РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИЗО-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОГО ДЕТСКОГО САДА

Проскурякова И.Е.

ГУ «Санаторный детский сад – ясли № 103», Усть-Каменогорск

Изодеятельность для ребенка — это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должно быть красочным и счастливым.

Подавляющее большинство детей любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для них рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует.

Рисование — самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний. А в рисовании, как в любой игре, появляется возможность понять черты характера, способности, творческие возможности.

Любая игра — это творчество. Человек творческий — это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы. Изодеятельность играет большую роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии. Она находится в тесном взаимодействии с общим развитием дошкольника. Занятия развивают память, внимание, приучают ребенка анализировать, соизмерять, мечтать, проявлять настойчивость, трудолюбие, усердие, развивать мелкую мускулатуру.

Из опыта работы заметила, что иногда можно встретить детей, которые производят впечатление настоящих художников. Их рисунки представляют целые картины с оригинальным сюжетом. При этом достаточно высокой оказывается и техника исполнения — уверенные и четкие линии, разнообразная палитра цветов. В результате детального изучения изобразительной деятельности этих детей обнаружила, что они в состоянии выполнить лишь одну-две картины, которые ими позаимствованы из книг или открыток и просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит об их хорошей зрительной памяти. Однако сознательное построение рисунка и, тем более, проявление творчества в их работе не наблюдается.

Изучая работы, статьи коллег, столкнулась с интересным материалом российских педагогов «креативная терапия», где указывается на то, что необходимо направлять работу на развитие творческих способностей детей. В своей деятельности развиваю детскую фантазию посредством изобразительного искусства; умения видеть мир с помощью различных техник рисования, при этом важно само содержание работы и то, что хотел изобразить ребенок, как он сможет объяснить нарисованное. Например, детям рассказывается сказочная история о семье деревьев, затем предоставляется возможность пофантазировать, какими были члены этой семейки, как они выглядели. После даётся задание нарисовать деревья в описанных детьми характерах и образах, а при анализе работ предлагается рассказать о происходящем на рисунках, найти деревья, разговаривающие с солнышком, здоровающиеся друг с другом, дрожащие на ветру и т.д.

На протяжении последних десяти лет работаю с детьми с ослабленным здоровьем. На занятиях пытаюсь приобщить ребят к разным нетрадиционным технологиям, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности.

Нетрадиционные методы работы хорошо усваиваются детьми, и спада детской активности на занятиях не наблюдалось. За короткое время пребывания в группе ребята успевают изучить различные технологии изображения: рисование по сырому, смешанная техника восковые мелки + акварель, восковая живопись, пластилиновое рисование на бумаге, на прозрачных пластинках, монотипии, бумажная пластика, лепка из теста, «ладонь — помощница» — натуральный трафарет, кляксография и прочее.

Развивающий эффект систематических занятий по рисованию может быть достигнут при учете особенностей детей с ослабленным здоровьем. Все дети разные. Если один ребенок может рисовать различными способами, то другому дается такое задание, которое он может выполнить, доступное, и увидеть результат своего труда.

Сначала обучаем детей самым простым приемам рисования, где используются карандаши, краски, восковые мелки, а далее выполняем более сложные работы с тушью, воском, составляем коллажи из различных материалов: в технике обрывной аппликации, бумажной пластики, с использованием крупы, макарон, изделий из теста, нитей, осенней листвы. Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, соблюдаю следующие правила:

- ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;

- у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге;

- сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;

- рисунки, отобранные самим ребенком, помещаются в удобном месте в группе и рассматриваются детьми и их родителями;

- нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать

Любое занятие проводятся в игровой форме. Вот некоторые из них: «Как мухомор с гусеницей подружился», где дети знакомятся с разнообразием графического материала и его назначением, цикл «В королевстве красок», в рамках которого ребята познают хитрости смешивания красок и чудеса получения новых оттенков и нюансов цвета, имеют возможность сопоставить характер музыки и краски, рисуют на прозрачных файлах специально подготовленным составом гуаши. На занятии «Рыба-Бабочка» даётся мощный толчок детской фантазии, ведь это так необычно соединить два знакомых образа в один совершенно небывалый! Занятие «Приключения в Плодовом городе» приводит детей к необходимости овладения техникой рисования пластилином; «Портрет волшебницы Осени» — это возможность использования огромного количества флористического материала.

А увлекательный цикл занятий по тематике «Рисуем музыку» является «терапевтом настроения», так как каждый ребёнок изображает свои переживания, как бы заново проживая ситуацию, проговаривая свои эмоции и чувства, «выплёскивает» переживания на бумагу; снимает стрессовое состояние; освобождается от гнетущих мыслей, имеет возможность ещё раз прожить радостные моменты своей жизни.

На занятия по изодеятельности приходят Королева Кисточка, братья Карандаши, Принцессы Красочки, большая фантазерка и выдумщица — Фея Фантазия, которые очень увлекают, удивляют и радуют ребят своими заданиями.

Опыт работы с ослабленными детьми позволил выявить характерные черты, которые отличают их от детей массовых групп — это более низкий уровень графической деятельности и замедленный темп ее развития, который сохраняется более длительное время и исправляется с большим трудом. Поэтому в массовых группах можно провести занятие, одновременно занимаясь разными видами изодеятельности и жанрами, нетрадиционной техникой, разделив ребят на подгруппы по 3-4 человека. Детям же нашего детского сада свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательно-моторной сферы, и это проявляется в неумении производить точные, согласованные движения, регулировать их силу, скорость, ритм, и, в связи с этим, обучение детей приемам творческой деятельности проводится индивидуально и с меньшим количеством детей.

В процессе подобного подхода к занятиям по изодеятельности, у детей формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук.

При применении креативной терапии в работе с детьми стараюсь получить положительные результаты: создать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного. С каждым годом все больше и больше убеждаюсь в том, что детям интересно рисовать различными способами и техникой, занимательно, работают с увлечением и огромным желанием. Все дети любят рисовать, и мы, педагоги, должны поддерживать в них эту любовь. Не нужно стремиться навязать ребенку процесс рисования, лучше попытаться увлечь его этим видом деятельности. Один мудрец сказал: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».