5 ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. ПИФ СЧИТАЕТ

• Образовывать формы родительного падежа множествен­ного числа существительных.

• • Как играть?

Взрослый. Дети, к нам пришел совершенно необыкновен­ный пес (игрушка из кукольного театра бибабо). Как тебя зовут, пес?

Пес. Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите у меня: «Пиф, а сколько у тебя хвостов?»—и я отвечу.

Взрослый. Пиф, сколько у тебя хвостов?

П и ф. У меня один хвост. А теперь спросите про нос (обра­щается к кому-нибудь из детей).

Ребенок. Пиф, а Пиф, сколько у тебя носов?

Пиф. У меня один нос. А теперь спросите про уши (брови, глаза, рот, щеки, лапы).

Если форма образована неправильно, Пиф не отвечает на вопрос (ждет) до тех пор, пока ошибка не будет устранена.

2. ТРИ ЛИНЕЙКИ

• Ориентироваться на окончания слов при определении родо­вой принадлежности существительных.

• • Вам понадобится: Лесенка, имеющая три ступеньки; мелкие игрушки и пред­меты, обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка); поднос.

• • • Как играть?

Детям говорят, что на подносе есть разные предметы. Нуж­но рассмотреть предметы и разложить на лесенке так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят один, на второй ступеньке — предметы, про которые говорят одна, на третьей ступеньке — предметы, про которые говорят одно.

Сначала детям предлагают найти предметы, про которые мы говорим один.

Ребенок выбирает предмет. Взрослый предлагает ему прове­рить себя: «Один совок—можно так сказать?» (Можно.)

Аналогичным образом раскладываются все предметы.

3. МЕДВЕЖОНОК И ОСЛИК РАЗГОВАРИВАЮТ ПО ТЕЛЕФОНУ

• Образовывать формы глагола звонить (звонит, позвонил).

• • Вам понадобится: Игрушки: медвежонок, ослик, кровать, телефон.

• • • Как играть?

Взрослый. Я расскажу вам историю, которая приключи­лась с медвежонком. Спит наш медвежонок в постели и не слы­шит, что телефон звонит. Медвежонок спит и спит, а телефон звонит и звонит. Медвежонок, телефон звонит! Не слышит. Ска­жем громко вместе: медвежонок, телефон звонит!

Взрослый. Молодцы! Громко сказали. Только медвежонок все равно не услышал. Повернулся на другой бок и спит. Мед­вежонок спит, а телефон звонит. Давайте скажем медвежонку громко: телефон звонит!

Взрослый. Ну что ты будешь делать! Снова не слышит. Разоспался медве­жонок. Спрятал голову под подушку. Не хочет просы­паться. Ну-ка, Сережа, рас­тормоши медвежонка. Ска­жи: просыпайся, медвежо­нок, телефон звонит! Давайте еще раз все громко скажем:

телефон звонит! Ну вот, на­конец-то проснулся. Вставай, лежебока. Телефон звонит! Медвежонок. Алло! Слушаю.

Ослик. Здравствуй, медвежонок. Почему ты так долго не подходил к телефону?

Медвежонок. Я спал.

Ослик. Давай пойдем сегодня с тобой в зоопарк. Взрослый передает медвежонка кому-нибудь из детей, чтобы тот говорил за него. За ослика говорит взрослый. Если ребенок молчит, ему задают подсказывающие вопросы, например: «Ты был когда-нибудь в зоопарке? А кого ты там видел? Хочешь посмотреть обезьян? Они такие смешные. Знаешь, что они умеют делать?» И т. п.

4. ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ОТПУСК

• Учиться понимать оттенки значений слов, овладевать пред­ставлениями об изменении значений слова с изменением при­ставки, суффикса.

• • • Как играть?

Взрослый говорит:

«Давайте поможем Петрушке съездить в отпуск. Вот Петрушка сидит в машине и едет в отпуск. Он решил в деревню. (по­ехать). Ехал, ехал и к яме. (подъехал). Петрушка не растерялся и яму. (объ­ехал), потом через мост. (переехал) и по ровной доро­ге быстро. (поехал, помчал­ся). Через день он в деревню. (приехал). А Карлсон хо­чет лететь на самолете. Карл­сон решил. (лететь) на мо­ре. Но по пути хотел к Пет­рушке. (залететь), отдох­нуть, позагорать и потом сно­ва. (лететь). Он должен горы. (перелететь, облететь) и в 1.очи. (прилететь, призем­литься) в тот же день. Хорошо отдыхать летом!»

5. РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ

Речевые ситуации не дают готовый ответ, а побуждают к активизации зна­ний, представлений, заставляют совершать в умственном плане словесно-логи-ческие операции (находить нужное слово).

1. Заболел Олег. Доктор прописал ему лекарство. Мальчик пьет лекарство с трудом, морщится. Как вы думаете, почему? Какое лекарство? (Горькое.) А что еще бывает горьким?

А Света пьет сок и улыбается. Как вы думаете, почему? Ка­кой сок? (Сладкий, вкусный.) Про что еще можно сказать сладкий? (Про чай, кофе.) Сладкая, вкусная, красная. так мож­но сказать про морковь или про помидор? А как надо сказать про помидор?

2. Рыжая белочка и серенький зайчишка были друзьями. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, ягоды, а зайчик—морковку, капусту. А потом они весело играли. Как можно сказать, какие были зверята? Как их можно назвать? (Добрые, ласковые, отзыв­чивые, добродушные, чуткие, душевные.) Если они весело играли, то какое у них было настроение? (Веселое, радостное, ожив­ленное.)

Из книги речевых игр с дошкольниками "Придумай слово" (автор - О.С. Ушакова, доктор педагогических наук)