Скачать:

Предварительный просмотр:

Детское изобразительное творчество.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Творчество художника – это  определенная деятельность, созидающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение.

Творчество детей разнообразно и  увлекательно. Каждый ребенок воспринимает окружающий мир по-своему. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и  в результате знакомства с произведениями живописи, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Детское творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке. Для развития  творческих способностей необходимо научить детей владеть основными способами творческого решения. В этом неоценимую помощь окажет показ произведений искусства. В педагогической литературе (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Е.Г. Совальская) придается большое значение восприятию произведений искусства детьми дошкольного возраста и ставится вопрос об использовании искусства в целях формирования  творчества. При восприятии произведений искусства развивается наблюдательность, воображение, т. е. те качества личности ребенка, которые обуславливают формирование творчества.

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаш и краски оставляют следы на бумаге. Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал  этот период играет важную роль, так как ребенок  знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

Таким образом первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется  и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выразительности, то у ребенка этот период чаще всего отсутствуют. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Предварительное обдумывание работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

Для подведения ребенка к первой стадии творческой деятельности необходимо возникновение проблемной ситуации, связанной  с переживаниями, затруднениями,  удивлением, которые заставляют ребенка внимательно рассмотреть, осознать объект, т. е. поставить проблему.

На стадии решения главная роль отводится выдвижению гипотезы. Как и на предшествующей стадии, успех связан с привлечением предыдущего опыта с опорой на знания, которые выводят ребенка за пределы непосредственно данного опыта. На этой стадии роль воспитателя заключается в подаче достаточного количества материала об интересующем ребенка объекте. Самое важное в том, чтобы воспитатель поддержал ребенка в процессе выхода за устоявшиеся пределы информации об объекте.

К заключительной стадии относится логическое доказательство истинности данного решения.

Научить творчеству невозможно, но помочь ребенку понять, что он  может творить, дать   знания для воплощения творческого замысла, помочь приобрести навыки для воссоздания нового образа воспитатель обязан.

Для решения данной проблемы ставятся частные задачи:

    Помочь ребенку уверенно и свободно чувствовать себя при работе с листом бумаги. Помочь осмысленно смешивать краски для получения желаемых сочетаний цветов. Предоставить возможность для полного проявления творческого потенциала. Создать положительный эмоциональный настрой в процессе творческой деятельности.

Н.П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность и инициативу как обязательные компоненты творчества. Она считала, что для творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешней (проявление эмоций, быстрота движений), а внутренняя движущая  активность, т. е. активность сенсорных и умственных действий.

Выводы доказывают положительное влияние методов обучения на развитие изобразительных способностей и творческих проявлений детей. Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого воображения дошкольника определяется образными представлениями и желанием передать их в рисунке, и конечно же тем, как он владеет средствами изображения. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обогащения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков.

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Рисование – это изображение предмета на плоскости при помощи линии и цвета.

Физиологической основой  рисования  служит точное взаимодействие глаза, воспринимающего свойства предметов; зрительных центров, анализирующих изображение; и руки – создающих образ.

Общими задачами обучения рисованию являются:

    научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений, в связи с несложным движением; научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным.; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; развивать технические навыки в рисовании карандашом, красками и другими материалами.

Предпосылкой создания выразительного рисунка дошкольника является овладение им изобразительной  грамотой в области реалистического рисования. Основная цель  - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Изучение вопросов рисования дает основание говорить о том, что наиболее существенной является проблема образа, т.к. основное значение детского рисунка является отражение событий и явлений окружающей жизни, выражение чувств и представлений ребенка. На развитие и проявление творческих способностей дошкольников в изображении природы существенное влияние оказывают два фактора: использование наблюдений  живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами и просмотром репродукций или иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими описаниями природы.

Систематическое обогащение эстетического восприятия детей, развитие наблюдательности: умение видеть, понимать суть и содержание, величину, цвет, пространственные отношения, т. е. изображение признака – вот та основа, на которой строится творческая деятельность ребенка. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Творческий акт происходит сразу, «на одном дыхании» Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и по мнению Л.С. Выготского «творит в один прием».

Дети видят мир  своеобразно. Известный скульптор Е. Белансова подчеркивает изумительную способность детей необыкновенно точно и в то же время по-своему подмечать и раскрывать сущность изображаемого предмета. Она пишет, что это можно назвать наивной образностью, которая так дорога нам в детях и без которой невозможно воспитание эстетического идеала. Это драгоценное качество не только нельзя   убивать, но необходимо развивать. В нем залог будущей творческой индивидуальности, если ребенку  будет суждено вырасти в настоящего художника. Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и замышляет свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем потом воплощаются в рисунке. В рисунке ребенок выражает свое отношение при образном воспроизведении какого-либо явления природы.  Дети почти не могут передать объемную форму, перспективу, разнообразие оттенков цвета при отражении тех явлений, которые они наблюдают. Но они способны в меру своих возрастных возможностей, самостоятельно замыслить сюжет, определить свое композиционное решение, выбрать и согласовать наиболее выразительные для данного изображения цвета. Возникает образное воплощение в рисунке, причем изображаемое всегда выражает отношение маленького художника к объекту. Этот творческий процесс у детей протекает по-разному. Например, 4-5 летний ребенок рисует исходя из личного опыта, т.е. непосредственного восприятия природы. По мере повышения уровня восприятия наблюдаемых объектов (поля,   горизонт, заход солнца)  дошкольник 6-7 лет может точнее передать увиденное. Определенный запас образных представлений дает ему возможность включать их в свой рисунок. При этом логическая связь между образами не нарушается.

Большое значение в процессе создания образов природы приобретают индивидуальные особенности детей. Они проявляются не только в своеобразном видении предметов и явлений, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения. Каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта складываются на восприятии явлений и ребенок отражает действительность в свете своего личного опыта. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов природы.

У детей старшего дошкольного возраста формирование образности в рисунке нужно начинать с использования колорита, сочетания оттенков, цветов, которые придают изображаемому различное настроение.

В пейзажных рисунках детей привлекает тонкая передача состояний природы, посредством определенной цветовой характеристики. Ребенок выразительно передает пасмурный и солнечный день любого времени года. Яркий осенний колорит солнечного дня контрастирует с темно серым фоном пасмурного дня, с листьями, летящими по ветру. В детском рисунке можно встретить также образы природы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневых, лиловых, теплых коричневых тонах. Все это позволяет говорить нам о разнообразии колорита в творческих рисунках детей. Цвет является средством выражения определенного образного содержания. Выразительность цвета зависит от отношения ребенка к данному явлению или предмету. Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке дошкольника следует считать его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов.

Беспокойный фон неба – оранжевое с красными полосками усиливает тревожное настроение. Детские цветовые сочетания придают изображению таинственность и фантастичность.

У детей 6-7 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, построение рисунка. Поэтому они шире и своеобразнее используют найденные выразительные приемы, закрепляют их в своем сознании.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной  заполненности.   Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать изображения пространственных отношений, при которых одни предметы закрывают часть других. Своеобразно, творчески дети передают пространство: в виде фриза могут изобразить излишнюю часть горизонта, широкое или узкое пространство неба. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчеркивают их различие в величине. Как правило, главный образ выделяется размером. Вокруг него строится определенная  композиция, подсказанная темой рисунка. Иногда предметы располагаются на всем листе бумаги, но могут быть оставлены и пустые места, а изображение сосредотачиваться в одном каком-нибудь направлении. Например, на переднем плане ребенок изображает озеро, вокруг которого камыши. Вдали зеленый луг едва обозначенный цветом. Такая композиция создается им на основе полученных от наблюдения впечатлений. Размеры близких и далеких предметов одинаковы.

Передача пространства в рисунке – наиболее трудная задача для дошкольника, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости. Усвоив определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр,  стороны листа как плоскости. Своеобразное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе. Иногда композиция строится таким образом, что на переднем плане листа ребенок изображает большие предметы, затем следует ровное пространство, а на верху листа помещаются предметы меньших размеров.

Итак, охарактеризовав особенности использования дошкольниками различных средств выразительности рисунка, можно сделать вывод, что даже семилетний ребенок, как правило, еще не передает объемность формы, глубину пространства, сложные ракурсы, светотени. Но он по-своему стремится передать соотношение частей предмета, выдвинуть на первый план существенное, прорисовывая детали, соблюдая ритм, симметрию, используя нужный цвет.

Только наблюдая природу, ребенок подчас не может найти изобразительного средства для передачи ее в рисунке. Поэтический образ, репродукции или иллюстрации в таком случае подскажут ребенку решение этой задачи. Они помогут создать развернутый пейзаж: воспроизвести отдельные образы природы с их индивидуальными особенностями, раскрыть  взаимосвязи с ними, расположить все предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки того или иного времени года и выразить чувства. Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их использования бывает несовершенна. Это обусловлено тем, что возможности восприятия выразительных средств поэзии или репродукций у детей выше, чем изобразительные умения.

По данным исследований педагогов и психологов к 5-ти годам ребенок достигает аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами и свои. Анализ детских работ используется в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы, активации всей творческой деятельности.

На основе анализа детских работ можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто  хорошо владеет техническими навыками, а кто чувствует себя беспомощным в этом отношении. У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности. Другие же выбирают простой сюжет и самые простые средства изображения. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. К анализу детских работ следует привлекать всех детей. Очень важный момент сравнения чужих работ со своими. Ребенок видит, что другие рисуют иначе. В эту минуту он может лучше рассмотреть свою работу и понять другого автора. Возникает желание посоревноваться – дополнительный импульс к работе, импульс естественный. Ничто и никто не должен подвергаться жесткой или обидной критике. Признаётся утверждающее право каждого на индивидуальность, на собственное решение. Дети здесь как бы в своей творческой стихии  -  все здесь нужное и уместно. В некоторых случаях даются осторожные советы, как можно сделать лучше, проще.

Каждое достижение ребенка должно получить оценку, тогда оно закрепляется и развивается. Так что доброжелательное участие взрослого в обсуждениях детских работ очень нужно. В его мнение дети видят конечную инстанцию; его суждения наделены незыблемым авторитетом. Полное доверие ребенка к оценке, высказанной взрослым,  обязательное условие успешного обучения и воспитания.

Итак, чем чаще анализ детских работ будет проводиться взрослым с учетом мнения детей, тем быстрее эти позиции «совместятся», ребенок сможет быть одновременно и ищущим «художником», и взыскательным, требовательным «зрителем», и «критиком» своих созданий.

Творческая выразительность детских работ не является чем-то неизменным, застывшим. Она развивается под влиянием обучения, нужно только найти наиболее эффективную систему педагогического воздействия.

Таким образом, поэзия, изобразительное искусство, наблюдения в природе, прогулки в природу, а также изобразительная деятельность самих детей поможет педагогу закрепить и углубить пока элементарные, но очень нужные знания о родной природе. Вот поэтому одним из важнейших условий развития детского изобразительного творчества является обогащение культуры зрительного восприятия, формирование художественного образного видения.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду».

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду».

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

В презентации рассматриваются педагогические условия организации изобразительной деятельности детей от 2-7 лет. Раскрыта методика работы по руководству изобразительной деятельностью и предс.

Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цв.

Занятие по обучению нетрадиционным техникам ИЗО (рисование тычком жесткой кистью.

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1. Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса .2. Обогащать музыкал.

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у.