Тема: Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста

Введение

В современном мире, когда внедряются многообразные информационные технологии, вводятся всё новые понятия о новейших формах массовой культуры, расширение человеческих контактов и так далее, рост темпа жизни приводит к увеличению объема знаний необходимых для жизни современному человеку и тем более его развитию в целом.

В современном обществе, а значит и в образовательных учреждениях происходят преобразования, которые, соответственно, оказали огромное влияние и на развитие детей дошкольников, активно включающихся в водоворот нашей бурной жизни. В связи с происходящими изменениями в жизни человека необходимо пересмотреть подход к воспитанию и развитию детей, к формированию личности в будущем и выдвинуть новые требования в целом, в подходе развития ребенка. Тем более в наше скоростное время, когда родители заняты обеспечением семьи должным доходом, отдавая все свои силы на зарабатывании денег на 1, 2, а то и 3-х рабочих местах и забывая уделять время своим детям, которые не переставали нуждаться в родительской заботе, любви, воспитании и внимании.

Поэтому в настоящее время для многих психологов остается актуальной проблема особенностей психического развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

С самого раннего возраста у детей происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чем раньше ребенок начнёт обучаться и получать должное полноценное воспитание, тем быстрее и эффективнее будет осуществляться его психическое развитие. Поэтому развитие детей, тем более на ранних своих стадиях, является важным и актуальным вопросом. [15]

Как отмечал Эльконин Д.Б. основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Однако ребенок ещё мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить своё стремление - это играть. [12]

Ещё такие великие русские ученые, как Л.С.Выготский, а потом и А.Н.Леонтьев охарактеризовали период дошкольного возраста, как стремление к общественно значимой и общественно оценивающей деятельности, другими словами - этап к готовности к школе, а ведущей деятельностью выступает ролевая игра наполненная смыслами человеческой деятельности. [4]

Именно в игре происходит первичная ориентация в смыслах и мотивах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. [12].

В ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. [14]

Через игру мы развиваем детей: усовершенствуем их психические процессы, развиваем в них всевозможные нужные и необходимые способности, индивидуальные способности, приобщаем к культуре, к общению и так далее. Это необходимо им для облегчения понимания, осмысления действительности и дальнейшего их развития в жизни. Игра - это такое действие, через которое мы пытаемся донести до детей ту действительность, которая наиболее актуальна в данное время. Поэтому очень важно, чтобы современные игры для детей отражали данное время и соответствовали ему.

Целью данной работы является выявление особенностей влияния игры на психическое развитие и формирование личности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является игра, как ведущая деятельность.

Предмет исследования особенности влияния игры на младших и старших дошкольников.

Задачи данного исследования:

. Проанализировать теоретические концепции психического развития детей дошкольного возраста

. Выявить особенности психического развития детей дошкольного возраста

. Подобрать методы исследования

. Провести исследование с игровых методов

Гипотеза: предполагаю, что сюжетно-ролевые игры благоприятно влияют на развитие детей, как младшего, так и старшего дошкольного возраста, объединяют их.

Методы исследования:

организационный;

наблюдение;

игровые методы;

обработки данных (качественное описание);

интерпретационный.

Использованы диагностические методики психического развития детей дошкольного возраста:

Тест «Способность к обучению в школе» задание на «Знание названий предметов» и «Классификацию предметов», автор Вицлак Г. [2]

Развивающие игры на развитие детей дошкольного возраста, игра «Кто к нам пришел?» авторы Богуславская 3.М. Смирнова Е.О. [1]

Выборка: дети от 3 до 7 лет

База исследования: Детский дворовый театр «Шпилька»

Наблюдение проводилось в ходе игр:

. «Что это за животное» автор Вицлак Г.

. «Кто к нам пришел?» автор Богуславская З.М. Смирнова Е.О.

. «Найди свой предмет» автор Вицлак Г.

Практическая значимость данной работы заключается в том, как правильно подбирать в дальнейшем те или другие игровые методы для развития у ребенка тех или иных психологических качеств и формирования здоровой личности в обществе; как эти игры помогут ребенку подготовиться к дальнейшему образовательному этапу - школе (к её адаптации).

Структура работы: введение (4 листа), 1 главы (14 листов),2 глава (7 листов), вывод (2 листа), заключение (2 листа).

Глава 1. Психическое развитие детей дошкольного возраста

.1 Понятие ведущей деятельности

Этапы развития и становления детской Российской психологии неразрывно связаны с преобразованиями в нашей стране. С исторической точки зрения, такие преобразования начались с 1917 года - с революции, становления советской власти. Это была эпоха, которая «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности». [13]

В психологии таким человеком стал Лев Семенович Выготский. Именно он стал революционером в построении теории и изучении развития сознательной личности ребенка. Он своими трудами и исследованиями старался перейти «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности». Он ввёл новый метод исследования психических явлений - экспериментально-генетический, так как считал, что проблема метода и есть начало начал всего, основа всей истории культурного развития ребенка. [3]

Лев Семенович внес огромный вклад в детскую психологию, которую считал как отдельную науку, необходимую, нужную для тонкого и глубокого изучения психологии человека в целом. Каждая наука имеет свои методы, цели, предмет и закономерности, с помощью которых возможно решить важнейшие практические вопросы и задачи по обучению и воспитанию детей, по-новому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития. [12]

С рождения ребенок проходит на каждом этапе своего развития процесс периодизации, который на каждом этапе заканчивается «качественным» кризисом. Таких периодизаций очень много, но все они в той или иной степени имеют общий смысл.[12]

Русский психолог, занимавшийся проблемами сознания <#"justify">2.2 Методики

1) В ходе игры «Что это за животное?» по методике Вицлака, всех детей посадили в вымышленный паровоз «Путешественник», держа друг друга за пояс, и отправлялись в путешествие по миру. В голове состава стоял режиссер праздника, ему помогали помощники (родители детей). Паровоз двигался по помещению, когда играла музыка, и останавливался, если музыка останавливалась. Остановка - какая-то страна, дети называли (по очереди) или знакомились с разными животными встречающимся на их пути, которых и представляли помощники в виде картинок с изображением того или иного животного. Каждому участнику давалась возможность самостоятельно назвать увиденного животного.

В этой игре, дети называли и вспоминали названия животных, таким образом, проверили память и общую осведомленность окружающего мира;

слушая музыку и останавливаясь в нужный момент или двигаясь дальше, мы проверяли внимание детей;

держа друг друга за пояс, мы приобщали детей к сплоченности, дружбе и уважению ко всем участникам паровоза.

) В ходе игры «Кто к нам пришел?» по методике Богуславской и Смирновой, паровозик остановился,- « Просьба всем пассажирам освободить вагоны!»

Отдохнем после долгой поездки на зеленом лугу (зеленый ковер, расстеленный на полу), присев кругом. Каждый выбирает себе надутый шарик, внутри него лежит бумажка с названием животного. Участники прокалывают булавой свои шарики и узнают, какого животного они будут представлять в этой игре. Режиссер берет маленький мяч, диаметром 15 см и предлагает каждому, по-очереди, крутя мяч в руках, рассказать, что он знает о своем животном интересного, чем это животное питается, при этом режиссер показывает дополнительно фотографию этого животного. Мамам предлагается присесть сзади своих детей и при необходимости помогать детям в ответах, также могли помогать в ответах и другие дети, поднимания руку.

Эта игра рассчитана на проверку памяти, внимания, мелкой моторики детей.

) В ходе игры «Найди свой предмет» по методике Вицлака, наблюдалось за умением детей классифицировать предметы, знать их название и общую характеристику, а также на умение играть в команде.

Описание игры

В общей корзине лежали вперемешку разные предметы - это овощи, фрукты и «мусор». Всех детей поровну разделили на 3 равнозначные команды. Каждая команда путем жеребьевки выбирает себе то или иное название:

команда «Овощи»,

команда «Фрукты»,

команда «Чистюли»,

и получает корзину с соответствующим символом - овощи, фрукты, «мусор». Команда «Чистюли» собирают остальные предметы (кроме овощей и фруктов), которые образно назвали «мусор».

Каждый из команды должен принести из общей корзины в свою корзину с соответствующим символом, по команде режиссера, нужный предмет: например команде «Овощи» - овощи, и так далее. Дается 2-3 минуты.

.3 Ход исследования

При наблюдении было выявлено, что один из детей отказался играть со всеми, капризничал; мама упрашивала его поучаствовать, но он так и не согласился, не смотря на все уговоры.

В результате наблюдения за ходом игры «Что это за животное?» было выявлено:

. внимание детей дошкольников имеет средний уровень,

. дети стремятся к общению с другими детьми,

. не достаточно хорошо осведомлены о мире животных, о чем говорят результаты, приведенные ниже.

Осведомленность о мире животных:

назвали всех животных - дети 6-7 лет;

назвали не всех животных (экзотических) - дети 4-5 лет;

не знают и почти не знают животных - дети 3 лет.

Интерпретация игры «Что это за животное»

Младшие дошкольники имеют ограниченное число сюжетов, меньшую осведомленность об окружающем мире, у них плохо развито внимание, сосредоточенность, но у детей этого возраста есть потребность к общению со сверстниками. Все эти показатели являются нормой из теоретических данных.

У старших дошкольников сюжеты напротив чрезвычайно разнообразны. Дети этого возраста более сконцентрированы, ответственны в выполнении задания, знают больше о животных, в силу своих возрастных особенностей.

Дети старшего дошкольного возраста более развиты, осведомлены, хорошо и легко общаются с другими, помогают другим, что говорит об их готовности к школе.

Дети младшего дошкольного возраста стремятся к общению со сверстниками, они менее осведомлены, чем старшие дошкольники, менее развиты, слабо развито внимание, что является нормой.

На основании данного анализа и интерпретации можно сделать вывод, что дети данной группы развиваются соответственно своему возрасту. Для развития у детей младшего дошкольного возраста познавательных процессов, необходимо рассказывать им, объяснять, читать о тех неизвестных сюжетах, объектах (в данном случае животных); что это за объект, какие у него отличительные черты, какие особенности его строения, цвета, запаха и так далее - все то, что поможет запомнить детям этот объект.

) В результаты наблюдения за игрой «Кто к нам пришел?» было выявлено, что у детей младшего дошкольного возраста слабо развита моторика, память и концентрация внимания и напротив старшие дошкольники больше знают, лучше развита моторика.

Результаты игры «Всё интересное о животном»:

дети 5-7 лет отвечали уверенно и правильно, много знают о животных;

дети 4 лет не всё ответили правильно;

дети 3 лет ответили неуверенно, с подсказки взрослых.

Интерпретация игры «Всё интересное о животных»

Так же как и в первой игре подтвердилось, что младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов; первоначально мотивом игры ребенка является привлекательный предмет; игра не планируется ребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки; слабо развита моторика.

Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Дети старшего дошкольного возраста больше осведомлены, больше склонны к размышлению, быстрее отвечают, чем дети младшего возраста в силу своего психического развития.

Детей младшего дошкольного возраста привлекло в данной игре не рассказ о том животном, которого они представляли, а яркий, красочный мяч, который передавался от предыдущего участника.

Наоборот старшие дошкольники ответственно отнеслись к заданию и рассказали о животном все, что они знали.

На основании интерпретации и анализа данной игры, можно сделать вывод, что мотивационные потребности развиты различно у детей одной возрастной стадии - дошкольники. Дети младшего возраста мотивированны на красочность, объемность, привлекательность предмета; для детей старшего дошкольного возраста важным является правило и его выполнение. Все эти показатели не являются отклонениями в развитии детей, а являются нормой и требуют дальнейшей тренировки в развитии.

) В результаты наблюдения за ходом игры «Найди свой предмет» дети младшего дошкольного возраста плохо различали предметы, которые им нужно было взять и положить в соответствующую корзину, им помогали взрослые и старшие дошкольники. Почти все участники справились с заданием, благодаря сплоченности, взаимопомощи и стремлению к победе. 5-летний игрок из команды «Овощи» положил в свою команду Манго, посчитав его за баклажан.

Игроки собрали свои предметы:

Команда «Овощи» - не все правильно

Команда «Фрукты» - все правильно

Команда «Чистюли» - все правильно

Интерпретация игры «Найди свой предмет»

Дети младшего дошкольного возраста: мотив игры - привлекательный предмет; ограниченное число сюжетов, плохо проводят аналогию и обобщение предметов.

Дети старшего дошкольного возраста: подчиняются правилам, поставленным перед ними, помогают младшим, лучше проводят аналогию и обобщение предметов, которые нужно было найти и положить в свою корзину.

Младших дошкольников привлекло в этой игре красочные пластмассовые овощи-фрукты, один из участников не узнал фрукт «манго», но при помощи старших дошкольников из своей команды и взрослых ребята справились с заданием.

Дети старшего дошкольного возраста активно принимали участие в командной игре, для них главное - победить, поэтому в ходе игры они помогали младшим класть нужный предмет в корзину.

На основании анализа и интерпретации игры «Найди свой предмет», можно сделать вывод, что, не смотря на разницу в возрасте, умение детей классифицировать предметы, знать их название и общую характеристику, объединение детей в команду, где главной целью является совместная игра, способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр, а также дальнейшему развитию общения между детьми.

Выводы по главе 2

На основании наблюдения в ходе проведенных игр, можно сделать выводы, что дети дошкольного возраста развиты неодинаково.

Младших дошкольников в игре привлекает красочность, объемность, привлекательность предмета; так как они имеют ограниченное число сюжетов; игра не планируется ребенком, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки; слабо развита моторика, плохо проводят аналогию и обобщение предметов, слабо развито внимание, активно стремятся к общению со сверстниками.

Старшие дошкольники напротив легко общаются, хорошо пополнен словарный запас, сюжеты чрезвычайно разнообразны, ответственно подходят к выполнению заданий, лучше развита моторика, концентрация внимания, проводят аналогию предметов.

Все эти показатели говорят о нормальном развитии детей этой возрастной периодизации, что подтверждается с научной точки зрения.

Наблюдая за ребенком, который в начале игр отказался принимать в них участие, в процессе всех игр, было замечено, что все остальные дети через какое-то время стали не обращать внимания на этого ребенка. Ребенок какое-то время оставался в стороне, потом, к середине нашего праздника, присоединился к остальным и был готов следовать общим правилам игр.

Из теоретической части выявлено, если дети не умеют договориться между собой, игра распадается или такого ребенка, который не способен договориться с другими, просто не замечают. Как и произошло в данном случае, но желание и стремление к общению побудили ребенка вступить в контакт со сверстниками.

Заключение

игра психическое развитие ребенок дошкольник

Целью данной работы было определить значение игры для развития и формирования личности ребенка.

Гипотеза в начале работы была такова, что сюжетно-ролевые игры благоприятно действуют на развитие детей, объединяют их; через игру дети понимают реальность - «Что такое хорошо и что такое плохо».

Поставленные задачи мною выполнены. Гипотеза подтвердилась: игра объединила детей, они научились играть по правилам в команде, а значит, умеют прислушиваться к другим, уважают других; в процессе этих игр дети многое узнали о жизни животных, с радостью рассказывали об этом родителям и показывали картинки, взятые с праздника.

Исходя из выше приведенных данных наблюдения и из того, что детский дворовый театр существует уже 3 года, был сделан качественный анализ наблюдения значения игры в развитии детей.

Во-первых, дети стали более активными, более включенными в предлагаемые игры, что общественно значимо для общества в целом и для развития в дальнейшем самого ребенка.

Во-вторых, игра для детей способность понять, осмыслить или переосмыслить то, что происходит вокруг них в жизни, что и происходит с данной группой детей. С каждой такой встречей дети больше узнают об окружающем их мире, лучше разбираются в темах, которые мы вместе изучали в предыдущие встречи. Они научились размышлять, спорить, даже доказывать какие-то свои позиции, конечно оставаясь при этом на своем уровне развития, являющимся нормой.

В-третьих, при таких встречах у детей лучше развиваются память, внимание, сосредоточенность, усидчивость и так далее, так как эти встречи мы тщательно готовим (в нашем коллективе 2 психолога-педагога, 1 психолог-логопед, 1 преподаватель иностранных языков) и детям интересно участвовать во всем этом, им легко общаться с другими детьми и людьми.

Литература

1.Богуславская 3.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. Просвещение, 1991

.Вицлак Г. «Способность к обучению в школе» 1972г. (сайт Child-psy.ru)

.Выготский Л.С.Проблема возраста - М.,1984г.

.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования учеб. пособие. - М. 1956г.

.Выготский Л.С. Собрание сочинений - М. 1983г.

6.Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте - М. 1956 г.

.Грэй Дж. Дети с небес. Уроки воспитания. - София, 2005г.

.Запорожец А.В. Избр. психологические труды в 2-х томах - М. 1986г.

9.Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1988г.

10.Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей - М. 1990г.

11.Леонтьев А.Н.Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.-Л. 1948г.

.Обухова Л.Ф.Возрастная психология - М.,2004г.

.Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника учеб. пособие. - М.:1977г.

.Реан А.А. Психология детства. От рождения до 11 лет. - СПб. 2006г.

15.Реан А.А. Психология личности - СПб. 2007 г.

16.Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения - М. 1987г.

17.Эльконин Б.Д. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте - М. 1971г.

18.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития учеб. пособие. - М. 1994г.

19.Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды - М. 1989г.

20.Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер.с англ.и науч. ред. А. А. Алексеев. - СПб. Летний сад, 2000г.

21.Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста под ред. Эльконина Б.Д. Венгера А.Л. - М. 1988г.

22.Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В.Дубровиной - СПб. Питер, 2007г.

23.