Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

3-4 сл.

В МДОУ «Д/с №23» я работаю с 1995г. Имею высшее образование, ТГПИ. В должности учителя-дефектолога работаю с 2006г. В 2006г. прошла курсы повышения квалификации «Проектирование музыкальной и коррекционной деятельности в ДОУ». В 2010г. была аттестована на первую квалификационную категорию. Работала по проблеме «Роль сенсорного воспитания в развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».В настоящее время возрос вопрос к исследованию отечественной специальной педагогики и психологии, в частности к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей, имеющих различную степень выраженности нарушений интеллекта. Это обусловлено, прежде всего, значительным ростом количества детей с проблемами в интеллектуальном развитии, а также появлением вариативности организации их воспитания и обучения в условиях семьи и в специальных дошкольных образовательных учреждениях. В результате многочисленных исследований особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проблема сенсорного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью приобрела актуальность.

5 сл.

«Каждый человек имеет право на образование», - так записано в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объеме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеет выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети с интеллектуальной недостаточностью.

Разработка проблемы сенсорного воспитания детей осуществляется в рамках исследований восприятия как своеобразной сенсорно-перцептивной деятельности.

Цель данной проблемы:

- исследование особенностей развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;

- разработка системы коррекционно-воспитательной работы, направленной на развитие сенсорного восприятия.

6 сл.

Задачи, поставленные для реализации данного исследования.

- изучить состояние теоретической разработанности проблемы сенсорного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в общей и специальной психолого-педагогической литературе;

- исследовать особенности сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью;

- разработать систему коррекционно-воспитательной работы, направленную на развитие сенсорно-перцептивной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

7 сл.

Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов: внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой стороны- оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

8 сл.

В настоящее время существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников являются:

- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

- обеспечение возможно более раннего начала развития восприятия;

- формирование обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений;

- усвоение необходимой сенсорной базы;

- своевременное и правильное соединение опыта со словом;

- преодоление отклонений в сенсорном развитии.

На решение этих задач направлена система сенсорного воспитания, в которой учитываются как особенности аномального развития, так и то специфическое, что несет в себе каждый вид детской деятельности для общего психического и сенсорного развития ребенка.

9-13 сл.

Возможности этих детей крайне ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребенка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приемов работы, методическое и кадровое обеспечение. Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определенной социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. При систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Понятно, что помощь должна начинаться как можно раньше, а это связано с ранней диагностикой как медицинской, так и психолого-педагогической. Причем важно не просто констатировать наличие у ребенка интеллектуального недоразвития, но и установить степень, характер и структуру дефекта. Задачи медицинского обследования решают врачи. Психологи и педагоги-дефектологи должны определить образовательно-воспитательный «маршрут» ребенка и осуществлять его «сопровождение» в течение всего периода пребывания в специальном коррекционном учреждении. Для этого надо знать актуальные и потенциальные психофизические возможности ребенка. И в этом большое практическое значение имеет психолого-педагогическая диагностика.

14-15 сл.

По результатам изучения специалистами особенностей развития ребенка дефектолог заполняет «Карту динамики развития ребенка», проводит диагностику уровня развития детей на начало и конец года.

16-18 сл.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию направлены на развитие:

- зрительного восприятия (восприятие цвета, формы, величины, пространства)

- слухового восприятия (развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха)

19-23 сл.

Все занятия, связанные с развитием восприятия и представлений, должны проводиться не просто в игровой форме, а игровым методом. На занятиях дети учатся выполнять простые действия с предметами; производить выбор цвета, формы, величины по слову, по образцу; формировать зрительную и слуховую активность; развивать координацию движений под зрительным и осязательным контролем; воспитывать эмоционально-положительное отношение к игре.

14-24 сл.

Для занятий с детьми целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек:

- игрушки для нанизывания (предназначенные для сбора пирамид) ;

- геометрические тела (шары, кубы, призмы и пр. предназначенные для прокатывания, для выполнения по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине) ;

- геометрические фигуры-вкладыши, предназначенные для вкладывания и накладывания, подбору по цвету и форме;

- небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) .

Кроме того, можно использовать модификации досок Сегена и Монтесори как материал для проведения тренировочных упражнений.

25-30 сл.

В работе с детьми, при составлении планов я использую общую и специальную психолого-педагогическую литературу: Войлокова, Забрамная, Пилюгина, Ремезова, Стребелева, «Школа Монтессори".