Свежие публикации

СКО школа-интернат 3-4 вида

Рассмотрено Утверждаю: _______________________

на заседании МО: Директор школы-интерната

протокол №________ И. И.Батищев

от_________________ приказ №________ от_______________

протокол №________ №______________от_______________

от_________________

ПРОГРАММА

«Развитие полисенсорного восприятия»

для незрячих дошкольников 3-7 лет

Составитель: Соколова О. В.,

тифлопедагог детского сада

Липецк, 2010

Пояснительная записка

Зрительная депривация, особенно в раннем детском и дошкольном возрасте, оказывает отрицательное влияние на ход психо-физического развития ребёнка и, прежде всего, на формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательной активности.

Данная программа направлена на формирование у незрячих детей дошкольного возраста умения использования индивидуальных сенсорных возможностей во всех сферах познавательной, игровой, коммуникативной, бытовой деятельности.

В основу программы положены следующие дидактические принципы:

- Концентричность - сложность и объём заданий возрастает при переходе на следующий этап знакомства с материалом по данной теме;

- Комплиментарность - сочетание и взаимное дополнение различных направлений коррекции в одном занятии;

- Лабильность - использование информации, заложенной в программе, с учётом возможностей и состояния ребёнка, создание оптимальных условий для подачи информации.

Цель данного коррекционного курса:

Создание целостных представлений о предметном мире.

Задачи коррекционного курса:

1. Развитие сенсорных возможностей различных модальностей: сохранного зрения, слуха, тактильного и кинестетического анализатора, осязания, обоняния и вкуса. Выявление и развитие возможностей кожного зрения, теплового и вибрационного чувства.

2. Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах (в том числе зрительных при наличии остаточного зрения).

3. Развитие предметного восприятия, способов обследования предметов окружающего пространства.

4. Формирование и развитие предметной деятельности.

Программа рассчитана на 4 года, 30 часов в год, 1 час в неделю. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных занятий (по некоторым темам возможно проведение подгрупповых занятий – 2 человека). Контингент воспитанников – незрячие дети от 3-х до 7-8 лет (абсолютно слепые дети и дети с остаточным зрением).

При составлении программы использованы следующие документы:

· Программа «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром». Под редакцией Л. М.Щипициной. С.-Пб. «Образование», 1995.

· Программа «Развитие зрительного восприятия». Под редакцией Л. И.Плаксиной. М. «Просвещение», 1997.

· Программа воспитания и обучения слепоглухонемых дошкольников. Московская обл. г. Сергиев Посад.

· Программа «Развитие зрительного восприятия». Составитель О. Б.Синчук, г. Челябинск, 2006.

· Программа «Развитие тактильного восприятия на основе ознакомления природным материалом». Составитель Веретенникова С. Н. г. Липецк, 2008.

В ходе реализации программы учитываются основные принципы коррекционной педагогики:

ü Характер потребностей, интересов и возможностей воспитанника;

ü Постоянство условий, в которых осуществляется обучение и единство предъявляемых требований;

ü Индивидуальный подход к ребёнку, учитывающий темп усвоения материала, работоспособность, длительность концентрации внимания, скорость запоминания и т. д.;

ü Последовательность в работе с постепенным усложнением содержания и приёмов, поэтапным усвоением умений и формированием навыков;

ü Чёткое выделение цели каждого занятия и его отдельных этапов (заданий, упражнений) в соответствии с зоной ближайшего развития ребёнка;

ü Строгий отбор дидактического материала и наглядных пособий с учётом особенностей восприятия и мышления детей дошкольного возраста. На начальном этапе обучения желательно использование натуральных объектов, и только позднее (индивидуально) соотнесение натурального объекта с игрушкой, муляжом, скульптурным изображением, рельефным рисунком, аппликацией .

Этапы формирования представлений об объектах:

1. Развитие готовности сохранных анализаторов к работе.

2. Методы обследования объектов.

3. Определение и дифференциация характерных признаков предметов: размер, форма, характер поверхности, материал и т. д.

4. Ознакомление с функциональным назначением предмета.

5. Ознакомление с предметными действиями, способами использования предмета.

6. Дифференциация данного объекта в окружающем пространстве.

7. Творческий подход к использованию предмета в различных видах деятельности. изображение объектов в разных техниках.

8. Взаимосвязь различных объектов в окружающей жизни, явлениях природы, их взаимодействие. Умение описать речевыми средствами происходящие с объектами изменения.

Структура программы.

1. Готовность сохранных анализаторов к работе.