетку, альбомы, раскраски, книги и альбомы (книги для самостоятельных занятий, календари - старший возраст; книги по математике о числах первого десятка, альбомы «Сравниваем», «Цвет») разнообразные дидактические, настольно-печатные игры (пирамидка, матрешка, «многофункциональный куб», пазлы «Подбери по форме», домино, лото, позволяющий детям при желании воспроизводить. продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

Анализ показывает, что в целом грамотно и своевременно обеспечивается научно - методическое сопровождение педагогического процесса по данному направлению.