Педсовет Использование средств театрализованной деятельности в социально- личностном

Использованиесредств театрализованной деятельности в социально- личностном развитии дошкольника

Цель: расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность использования в освоении образовательной области Социализация.

Изучение научно — методической литературы по данной проблеме.

Проведение тематического контроля «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Проведение смотра — конкурса уголков театрализованной деятельности.

Подготовка мультимедийной презентации.

Проведение родительских собраний в группах «Театр — наш друг, наш

помощник»

воображения детей старшего дошкольного возраста» (Справка)

2. Итоги смотра-конкурса театрализованных уголков.

3. Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально- личностном развитии ребенка-дошкольника.

4.Деловая игра- КВН.

5.Разное

6.Решения.

Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время учёными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н.Ф.Сорокина и Л.Г.Миланович, Э.Г.Чурилова), выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А.И.Буренина), предложена методика работы (Т.Н.Доронова, Э.Г.Чурилова), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова, М.Д.Маханева), разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

Сегодня дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра – ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.). Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении.

I частьПредставление команды

I I часть.Разминка

Вопросы 1 команде: Вопросы 2 команде:

Под театрализованной деятельностью детей я понимаю…(1 команда)

Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются…(2 команда) (использовать худ.слово, вызывать

эмоциональный отклик, воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений)

2 .Назовите типы занятий по2 .Назовите формы организации

театрализованной деятельности. театрализованной деятельности

с дошкольниками.

3.Назовите имена практиков, работающих над театрализованной деятельностью дошкольников.

(М.Д. Маханева, В.Г. Петрова, Б.М. Теплов, М.А. Васильева, Л.В. Артемова, Л.В. Ворошина, Д.В. Менджерицкая, Е.Л. Трусова, Е.Мигунова, Э.Г.Чурилова, Е.В. Мигунова, Е.А.Антипина, С.А.Козлова. Н.Ф. Сорокина, В.А. Деркунская, Т.И. Петрова)

4 .Назовите основные параметры4. Назовите основные параметры

диагностики по театрализованной диагностики по театрализован-

деятельности в старшем возрасте ной деятельности в средней группе

(умеет разыгрывать несложные (умеет разыгрывать несложные

сюжеты, использует выразитель- сюжеты, использует выразительные

ные средства, пантомимические средства)

навыки, умеет проявлять творческую

инициативу,импровизировать)

5 .Каковы характерные особенности5. Каким образом театрализованная

театрализованных представлений? деятельность связана с изобрази-

(Литературная или фольклорная тельной? (изготовление афиш,изго-

основа и наличие зрителей) товление костюмов и декораций,

рисование пригласительных би-

летов,изготовление театров(картин-

-ки на руке, на фланелеграф,

6 .На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения?

Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.